Паспорт программы
Название программы | Программа профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!” |
Авторский коллектив | Яковлева Светлана Геннадьевна, педагог - психолог Белоногова Елена Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе |
Срок реализации | 2010-2013 гг.(три года) |
Участники программы | Учащиеся МБОУ Марининской СОШ № 16, педколлектив МБОУ Марининская СОШ № 16, педагоги дополнительного образования, родители учащихся |
Кадры | Педколлектив МБОУ Марининской СОШ № 16, педагоги дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей |
Методическое обеспечение | “Методическая копилка классного руководителя” за 5 лет, журналы “Классный руководитель”, “Справочник классного руководителя”, “Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе”, “Классные часы” (1-11 кл.), ресурсы школьной библиотеки, Интернета |
Пояснительная записка
Программапрофилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!” разработана на основании информационного письма Агентства образования администрации Красноярского края в рамках краевой целевой программы “Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае”, информационно-методического материала “Организация профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в Красноярском крае” (утвержденном на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав при Правительстве Красноярского края 04.12.2009 года).
Правовую основу Программы профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма несовершеннолетних составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1;
- Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Устав Красноярского края;
- законы и другие нормативные правовые акты края.
Проблема употребления наркотических, токсических веществ и алкоголя весьма актуальна для жителей Красноярского края: уровни заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в крае достаточно высокие. Курагинский район также является территорией повышенного риска: сказывается влияние федеральной железной дороги, автомагистрали, приближенность к краевому центру, к центру республики Хакасия, высокий уровень безработицы среди молодежи. Муниципальное общеобразовательное учреждение Марининская средняя школа № 16 расположена на территории администрации Марининского сельсовета и обучает детей из трёх деревень: Маринино, Байдово, Прудный – 168 человек. Градообразующие организациина территории администрации Марининского сельсовета – ЗАО “Курагинское” (с/х предприятие, предоставляющее примерно 200 рабочих мест), школа (46 рабочих мест), Марининский “Теплоэнергоресурс” (32 рабочих места), детский сад (19 рабочих мест).В наших селах проживает 1437 человек, из них детей школьного возраста – 190, работающего населения – 331 человек, неработающего населения – 449 человек, пенсионеров – 284. Из 190 детей школьного возраста 174 – из малообеспеченных семей. В селе Маринино нет клуба. Школа является единственным местом, способным организовать досуг и летнюю занятость детей. По данным анонимного анкетирования в нашей школе 23 человека пробовали наркотики. Из 82 старшеклассников, участвовавших в анкетировании, 64 человека проявили отрицательное отношение к ПАВ, 14 – нейтральное, 4 – положительное только из интереса.
При составлении Программы мы опирались на диссертацию Орловой Ирины Анатольевны “Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков в образовательной школе”, изучали часть литературы, использованной ею для своей работы, познакомились с методологией и методикой исследования в педагогических науках (JI.C.Зорилова, Т.Г. Киселёва, М.И. Рожков, B.C. Садовская); с педагогическим осмыслением проблем личности (А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, М.И. Буянов, JI.C. Выготский, Н.Н. Ярошенко); с методологическими принципами превентивной педагогики (Т.И. Бакланова, Д.В. Колесов, Б.М. Левин, А.С. Каргин); с научными концепциями: теорией "доступности-склонности" (Р. Смарт), экзистенциальной теорией наркотической зависимости (Г.Гревис), теорией наркотических субкультур (Б. Джонсон), теорией формирования жизненных навыков (Г.Ботвин), этиологией зависимости (О.Л.Романова).
В процессе работы над Программой мы использовалиследующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, культурологической, социологической, медицинской литературы;
- изучение аддитивного поведения подростков группы риска, исследование их личностной структуры с использованием психодиагностических методов (наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование);
- педагогическое моделирование профилактической работы в школе.
Цель программы: создание социальной и культурно-досуговой защиты учащихся от распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма, повышение эффективности деятельности ученического самоуправления и организации дополнительного образования детей в школе.
Задачи:
- формировать у учащихся навыкиздорового образа жизни, отрицательное отношение к потреблению ПАВ;
- распространять знания об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья;
- организоватьдосуговую занятость учащихся через совместное взаимодействиес районными учреждениями дополнительного образования детей;
- оказать психолого-педагогическую помощь родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства, алкоголь;
- организовать летний отдых и оздоровление детей;
- выявлять и учитывать несовершеннолетних, относящихся к группе риска.
Программа состоит из 6 блоков:
- информационного,
- “Дополнительное образование”,
- “Работа с родителями”,
- “Работа с учащимися группы риска”,
- “Здоровый образ жизни”
- “Летнийотдых и оздоровление учащихся”.
Основные направления Программы соответствуют направлениям Программы воспитания школьников МОУ Марининская средняя общеобразовательная школа №16 “Я — гражданин России” на 2008-2013 годы.
- “Самоуправление”.
- “Патриот”.
- “Интеллект”.
- “Наш путь к здоровью”.
- “Досуг”.
- “Семья”.
Механизм реализации программы
Информационный блок направлен на распространение знаний среди учащихся и их родителей об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья детей.
№ | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
1 | Система классных и внеклассных мероприятий по профилактике наркомании | По планам воспитательной работы школы | Учащиеся 1-11 классов, родители | Зам. директора по ВР |
2 | Оформление и обновление информационных стендов “Наркопост”, “Права ребенка”, “Информация для родителей”, “Информдесерт” | По плану воспитательной работы школы | Учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги | Зам. директора по ВР, уполно- моченный по правам ребенка в школе |
3 | Выпуск школьной газеты “Школа.ru” | По плану воспитательной работы школы | Учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги | Педагог-координатор |
4 | Организация видеолектория | По плану воспитательной работы школы | Учащиеся 1-11 классов | Педагог-психолог |
5 | Организация совместной работы со специалистами ОВД, УСЗН, КДН и ЗП, ЦРБ | По плану воспитательной работы школы | Учащиеся 1-11 классов, родители, узкие специалисты | Зам. директора по ВР |
Дополнительное образование направлено на организацию досуговой занятости учащихся через совместное взаимодействие с районными учреждениями дополнительного образования детей, на формирование функционально грамотной личности, на развитие интеллектуального, творческого, нравственного и физического потенциала ребенка.Учитывая интересы и потребности учащихся, школа осуществляет взаимодействие со следующими районными и местными организациями:
Благодаря сотрудничеству с районным ресурсным центром, районным Домом детского творчества, Центром ЗОЖ, районной Детско-юношеской спортивной школой ЗОЖ, домами культуры сёл Байдово и Прудный мы будем иметь выход на районные, краевые, российские конкурсы, повышать профессиональное мастерство педагогов, более эффективно осуществлять дополнительное образование детей.
Работа с родителями направлена на распространение знаний об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья детей; наоказание психолого-педагогической помощи родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, на консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства, алкоголь.
Совместно со специалистами Курагинского ОВД, КДН и ЗП, Курагинской ЦРБ, УСЗН и администрацией Марининского сельсовета в школе организуется профилактическая работа с учащимися, находящимися в СОП, состоящими на учете в ОПДН, их родителями:
1. Разработан план совместных действий школы с ОПДН (рейды, профилактические беседы);
2. Организована работа службы психолого-социальной поддержки учащихся, создан банк данных на учащихся, находящихся в социально-опасном положении;
3. Действует программа профилактики правонарушений.
Схема взаимодействия с районными и местными организациями
Работа с учащимися группы риска направлена на выявление и учет учащихся, относящихся к группе риска, на организацию их занятости в классных и внеклассных мероприятиях, занятости во внеурочное время, на контроль посещения учебных занятий и занятий дополнительным образованием.
№ | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответст-е |
1 | Анкетирование. Общее анкетирование | По планам педагога-психолога, классных руководителей | Учащиеся 1-11 классов, родители | Педагог-психолог, зам.директора по ВР |
2 | Характерологический диагностический опросник для подростков | По плану педагога-психолога | Учащиеся 1-11 классов, родители | Педагог-психолог |
3 | Определение тревожности детей по тест-опросникам Спилбергера ,Филлипса, самооценки психических состояний ребёнка по Айзенку | По плану педагога-психолога | Учащиеся 1-11 классов | Педагог-психолог |
4 | Составление базы данных. Контроль посещения учебных занятий и занятий дополнительным образованием. | По плану работы соц. педагога, воспитательной работы школы | Учащиеся 1-11 классов, классные руководители | Соц. педагог, зам. директора по ВР |
5 | Оформление документации на учащихся, состоящих на учете в СОП и в ОПДН | По мере выявления | Учащиеся 1-11 кл, соц. педагог, психолог, кл. руководители, зам. директора по ВР | Соц. педагог |
Здоровый образ жизни
Блок направлен на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, отрицательного отношения к потреблению ПАВ.
№ | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
1 | Система классных и внеклассных мероприятий по профилактике ПАВ | По плану воспитательной работы школы | Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, узкие специалисты | Зам. директора по ВР |
2 | Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования | По плану работы спорт клуба “Старт” | Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, учителя физвоспитания | Руководитель спортклуба “Старт” |
3 | Конкурсы рисунков, плакатов, слоганов, буклетов, творческих работ по теме “Мы за здоровый образ жизни!” | По плану воспитательной работы школы | Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, родители, педагоги-предметники | Старший вожатый |
4 | Акции, подготовка и выступление агитбригад на тему здорового образа жизни | По плану воспитательной работы школы | Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, родители, педагоги-предметники | Старший вожатый |
5 | Работа волонтерского отряда “Позитив” | По плану воспитательной работы школы | Учащиеся 6-11 классов, кл. руководители, ст. вожатый | Старший вожатый |
6 | Работа спортивных секций | По плану воспитательной работы школы | Учащиеся 1-11 классов, тренеры-преподаватели | Зам. директора по ВР |
Летний отдых и оздоровление учащихся
Блок направлен на организацию летнего отдыха и оздоровления детей. Организованный отдых – это, прежде всего, возможность формирования у детей разносторонних интересов и увлечений в сфере досуговой деятельности для творческого развития и роста детей, обогащения их духовного мира и интеллекта. Организованный отдых является одной из форм социальной защиты и воспитания социально полезной личности.
Сочетание видов досуга с различными формами образовательной и трудовой деятельности позволяет решить проблемы занятости детей в свободное время и уменьшить степень возникновения и проявления девиантного поведения детей.
Система организации летних оздоровительных кампаний
1 | Лагерь дневного пребывания детей на базе школы |
2 | Летний трудовой отряд старшеклассников |
3 | Трудовой отряд старшеклассников |
4 | Районные военно-полевые сборы “Орлёнок” для юношей 10-х классов |
5 | Районный летний образовательный модуль СТЭК (спортивный, туристический, экологический, краеведческий) |
6 | Районный летний реабилитационный лагерь “Фортуна” |
7 | Районная летняя экологическая школа “Подрост” |
8 | Пришкольный участок |
9 | Экскурсии в г. Абакан, п. Курагино |
10 | Оздоровление учащихся в загородных лагерях и санаториях |
11 | Выпускные вечера, мероприятия в Дни защиты детей |
Ожидаемые результаты и социальные эффекты
- Увеличится количество учащихся, занятых в дополнительном образовании.
- Снизится количество учащихся, состоящих на учете в ОПДН.
-Увеличится количество учащихся, осознающих преимущества здорового образа жизни, заботящихся о своём психофизическом здоровье.
- Учащиеся получат определенные положительные навыки и приобретут опытв социально- значимой и полезной деятельности.
Приложение (Иллюстриции к уроку)