Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
- формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа курса рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 10 классе (35 часов) и 1 час в неделю в 11 классе(35 часов).
Программа курса состоит из трех разделов:
- Особенности ЕГЭ по обществознанию.
- Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Основное содержание
10 класс – 35 часов.
Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 10 ч.
ЕГЭ как способ объективной оценки качества
образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
– кодификатор элементов содержания
– спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы ЕГЭ.
Раздел 2. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. – 25 ч.
Задания, направленные на определение
существенных признаков ключевых
обществоведческих понятий; оценивание
приведенных положений с точки зрения их
соответствия современным научным
представлениям; характеристику социальных
объектов на основе смоделированных социальных
ситуаций; осуществление поиска социальной
информации, представленной в таких знаковых
системах, как схемы, диаграммы, таблицы;
сравнение социальных объектов, выявляя их общие
черты и различия.
Задания, направленные на установление
соответствия между существенными чертами и
признаками изученных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями;
работу с рядом однородной социальной информации,
определяя лишнее звено, выделяя обобщающее
понятие; выявление структурных элементов с
помощью схем и таблиц; соотнесение видовых
понятий с родовыми; дифференциацию в социальной
информации фактов и мнений; определение терминов
и понятий, соответствующих предлагаемому
контексту.
Задания, направленные на выявление умения
находить, осознанно воспринимать и точно
воспроизводить информацию, содержащуюся в
тексте в явном виде; на характеристику текста или
его отдельных положений на основе изученного
курса, с опорой на обществоведческие знания; на
использование информации текста в другой
познавательной ситуации, формулирование и
аргументацию оценочных, а также прогностических
суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно
раскрытое в смысловом отношении теоретическое
положение в заданном контексте. Задания,
требующие конкретизации приведенных положений,
проверяющее умение иллюстрировать примерами
изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук.
Задание-задача, требующее анализа
представленной информации, в том числе
статистической и графической, объяснения связи
социальных объектов, процессов, формулирования и
аргументации самостоятельных оценочных, а также
прогностических суждений, объяснений, выводов.
Задания, требующие составления плана
развернутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса. Задания, требующие
написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из
шести, предлагаемых экзаменуемому в форме
афористических высказываний.
11 класс – 35 часов.
Раздел 3. Тестовый практикум. – 33 ч.
Решение заданий разного уровня сложности по темам:
– Человек и общество
– Экономика
– Социальные отношения
– Политика
– Право
Решение вариантов ЕГЭ.
Тест № 1.
Тест № 2.
Тест № 3.
Тест № 4.
Тест № 5.
Тест № 6.
Итоговое повторение и обобщение. – 2 ч.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.
- ЕГЭ-2010: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2009.
- ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
- Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2009.
- ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.
- Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
- Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
- ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
- http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
- http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
- http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
- http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека