В наше время знание экологии должно играть важную роль в воспитании и обучении по вопросам в области окружающей среды. Главным вопросом для его обновления является определение содержания экологического образования, которое бы учитывало возрастные способности учащихся. В данное время существует много программ для младших школьников имеющих экологическое направление. Но не все имеющиеся программы созданы для обучения в начальной школе и не совсем подходят для работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вот исходя из этого и возникла потребность в составлении программы по экологии для младших школьников, занимающихся в учреждении дополнительного образования.
Курс “В дружбе с природой” рассчитан на 144 часа для учащихся 7–10 лет.
Цель программы: воспитание гуманной и творческой личности способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Задачи программы.
- Раскрытие перед воспитанниками картины мира.
- Привитие первичных эколого-биологических навыков и умений: поведенческих, познавательных, преобразовательных.
- Расширение кругозора воспитанников по экологии, краеведению, туризму, географии, биологии.
- Развитие творческих способностей воспитанников.
Отличительные особенности программы.
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.
Особое внимание уделяется в программе формированию целостного взгляда на природу и места человека в ней. У обучающихся формируется первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде.
Программа построена на принципах развивающегося обучения и направлена на развитие личности в целом: это умение, при анализе конкретных экологических явлений и проблем показать причинно следственные объяснения; умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения;
Видеть и понимать красоту окружающего мира.
Предусмотрено использование таких форм проведения занятий
- Беседы по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, чтения и обсуждения информации, содержащей интересные данные о природе родного края.
- Практические и творческие работы.
- Дидактические и ролевые игры “Знаешь ли ты растения?” “Занимательная биология”, “Флора края”.
- Экскурсии.
- Экологическая акции “ Птичья столовая”, “День воды”, “Ель”.
Теоретическая подготовка воспитанников осуществляется за счет лекций и бесед на современном научном уровне по плану объединения.
В ходе выполнения практической работы определенное время отводится правилам техники безопасности. У воспитанников постоянно воспитываются навыки труда. В результате разнообразных теоретических и практических работ у учащихся углубляются, расширяются, прививаются исследовательские умения и навыки.
При изучении некоторых тем могут быть привлечены узкие специалисты (ветеринарные врачи, ведущие специалисты Департамента экологии природопользования Альметьевского Муниципального района).
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны знать
- Термин “экология”.
- Окружающая среда как среда обитания человека.
- Правила содержания животных зооуголка.
- Видовой состав животных зооуголка.
- Теоретические основы зоологии и экологии.
- Классификацию животных и растений.
- Историю комнатного цветоводства.
- Правила постановки опытов.
- Ведение наблюдений.
- Правила дизайна.
- Биологию и систематику изучающих группы организмов.
- Характеристику леса как природной системы
Учащиеся должны уметь
- Применять знания экологических правил при анализе различных видов деятельности.
- Проводить наблюдения за качеством водной , воздушной среды.
- Пользоваться оборудованием для ухода за животными.
- Вести наблюдения за своими питомцами.
- Ориентироваться в комнатных растениях.
- Уметь пользоваться основными агроприемами по уходу за растениями.
- Определять вредителей.
- Вести наблюдения за состоянием растений.
- Подбирать растения, соответствующие данным условиям и назначению данных помещений.
- Сравнивать различные типы леса.
- Распознавать древесные и кустарниковые породы.
Различные формы деятельности.
Индивидуальная, групповая, парная позволит сформировать у учащихся чувство коллективизма, умение выслушать чужую точку зрения и обосновать свою.
Формы реализации программы.
- Интеллектуальные конкурсы “Своя игра”, кроссворды.
- Коллективно творческие дела праздники: “Посвящение в юннаты”, “День воды”, “День птиц”.
- Викторины: “Знакомые незнакомцы”, “Земноводные”, “Знатоки природы”, “Шестиногие жители планеты”.
- Конкурсы: Звездный час “Зеленый дом”, “Мисс - кис”, “Лесные заморочки”.
- Практические занятия по комнатному цветоводству и уходу за животными зооуголка.
- Фенологические наблюдения .
- Экскурсии в природу: “Сбор природного материала для гербария”, “Сезонные изменения в жизни растений”, “Подготовка животных к зиме”, “Природа и мы”, “Зимний сад ДК Нефтьче”.
- Встреча с интересными людьми, с лесничеством, ветеринаром.
- Тестирование.
Используемые технологии.
Развитие критического мышления, дебаты, проекты.
Учебно-наглядный комплекс.
-
Рабочая тетрадь,
- Методические рекомендации для педагога дополнительного образования,
- Учебные пособия, книги, журналы, схемы, видеофильмы.
Методическое обеспечение.
- Видеофильмы: “Времена года”, “Экологический альманах” и т.д.
- Аудиокассеты: звуки природы “Золотая осень”, “Шторм на море”, “Голоса птиц и редких животных”.
- Энциклопедии: “Мир животных”, “Насекомые и пауки”, “Я познаю мир”.
- Раздаточный материал;
- Определители;
- Учебники;
- Методические пособия;
- Красная книга;
- Правила поведения в природе.
Работа с родителями.
Программа немаловажную роль в экологическом просвещении оказывает родителям обучающихся.
Работа с родителями ведется по моделям.
Программа “Школа для родителей”
1. Проведение родительских собраний:
- “Новые формы оплаты”,
- “Влияние животного и растительного мира на формирование ребенка”,
- “Наши планы на лето”.
2. Совместное обучение:
- открытое занятие для родителей “Посвящение в Юннаты”,
- совместный урок-игра “Счастливый случай”,
- экскурсии на природу.
3. Параллельное обучение:
- консультации для родителей,
- “Забота об окружающей среде - забота о здоровье”,
- практические консультации “Уход и содержание комнатных растений и животных.
Знания и умения I года обучения
Учащиеся должны знать
- Определение терминов фенология, гидрология, метеорология, гербарий.
- Сбор материала по фенофазам.
- Особенности внешнего строения грибов и их значение в природе и жизни человека.
- Разнообразие культурных и дикорастущих растений.
- Особенности строения дикорастущих и культурных растений.
- Типы лесов, историю развития комнатного цветоводства, условия содержания комнатных растений, вредителей комнатных растений.
- Многообразие животного мира родного края.
- Какое животное наиболее подходит для содержания и разведения в уголке живой природы.
- Условия транспортировки животных.
- Потребности животных в уходе и кормление.
- Правило подбора клеток для содержания животных.
- Заказники РТ, России, Красная книга Татарстана, Красная книга России, редкие и исчезающие животные мира, России и родного края.
- Самые распространенные виды аквариумных рыб.
- Самые распространенные виды аквариумных растений.
- Условия их содержания, потребности в уходе и кормлении.
- Наиболее распространенные болезни рыб и их профилактика.
- Биологические особенности амфибий.
- Многообразие видов земноводных и их значение в природе и для человека.
- Особенности размножения и разведение земноводных.
- Виды амфибий, наиболее подходящих для содержания и разведения в неволе.
- Условия содержания, потребности в уходе и кормление.
- Наиболее распространенные болезни амфибий и их профилактика.
- Многообразие видов млекопитающих.
- Значение млекопитающих в природе и для человека.
- Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведение млекопитающих.
- Особенности размножения и развития млекопитающих .
- Правило подбора клеток для содержания животных.
- Самые распространенные виды животных и их профилактика.
- Наиболее распространенные породы кошек и собак.
- Особенности содержание кошек и собак.
- Наиболее распространенные болезни и их профилактика.
- Положительные и отрицательные аспекты содержания кошек и собак.
- Физиологические потребности этих животных.
Учащиеся должны уметь
- Определять температуру воздуха, измерять высоту снежного покрова, пользоваться термометром, работать с готовыми гербарными экземплярами растений.
- Определять овощные, зерновые , кустарниковые культурные растения
- Распознавать съедобные и ядовитые грибы.
- Определять виды деревьев, правильно вести себя в лесу, правильно ухаживать за комнатными растениями, удобрять растения и вести их подкормку.
- Определять вредителей комнатных растений и уничтожать их.
- Определять диких и домашних животных (фото, видеоматериал), пользоваться картой, определять животных по их внешнему виду (рисунки).
- Находить на карте заказники, заповедники.
- Определять животных по их внешнему виду в соответствии с Красной книгой.
- Определять аквариумных рыб по внешнему виду.
- Правильно содержать, кормить и размножать аквариумных рыб.
- Создавать необходимый микроклимат и ухаживать за растениями в аквариуме.
- Определять земноводных по внешнему виду (в природе по рисункам, фото и видео материалов).
- Правильно кормить земноводных (соблюдать гигиену и режим кормления) и ухаживать за ними.
- Создавать необходимый микроклимат (температура, световой режим, ультрафиолетовые облучения, влажность).
- Определять систематическое положение млекопитающих.
- Определять животных по их внешнему виду (рисунки, фото, видео материалы).
- Оборудовать клетки и вольеры и правильно размещать в них животных.
- Создавать необходимый микроклимат (температура, свет, влажность).
- Правильно кормить животных и ухаживать за ними.
- Следить за родами и развитием детенышей.
- Оказывать посильную ветеринарную помощь.
- Определять по внешнему виду распространенные породы кошек и собак.
- Правильно кормить кошек и собак и ухаживать за ними.
- Правильно подбирать породы для содержания в домашних условиях.
- Оказывать посильную ветеринарную помощь.
Знания и умения II года обучения
Учащиеся должны знать
- Характеристику водоема: примерную площадь, характер берегов, глубину, степень загрязнения водоема.
- Органический мир водоема.
- Береговую растительность: растения прибрежной области частично погруженные, целиком погруженные.
- Значение растений в органической жизни водоема.
- Многообразие животных населяющих водоем.
- Приспособление животных к условиям жизни в водной среде.
- Об охране и спасении рыб.
- Наиболее распространенные рыбы водоемов и их хозяйственное значение
- Биологические особенности беспозвоночных
- Особенности размножения и размножение беспозвоночных.
- Виды беспозвоночных.
- Условия содержания, потребности в уходе и кормления.
- Биологические особенности рептилий, многообразие видов рептилий и значение в природе и для человека.
- Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведения рептилий.
- Какие виды рептилий наиболее подходят для содержания и разведения в неволе.
- Условия содержания, потребности в уходе и кормления.
- Типичных представителей пресмыкающихся РТ.
- Болезни рептилий и их профилактика.
- Биологические особенности птиц.
- Многообразие видов птиц и их значение в природе и для человека.
- Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведения птиц.
- Какие виды птиц наиболее подходят для содержания и разведения в неволе.
- Условия транспортировки птиц.
- Уход и кормление птиц.
- Какие клетки и вольеры наиболее подходят для содержания птиц в зооуголке.
- Наиболее распространенные болезни птиц и их профилактика.
- Характеристику водоема: примерную площадь, характер берегов, глубину, степень загрязнения водоема.
- Органический мир водоема.
- Береговую растительность: растения прибрежной области частично погруженные, целиком погруженные.
- Значение растений в органической жизни водоема.
- Многообразие животных населяющих водоем.
- Приспособление животных к условиям жизни в водной среде.
- Об охране и спасении рыб.
- Наиболее распространенные рыбы водоемов и их хозяйственное значение.
- Биологические особенности беспозвоночных
- Особенности размножения и размножение беспозвоночных.
- Виды беспозвоночных.
- Условия содержания, потребности в уходе и кормления.
- Биологические особенности рептилий, многообразие видов рептилий и значение в природе и для человека.
- Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведения рептилий.
- Какие виды рептилий наиболее подходят для содержания и разведения в неволе.
- Условия содержания, потребности в уходе и кормления.
- Типичных представителей пресмыкающихся РТ.
- Болезни рептилий и их профилактика.
- Биологические особенности птиц.
- Многообразие видов птиц и их значение в природе и для человека.
- Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведения птиц.
- Какие виды птиц наиболее подходят для содержания и разведения в неволе.
- Условия транспортировки птиц.
- Уход и кормление птиц.
- Какие клетки и вольеры наиболее подходят для содержания птиц в зооуголке.
- Наиболее распространенные болезни птиц и их профилактика.
- Пойменные луга, низинные, суходольные луга степи.
- Особенности луговой или степной фауны.
- Животные – постоянные обитатели луга.
- Редкие и исчезающие животные луга.
- Типы и виды почв.
- Состав и строение почв.
- Пути сохранения и повышения плодородия почвы.
- Основные группы сорняков и их биологические особенности.
- Какой вред наносят сорняки культурным растениям.
- Гербициды, и их роль в борьбе с сорной растительностью.
Учащиеся должны уметь
- Определять глубину водоема, примерную площадь водоема.
- Определять степень загрязнения водоема, прозрачность воды, температурный режим.
- Собрать и определить водных и прибрежных растений водоемов.
- Определить места обитания животных водоема.
- Правильно содержать и кормить беспозвоночных.
- Создавать необходимый микроклимат
- Определять рептилий по внешнему виду (в природе, по рисункам)
- Правильно кормить пресмыкающихся (соблюдать гигиену, режим кормления и ухаживать за ними).
- Создавать необходимый микроклимат.
- Определять систематическое положение птиц, пользоваться картой и глобусом.
- Определять птиц по их внешнему виду.
- Оборудовать клетки, вольеры.
- Правильно кормить птиц и ухаживать за ними, изготовить гнездовые ящики.
- Дрессировать и обучать канареек и попугаев.
- Определять видовой состав местной фауны в природе.
- Определять влажность, водопроницаемость, влагоемкость почвы.
- Определять обеспеченность почвы питательными веществами по внешним признакам растений.
- Определять сорняки.
- Применять способы борьбы с сорняками.
- Правильно обращаться с гербицидами.
Знания и умения III года обучения
Учащиеся должны знать
- Местные охраняемые территории.
- Какие существуют международные организации по защите окружающей среды.
- Как ведется охрана окружающей среды в родном крае.
- Как солнечный свет влияет на освещенность, рост и развитие организмов.
- Как растения и животные приспосабливаются к поглощению световой энергии.
- Светолюбивые, теневыносливые, теневые виды растений.
- Животных, ведущих дневной, ночной, сумеречный образ жизни.
- Когда происходит миграция птиц.
- Как сезонные явления влияют на организм животных и человека.
- Физическое состояние воды.
- Характер осадков и влияние их продолжительности на организм.
- Представление о круговороте воды в природе как о непрерывном процессе.
- Приспособление живых организмов к условиям водного режима.
- Какую роль играет воздух в жизни человека, животных, растений.
- Какой вред приносит человеку загрязнение окружающий среды.
- Главные источники загрязнения воздуха: газы, дым, курение, выхлопные газы.
- Какие растения помогают очищать воздух.
- Из какого экологического материала должна быть изготовлена мебель в квартире.
- Изделия из пластика, полезность их и необходимость, вред.
- Какие комнатные растения играют эстетическую и гигиеническую роль.
- Как загрязнение биосферы влияет на здоровье человека.
- Какова связь между погодой и самочувствием человека.
- Как взаимосвязаны питание и здоровье человека.
- Паразитов, живущих в доме и меры борьбы с ними.
- Понятие “температура”.
- Тепловой режим.
- Как приспосабливаются деревья, кустарники и другие растения к низким температурам.
- Как взаимосвязаны между собой температура и влажность.
- Какие новые типы загрязнения окружающей среды появляются в настоящие время?
- Как мусор загрязняет природу.
- Как шум разрушает не только биологические объекты, но и памятники природы.
- Какие общественные организации по борьбе с загрязнением существуют в нашем городе.
- Роль электромагнитных волн на влияние окружающей среды.
Учащиеся должны уметь
- Собирать материал по охране природы родного края.
- Принимать активное участие в экологических акциях.
- Уметь составлять календарь природы.
- Узнавать охраняемые растения и животные.
- Определять высоту деревьев.
- Определять теневыносливее, светолюбивые, теневые растения.
- Определять по биоритмам поведение животных.
- Определять температуру воды.
- Определять снежный покров.
- Определять следы жизнедеятельности животных.
- Провести экологическую акцию или мероприятие среди воспитанников дошкольного возраста, а так же среди населения о мерах борьбы с загрязнением окружающего воздуха.
- Проводить наблюдение по выявлению растений, которые очищают атмосферный воздух.
- Озеленять город и улицы города данными растениями.
- Правильно ухаживать за комнатными растениями.
- Своевременно производить влажную уборку дома.
- Создать в квартире красивый интерьер.
- Вести здоровый образ жизни и пропагандировать среди окружающих.
- Соблюдать личную гигиену.
- Следить своевременно за своим самочувствием в различные погодные условия.
- Употреблять в пищу экологически чистые продукты.
- Составлять таблицы и температурные карты района на основе использования записи в календаре природы.
- Определять деревья и кустарники в зимнем состоянии.
- Определять промерзаемость почвы.
- Составлять графики температуры под и над снеговым покровом.
- Экономить электроэнергию, газ, горячую воду.
- Вовремя выносить отходы в специальные контейнеры и машины.
- Измерять уровень шума.
- Выявлять источники загрязнений и пропагандировать знания по влиянию загрязнения и их предотвращения.
Методические разработки
- Дидактическая игра: “Узнай по портрету”, (для воспитанников I года обучения.)
- Тестирование к разделу: Фенологические наблюдения, (для воспитанников I года обучения.)
- “Экологическое ассорти” (для воспитанников I года обучения.)
- Тестирование к разделу: “Вода и ее свойства” (для воспитанников II года обучения)
- Кроссворд “Круговорот воды в природе” (для воспитанников II года обучения.)
- Тестирование к разделу: “Экология” (для воспитанников III года обучения)
- “Экологический калейдоскоп” ( для воспитанников III года обучения.)
Учебно-тематический план. Содержание программы. I год обучения. (Приложение 1)
Учебно-тематический план. Содержание программы. II год обучения. (Приложение 2)
Учебно-тематический план. Содержание программы. III год обучения. (Приложение 3)
Условия реализации программы
Материально-технические условия
Теоретическая часть практических занятий проводится в Центре детско-юношеского творчества, экскурсии и некоторые практические работы - в природных условиях: близлежащем парке, садах и огородах лесных массивах, на берегах рек, озер и прудов.
Программа предполагает самостоятельную работу воспитанников с литературой. Для этого им предлагается большой перечень учебников, методических пособий, познавательная литература, аудио и видео материалы. Имеющийся уголок живой природы является лабораторией, где воспитанники проводят самостоятельные длительные наблюдения за животными, проводят опытно – исследовательские работы. Видовой состав живого уголка достаточно разнообразен.
Уровень использования животных в образовательном процессе зависит от возраста обучающихся по данной образовательной программе и личных качеств.
Кадровые условия
Обучение по данной программе могут вести педагоги, имеющие среднее высшее специальное образование биологического направления, а так же педагоги, повышающие уровень профессиональной компетентности на курсах, учебно-методических семинарах.
Внешние условия
Работа по программе предполагает знакомство педагогов и учащихся:
- с администрацией парковых зон, лесничеством, городскими ветеринарными службами;
- с биологами школ, с/х. техникума в городе Альметьевске.
- со средствами массовой информации, газетами “Знамя труда” и “Экологическая правда”.
Список литературы для детей
-
Красная книга Республики Татарстан. Попов
В.А., Лукин А.В. “Животный мир Татарии”. Казань.
1998.
- Животные, растения, грибы”. Издат. Природа. Издат. ТОО “Стар”, Казань, 1995.
- Попов В.А., Лукин А.В. “Животный мир Татарии”. Казань. 1998.
- Редькина М. Мелодия страницы. М., 1983.
- Красиков С. Легенды о цветах. М., 1995.
Список литературы для педагогов
- Красная книга Республики Татарстан.
- “Животные, растения, грибы”. Издат. Природа. Издат. ТОО “Стар”, Казань, 1995.
- Попов В.А., Лукин А.В. “Животный мир Татарии”. Казань, 1995.
- Экология в начальной школе. М., 2004.
- Степанов В. Сказочная азбука. Уроки для ребят. М., 2001 г.