Образовательно-воспитательная программа "В дружбе с природой"

Разделы: Внеклассная работа


В наше время знание экологии должно играть важную роль в воспитании и обучении по вопросам в области окружающей среды. Главным вопросом для его обновления является определение содержания экологического образования, которое бы учитывало возрастные способности учащихся. В данное время существует много программ для младших школьников имеющих экологическое направление. Но не все имеющиеся программы созданы для обучения в начальной школе и не совсем подходят для работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вот исходя из этого и возникла потребность в составлении программы по экологии для младших школьников, занимающихся в учреждении дополнительного образования.

Курс “В дружбе с природой” рассчитан на 144 часа для учащихся 7–10 лет.

Цель программы: воспитание гуманной и творческой личности способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи программы.

  1. Раскрытие перед воспитанниками картины мира.
  2. Привитие первичных эколого-биологических навыков и умений: поведенческих, познавательных, преобразовательных.
  3. Расширение кругозора воспитанников по экологии, краеведению, туризму, географии, биологии.
  4. Развитие творческих способностей воспитанников.

Отличительные особенности программы.

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Особое внимание уделяется в программе формированию целостного взгляда на природу и места человека в ней. У обучающихся формируется первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде.

Программа построена на принципах развивающегося обучения и направлена на развитие личности в целом: это умение, при анализе конкретных экологических явлений и проблем показать причинно следственные объяснения; умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения;

Видеть и понимать красоту окружающего мира.

Предусмотрено использование таких форм проведения занятий

  • Беседы по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, чтения и обсуждения информации, содержащей интересные данные о природе родного края.
  • Практические и творческие работы.
  • Дидактические и ролевые игры “Знаешь ли ты растения?” “Занимательная биология”, “Флора края”.
  • Экскурсии.
  • Экологическая акции “ Птичья столовая”, “День воды”, “Ель”.

Теоретическая подготовка воспитанников осуществляется за счет лекций и бесед на современном научном уровне по плану объединения.

В ходе выполнения практической работы определенное время отводится правилам техники безопасности. У воспитанников постоянно воспитываются навыки труда. В результате разнообразных теоретических и практических работ у учащихся углубляются, расширяются, прививаются исследовательские умения и навыки.

При изучении некоторых тем могут быть привлечены узкие специалисты (ветеринарные врачи, ведущие специалисты Департамента экологии природопользования Альметьевского Муниципального района).

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся должны знать

  1. Термин “экология”.
  2. Окружающая среда как среда обитания человека.
  3. Правила содержания животных зооуголка.
  4. Видовой состав животных зооуголка.
  5. Теоретические основы зоологии и экологии.
  6. Классификацию животных и растений.
  7. Историю комнатного цветоводства.
  8. Правила постановки опытов.
  9. Ведение наблюдений.
  10. Правила дизайна.
  11. Биологию и систематику изучающих группы организмов.
  12. Характеристику леса как природной системы

Учащиеся должны уметь

  1. Применять знания экологических правил при анализе различных видов деятельности.
  2. Проводить наблюдения за качеством водной , воздушной среды.
  3. Пользоваться оборудованием для ухода за животными.
  4. Вести наблюдения за своими питомцами.
  5. Ориентироваться в комнатных растениях.
  6. Уметь пользоваться основными агроприемами по уходу за растениями.
  7. Определять вредителей.
  8. Вести наблюдения за состоянием растений.
  9. Подбирать растения, соответствующие данным условиям и назначению данных помещений.
  10. Сравнивать различные типы леса.
  11. Распознавать древесные и кустарниковые породы.

Различные формы деятельности.

Индивидуальная, групповая, парная позволит сформировать у учащихся чувство коллективизма, умение выслушать чужую точку зрения и обосновать свою.

Формы реализации программы.

  1. Интеллектуальные конкурсы “Своя игра”, кроссворды.
  2. Коллективно творческие дела праздники: “Посвящение в юннаты”, “День воды”, “День птиц”.
  3. Викторины: “Знакомые незнакомцы”, “Земноводные”, “Знатоки природы”, “Шестиногие жители планеты”.
  4. Конкурсы: Звездный час “Зеленый дом”, “Мисс - кис”, “Лесные заморочки”.
  5. Практические занятия по комнатному цветоводству и уходу за животными зооуголка.
  6. Фенологические наблюдения .
  7. Экскурсии в природу: “Сбор природного материала для гербария”, “Сезонные изменения в жизни растений”, “Подготовка животных к зиме”, “Природа и мы”, “Зимний сад ДК Нефтьче”.
  8. Встреча с интересными людьми, с лесничеством, ветеринаром.
  9. Тестирование.

Используемые технологии.

Развитие критического мышления, дебаты, проекты.

Учебно-наглядный комплекс.

  • Рабочая тетрадь,
  • Методические рекомендации для педагога дополнительного образования,
  • Учебные пособия, книги, журналы, схемы, видеофильмы.

Методическое обеспечение.

  • Видеофильмы: “Времена года”, “Экологический альманах” и т.д.
  • Аудиокассеты: звуки природы “Золотая осень”, “Шторм на море”, “Голоса птиц и редких животных”.
  • Энциклопедии: “Мир животных”, “Насекомые и пауки”, “Я познаю мир”.
  • Раздаточный материал;
  • Определители;
  • Учебники;
  • Методические пособия;
  • Красная книга;
  • Правила поведения в природе.

Работа с родителями.

Программа немаловажную роль в экологическом просвещении оказывает родителям обучающихся.

Работа с родителями ведется по моделям.

Программа “Школа для родителей”

1. Проведение родительских собраний:

    - “Новые формы оплаты”,

    - “Влияние животного и растительного мира на формирование ребенка”,

    - “Наши планы на лето”.

2. Совместное обучение:

    - открытое занятие для родителей “Посвящение в Юннаты”,

    - совместный урок-игра “Счастливый случай”,

    - экскурсии на природу.

3. Параллельное обучение:

- консультации для родителей,

- “Забота об окружающей среде - забота о здоровье”,

- практические консультации “Уход и содержание комнатных растений и животных.

Знания и умения I года обучения

Учащиеся должны знать

  • Определение терминов фенология, гидрология, метеорология, гербарий.
  • Сбор материала по фенофазам.
  • Особенности внешнего строения грибов и их значение в природе и жизни человека.
  • Разнообразие культурных и дикорастущих растений.
  • Особенности строения дикорастущих и культурных растений.
  • Типы лесов, историю развития комнатного цветоводства, условия содержания комнатных растений, вредителей комнатных растений.
  • Многообразие животного мира родного края.
  • Какое животное наиболее подходит для содержания и разведения в уголке живой природы.
  • Условия транспортировки животных.
  • Потребности животных в уходе и кормление.
  • Правило подбора клеток для содержания животных.
  • Заказники РТ, России, Красная книга Татарстана, Красная книга России, редкие и исчезающие животные мира, России и родного края.
  • Самые распространенные виды аквариумных рыб.
  • Самые распространенные виды аквариумных растений.
  • Условия их содержания, потребности в уходе и кормлении.
  • Наиболее распространенные болезни рыб и их профилактика.
  • Биологические особенности амфибий.
  • Многообразие видов земноводных и их значение в природе и для человека.
  • Особенности размножения и разведение земноводных.
  • Виды амфибий, наиболее подходящих для содержания и разведения в неволе.
  • Условия содержания, потребности в уходе и кормление.
  • Наиболее распространенные болезни амфибий и их профилактика.
  • Многообразие видов млекопитающих.
  • Значение млекопитающих в природе и для человека.
  • Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведение млекопитающих.
  • Особенности размножения и развития млекопитающих .
  • Правило подбора клеток для содержания животных.
  • Самые распространенные виды животных и их профилактика.
  • Наиболее распространенные породы кошек и собак.
  • Особенности содержание кошек и собак.
  • Наиболее распространенные болезни и их профилактика.
  • Положительные и отрицательные аспекты содержания кошек и собак.
  • Физиологические потребности этих животных.

Учащиеся должны уметь

  • Определять температуру воздуха, измерять высоту снежного покрова, пользоваться термометром, работать с готовыми гербарными экземплярами растений.
  • Определять овощные, зерновые , кустарниковые культурные растения
  • Распознавать съедобные и ядовитые грибы.
  • Определять виды деревьев, правильно вести себя в лесу, правильно ухаживать за комнатными растениями, удобрять растения и вести их подкормку.
  • Определять вредителей комнатных растений и уничтожать их.
  • Определять диких и домашних животных (фото, видеоматериал), пользоваться картой, определять животных по их внешнему виду (рисунки).
  • Находить на карте заказники, заповедники.
  • Определять животных по их внешнему виду в соответствии с Красной книгой.
  • Определять аквариумных рыб по внешнему виду.
  • Правильно содержать, кормить и размножать аквариумных рыб.
  • Создавать необходимый микроклимат и ухаживать за растениями в аквариуме.
  • Определять земноводных по внешнему виду (в природе по рисункам, фото и видео материалов).
  • Правильно кормить земноводных (соблюдать гигиену и режим кормления) и ухаживать за ними.
  • Создавать необходимый микроклимат (температура, световой режим, ультрафиолетовые облучения, влажность).
  • Определять систематическое положение млекопитающих.
  • Определять животных по их внешнему виду (рисунки, фото, видео материалы).
  • Оборудовать клетки и вольеры и правильно размещать в них животных.
  • Создавать необходимый микроклимат (температура, свет, влажность).
  • Правильно кормить животных и ухаживать за ними.
  • Следить за родами и развитием детенышей.
  • Оказывать посильную ветеринарную помощь.
  • Определять по внешнему виду распространенные породы кошек и собак.
  • Правильно кормить кошек и собак и ухаживать за ними.
  • Правильно подбирать породы для содержания в домашних условиях.
  • Оказывать посильную ветеринарную помощь.

Знания и умения II года обучения

Учащиеся должны знать

  • Характеристику водоема: примерную площадь, характер берегов, глубину, степень загрязнения водоема.
  • Органический мир водоема.
  • Береговую растительность: растения прибрежной области частично погруженные, целиком погруженные.
  • Значение растений в органической жизни водоема.
  • Многообразие животных населяющих водоем.
  • Приспособление животных к условиям жизни в водной среде.
  • Об охране и спасении рыб.
  • Наиболее распространенные рыбы водоемов и их хозяйственное значение
  • Биологические особенности беспозвоночных
  • Особенности размножения и размножение беспозвоночных.
  • Виды беспозвоночных.
  • Условия содержания, потребности в уходе и кормления.
  • Биологические особенности рептилий, многообразие видов рептилий и значение в природе и для человека.
  • Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведения рептилий.
  • Какие виды рептилий наиболее подходят для содержания и разведения в неволе.
  • Условия содержания, потребности в уходе и кормления.
  • Типичных представителей пресмыкающихся РТ.
  • Болезни рептилий и их профилактика.
  • Биологические особенности птиц.
  • Многообразие видов птиц и их значение в природе и для человека.
  • Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведения птиц.
  • Какие виды птиц наиболее подходят для содержания и разведения в неволе.
  • Условия транспортировки птиц.
  • Уход и кормление птиц.
  • Какие клетки и вольеры наиболее подходят для содержания птиц в зооуголке.
  • Наиболее распространенные болезни птиц и их профилактика.
  • Характеристику водоема: примерную площадь, характер берегов, глубину, степень загрязнения водоема.
  • Органический мир водоема.
  • Береговую растительность: растения прибрежной области частично погруженные, целиком погруженные.
  • Значение растений в органической жизни водоема.
  • Многообразие животных населяющих водоем.
  • Приспособление животных к условиям жизни в водной среде.
  • Об охране и спасении рыб.
  • Наиболее распространенные рыбы водоемов и их хозяйственное значение.
  • Биологические особенности беспозвоночных
  • Особенности размножения и размножение беспозвоночных.
  • Виды беспозвоночных.
  • Условия содержания, потребности в уходе и кормления.
  • Биологические особенности рептилий, многообразие видов рептилий и значение в природе и для человека.
  • Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведения рептилий.
  • Какие виды рептилий наиболее подходят для содержания и разведения в неволе.
  • Условия содержания, потребности в уходе и кормления.
  • Типичных представителей пресмыкающихся РТ.
  • Болезни рептилий и их профилактика.
  • Биологические особенности птиц.
  • Многообразие видов птиц и их значение в природе и для человека.
  • Особенности внешнего строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведения птиц.
  • Какие виды птиц наиболее подходят для содержания и разведения в неволе.
  • Условия транспортировки птиц.
  • Уход и кормление птиц.
  • Какие клетки и вольеры наиболее подходят для содержания птиц в зооуголке.
  • Наиболее распространенные болезни птиц и их профилактика.
  • Пойменные луга, низинные, суходольные луга степи.
  • Особенности луговой или степной фауны.
  • Животные – постоянные обитатели луга.
  • Редкие и исчезающие животные луга.
  • Типы и виды почв.
  • Состав и строение почв.
  • Пути сохранения и повышения плодородия почвы.
  • Основные группы сорняков и их биологические особенности.
  • Какой вред наносят сорняки культурным растениям.
  • Гербициды, и их роль в борьбе с сорной растительностью.

Учащиеся должны уметь

  • Определять глубину водоема, примерную площадь водоема.
  • Определять степень загрязнения водоема, прозрачность воды, температурный режим.
  • Собрать и определить водных и прибрежных растений водоемов.
  • Определить места обитания животных водоема.
  • Правильно содержать и кормить беспозвоночных.
  • Создавать необходимый микроклимат
  • Определять рептилий по внешнему виду (в природе, по рисункам)
  • Правильно кормить пресмыкающихся (соблюдать гигиену, режим кормления и ухаживать за ними).
  • Создавать необходимый микроклимат.
  • Определять систематическое положение птиц, пользоваться картой и глобусом.
  • Определять птиц по их внешнему виду.
  • Оборудовать клетки, вольеры.
  • Правильно кормить птиц и ухаживать за ними, изготовить гнездовые ящики.
  • Дрессировать и обучать канареек и попугаев.
  • Определять видовой состав местной фауны в природе.
  • Определять влажность, водопроницаемость, влагоемкость почвы.
  • Определять обеспеченность почвы питательными веществами по внешним признакам растений.
  • Определять сорняки.
  • Применять способы борьбы с сорняками.
  • Правильно обращаться с гербицидами.

Знания и умения III года обучения

Учащиеся должны знать

  • Местные охраняемые территории.
  • Какие существуют международные организации по защите окружающей среды.
  • Как ведется охрана окружающей среды в родном крае.
  • Как солнечный свет влияет на освещенность, рост и развитие организмов.
  • Как растения и животные приспосабливаются к поглощению световой энергии.
  • Светолюбивые, теневыносливые, теневые виды растений.
  • Животных, ведущих дневной, ночной, сумеречный образ жизни.
  • Когда происходит миграция птиц.
  • Как сезонные явления влияют на организм животных и человека.
  • Физическое состояние воды.
  • Характер осадков и влияние их продолжительности на организм.
  • Представление о круговороте воды в природе как о непрерывном процессе.
  • Приспособление живых организмов к условиям водного режима.
  • Какую роль играет воздух в жизни человека, животных, растений.
  • Какой вред приносит человеку загрязнение окружающий среды.
  • Главные источники загрязнения воздуха: газы, дым, курение, выхлопные газы.
  • Какие растения помогают очищать воздух.
  • Из какого экологического материала должна быть изготовлена мебель в квартире.
  • Изделия из пластика, полезность их и необходимость, вред.
  • Какие комнатные растения играют эстетическую и гигиеническую роль.
  • Как загрязнение биосферы влияет на здоровье человека.
  • Какова связь между погодой и самочувствием человека.
  • Как взаимосвязаны питание и здоровье человека.
  • Паразитов, живущих в доме и меры борьбы с ними.
  • Понятие “температура”.
  • Тепловой режим.
  • Как приспосабливаются деревья, кустарники и другие растения к низким температурам.
  • Как взаимосвязаны между собой температура и влажность.
  • Какие новые типы загрязнения окружающей среды появляются в настоящие время?
  • Как мусор загрязняет природу.
  • Как шум разрушает не только биологические объекты, но и памятники природы.
  • Какие общественные организации по борьбе с загрязнением существуют в нашем городе.
  • Роль электромагнитных волн на влияние окружающей среды.

Учащиеся должны уметь

  • Собирать материал по охране природы родного края.
  • Принимать активное участие в экологических акциях.
  • Уметь составлять календарь природы.
  • Узнавать охраняемые растения и животные.
  • Определять высоту деревьев.
  • Определять теневыносливее, светолюбивые, теневые растения.
  • Определять по биоритмам поведение животных.
  • Определять температуру воды.
  • Определять снежный покров.
  • Определять следы жизнедеятельности животных.
  • Провести экологическую акцию или мероприятие среди воспитанников дошкольного возраста, а так же среди населения о мерах борьбы с загрязнением окружающего воздуха.
  • Проводить наблюдение по выявлению растений, которые очищают атмосферный воздух.
  • Озеленять город и улицы города данными растениями.
  • Правильно ухаживать за комнатными растениями.
  • Своевременно производить влажную уборку дома.
  • Создать в квартире красивый интерьер.
  • Вести здоровый образ жизни и пропагандировать среди окружающих.
  • Соблюдать личную гигиену.
  • Следить своевременно за своим самочувствием в различные погодные условия.
  • Употреблять в пищу экологически чистые продукты.
  • Составлять таблицы и температурные карты района на основе использования записи в календаре природы.
  • Определять деревья и кустарники в зимнем состоянии.
  • Определять промерзаемость почвы.
  • Составлять графики температуры под и над снеговым покровом.
  • Экономить электроэнергию, газ, горячую воду.
  • Вовремя выносить отходы в специальные контейнеры и машины.
  • Измерять уровень шума.
  • Выявлять источники загрязнений и пропагандировать знания по влиянию загрязнения и их предотвращения.

Методические разработки

  1. Дидактическая игра: “Узнай по портрету”, (для воспитанников I года обучения.)
  2. Тестирование к разделу: Фенологические наблюдения, (для воспитанников I года обучения.)
  3. “Экологическое ассорти” (для воспитанников I года обучения.)
  4. Тестирование к разделу: “Вода и ее свойства” (для воспитанников II года обучения)
  5. Кроссворд “Круговорот воды в природе” (для воспитанников II года обучения.)
  6. Тестирование к разделу: “Экология” (для воспитанников III года обучения)
  7. “Экологический калейдоскоп” ( для воспитанников III года обучения.)

Учебно-тематический план. Содержание программы. I год обучения. (Приложение 1)

Учебно-тематический план. Содержание программы. II год обучения. (Приложение 2)

Учебно-тематический план. Содержание программы. III год обучения. (Приложение 3)

Условия реализации программы

Материально-технические условия

Теоретическая часть практических занятий проводится в Центре детско-юношеского творчества, экскурсии и некоторые практические работы - в природных условиях: близлежащем парке, садах и огородах лесных массивах, на берегах рек, озер и прудов.

Программа предполагает самостоятельную работу воспитанников с литературой. Для этого им предлагается большой перечень учебников, методических пособий, познавательная литература, аудио и видео материалы. Имеющийся уголок живой природы является лабораторией, где воспитанники проводят самостоятельные длительные наблюдения за животными, проводят опытно – исследовательские работы. Видовой состав живого уголка достаточно разнообразен.

Уровень использования животных в образовательном процессе зависит от возраста обучающихся по данной образовательной программе и личных качеств.

Кадровые условия

Обучение по данной программе могут вести педагоги, имеющие среднее высшее специальное образование биологического направления, а так же педагоги, повышающие уровень профессиональной компетентности на курсах, учебно-методических семинарах.

Внешние условия

Работа по программе предполагает знакомство педагогов и учащихся:

  • с администрацией парковых зон, лесничеством, городскими ветеринарными службами;
  • с биологами школ, с/х. техникума в городе Альметьевске.
  • со средствами массовой информации, газетами “Знамя труда” и “Экологическая правда”.

Список литературы для детей

  1. Красная книга Республики Татарстан. Попов В.А., Лукин А.В. “Животный мир Татарии”. Казань. 1998.
  2. Животные, растения, грибы”. Издат. Природа. Издат. ТОО “Стар”, Казань, 1995.
  3. Попов В.А., Лукин А.В. “Животный мир Татарии”. Казань. 1998.
  4. Редькина М. Мелодия страницы. М., 1983.
  5. Красиков С. Легенды о цветах. М., 1995.

Список литературы для педагогов

  1. Красная книга Республики Татарстан.
  2. “Животные, растения, грибы”. Издат. Природа. Издат. ТОО “Стар”, Казань, 1995.
  3. Попов В.А., Лукин А.В. “Животный мир Татарии”. Казань, 1995.
  4. Экология в начальной школе. М., 2004.
  5. Степанов В. Сказочная азбука. Уроки для ребят. М., 2001 г.