Учебно-воспитательные задачи:
- сформировать понятие «гидросфера», её основные части.
- обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидросфере (мировом круговороте воды)
- начать работу по формированию понятий « мировой океан»,
- закрепить умение учащихся работать с картой, показывая географические объекты
Оборудование: физическая карта полушарий, схема “Мировой круговорот воды в природе”, глобус, жетоны (которые получают учащиеся за полный и правильный ответ).
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие.
2. .Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы начнём изучение нового раздела, новой оболочки Земли. Попробуйте сами отгадать название этой оболочки:
«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять.»
А какие загадки о воде вы знаете?
Итак, мы начинаем изучение водной оболочки Земли, которая называется гидросфера.
А науку, изучающую воды Земли, называют ГИДРОЛОГИЕЙ.
3. Объяснение нового материала.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете» – так об этом удивительном веществе говорил Антуан де Сент-Экзюпери.
И эти слова я взяла эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.
3.1. Значение воды в природе и жизни человека. Понятие “Гидросфера”.
Вода – самый удивительный минерал на земле. Есть много пословиц о воде, например, восточные гласят: « где вода, там и жизнь», « земля умирает, если ушла вода».
Задание: Как вы думаете, почему люди ещё в древности придавали столь большое значение воде? Приведите примеры о роли и значении воды в природе и жизни человека.
Примерные ответы учащихся. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек, они умрут от жажды.
На реках строят гидроэлектростанции, вода вырабатывает электрический ток.
По воде ходят суда, вода используется как транспортный путь.
Вода используется в промышленности, сельском хозяйстве.
С давних времён вода служила для защиты от врагов. Люди нередко селились не на суше, а на воде: вбивали сваи в дно реки, озера. Такой дом был надёжно защищён от зверей и врагов.
Некоторые живые организмы, например медузы, состоят из воды на 99%, а человек состоит из воды на 2/3. Человек умрёт, если потеряет 12% влаги своего организма.
На берегу морей, рек человек отдыхает, на воду человек может смотреть бесконечно долго.
Вода разрушает горные породы, влияет на климат.
Вывод делает учитель: Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить воду. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что голубого цвета на нем больше, чем зелёного, коричневого. Голубым цветом на глобусе и карте изображена вода. Сколько занимает вода? Суша? 71 % всей поверхности нашей планеты покрыто водой. (Рис.1)
Рисунок 1
3.2. Состав гидросферы.
Учитель. Вода создает «внешность» планеты. Но воды Земли сосредоточены не только в Мировом океане.
Вопрос к учащимся: Где еще находится вода в природе?
Ожидаемые ответы учащихся: в реках, озерах, ледниках, прудах, водохранилищах, подземных водах и т.д.
Учитель. Все это составные части гидросферы, которые мы отразим на схеме.
Я рисую на доске, а вы в тетрадях.
Все части гидросферы связаны между собой. Вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается.
Работа с учебником Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «Начальный курс». Анализ рис. 46 «Объём воды на земле». Где содержится самый большой объём воды, самый маленький? Где больше всего пресной воды содержится? (в ледниках). Ледники пока недоступны человечеству. Люди испытывают недостаток в пресной воде. Самый маленький объем воды содержится на поверхности суши. Поэтому необходимо бережно и рационально её использовать.
Вопрос к учащимся: Как вы понимаете бережно использовать воду?
Предполагаемые ответы: бережно значит экономно. Закрывать кран водопровода. Не засорять реки, берега, так как весь мусор всё равно попадает в реку. Очищать воду, прежде чем спускать в реки. Строить очистные сооружения. Нельзя мыть машины на берегу водоёмов.
3.3. Мировой круговорот воды в природе.
Пресной воды очень мало. Такого количества хватило бы человечеству на несколько лет. Но реки и озёра не пересыхают. Почему вода не исчезает? Благодаря Солнцу происходит круговорот воды в природе.
Вопрос к учащимся: Пользуясь схемой в учебнике «Мировой круговорот воды», расскажите, как происходит круговорот воды в природе, как перемещается вода в пространстве?
Ответ учащихся по схеме. Солнце нагревает океан. Вода испаряется с поверхности океана и поднимается вверх. На высоте водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, образуются облака. Из облаков выпадают осадки: дождь, снег. Вода попадает обратно в океан. А если подует ветер. Облака окажутся над сушей и из них выпадают осадки, которые падают на землю: в реки, или просачиваются в землю, или выпадают в горах. Реки собирают воду на суше и несут её в океан, возвращая обратно. Так происходит круговорот воды в природе.
Учитель делает вывод: Океаны, вода в которых солёная, благодаря Солнцу являются главными поставщиками пресной воды на сушу. Мировой круговорот связывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу.
Послушайте, как можно в стихах рассказать об этом явлении.
«Откуда берётся вода»
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Вода полноводно бежит на просторе.
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана
Сгущается влага над ним, как сметана
Она поднимается выше пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождём проливаются, сыплют снегами.
Снега превращаются весной в ручейки
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Всё это и зовут в народе
Круговорот воды в природе.
Воду дают не одни родники,
Тают в горах весной ледники.
4. Подведение итогов урока
4.1. Назовите, какие основные вопросы мы рассмотрели на уроке.
- Что такое гидросфера?
- Значение воды.
- Круговорот воды в природе.
4.2. Выставление оценок.
Кто набрал 3 жетона за ответы на уроке отметка «5», два жетона - оценка «4», если один жетон – дополнительный вопрос.
4.3. Релаксация. Игра «вода не вода»
Основные вопросы мы рассмотрели и у нас есть возможность расслабиться немного.
Правая рука – если называю слово, означающее воду в различных её проявлениях, например, океан.
Левая рука – если предмет (или явление) связаны с водой, но сами водой не являются, например, полотенце.
Ничего не поднимаете – если не связаны с водой.
Лужа, снег, река, водопад, волна, роса, ручей, радуга, корабль, водопровод, рыба, катер, спасательный круг, утка, зонт, ветер, камень, дверь, шапочка, тумбочка, линейка.
Дом. Задание: параграф 23, вопросы 1,2,3,5 – устно, подобрать стихи о воде.