Организационная информация |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Гидролиз неорганических солей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет |
Химия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс |
11 класс |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая информация |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Комбинированный урок. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
формирование нового понятия «Гидролиз», развитие навыков самостоятельной и групповой работы учащихся. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока |
Образовательные задачи: актуализация прежних знаний по темам «Электролитическая диссоциация», «Основные классы неорганических соединений»; Формирование понятия «Гидролиз» и его значение в природных процессах. Развивающие задачи: развитие у обучающихся умений анализировать результаты лабораторных исследований, работать с реактивами и оборудованием в соответствии с техникой безопасности. Воспитательные задачи: Формирование основных мировоззренческих идей: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют(приобретут, закрепят) ученики в ходе урока. |
Актуализируются Знания понятий: электролит, неэлектролит, реакция гидратации, анион, катион, электролитическая диссоциация. Изменение цвета индикаторов в разных средах. Сильные и слабые электролиты. Умения предсказывать окраску индикатора в растворах кислот, солей, щелочей, определять силу электролита, выполнять химический эксперимент в соответствии техники безопасности. Навыки: групповой, самостоятельной, исследовательской деятельности с использованием ИКТ, и химических реактивов и оборудования. Приобретаются Знания: понятие «Гидролиз», зависимость характера среды раствора соли от ее состава. Умения: предсказывать характер среды раствора соли по ее составу. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы. |
Компьютеры, растворы солей: K2SO4, NaHCO3, AlCl3, NaCl, Ca(NO3)2, Na2SO3, кислоты, щёлочи, индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подробный конспект урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся |
« Вода!.... Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!»? А. Экзюпери. Проблемный вопрос: Почему при изжоге больному лучше выпить раствор гидрокарбоната натрия (соды), а не раствор хлорида натрия (поваренной соли) хотя оба вещества относятся к классу солей? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока |
Гидролиз неорганических солей Учебный вопрос: растворение соли в воде – физический или химический процесс? Оборудование и реактивы: растворы солей, кислоты, щелочи, индикаторы. Ход урока Этап № 1. Актуализация знаний. Цель данного этапа – создание эмоционального настроя учащихся, формирование интереса к уроку, повторение понятий необходимых для изучения данной темы. Для актуализации знаний и выхода на тему урока предполагаются следующие задания: Задание 1 . Кроссворд (приложение 1) Целью этого задания является повторение через самостоятельную работу основных понятий, без которых изучение данной темы невозможно: гидратация, электролитическая диссоциация, ион, катион, анион, индикатор, реакция нейтрализации, электролит, неэлектролит, кислота, щелочь. После решения данного кроссворда проявляется слово «Гидролиз», что и является темой этого урока. Задание № 2. Таблица «Сильные и слабые электролита» (приложение 3) Целью второго задания является повторение через самостоятельную работу с последующей самопроверкой понятий сильные и слабые электролиты. Учитель: Как практически можно отличить кислоту от щелочи, слабый электролит от сильного? Учащиеся: С помощью индикатора. Задание № 3 Цвет индикатора в разных средах (приложение 4) Этап № 2.Постановка проблемного вопроса № 1. Видеофильм. (приложение 5) Обсуждение проблемного вопроса сформулированного в видеофильме. Выдвижение гипотез. Предполагаемые гипотезы:
Проблемный вопрос № 2: Если у человека изжога, что Вы ему посоветуете выпить раствор соды или соли? Почему? Этап № 3 Исследовательская деятельность. Цель данного этапа – Создание ситуации неожиданности через противоречие между ранее полученными знаниями и результатами настоящего исследования. Проверка гипотез. На данном этапе предполагается работа в группах с разными типами солей. Задание № 1: определите с помощью индикатора характер среды выданного вам раствора соли. Вариант №1: K2SO4 Вариант №2: NaНCO3 Вариант №3: AlCl3 Вариант №4: NaCl Вариант №5: Ca(NO3)2 Вариант №6: Na2SO3 После лабораторного эксперимента идет обсуждение гипотез и выделение верных. В данном случае правильными оказались все выдвинутые гипотезы. Почему растворы разных солей имеют разный характер среды? Почему раствор соды имеет щелочную среду, хотя эта соль является кислой? Для ответа на этот вопрос необходимо выполнить следующее задание. Задание № 2. Выполняется также по вариантам, затем результаты всех групп сводятся в одну таблицу для формулировки общего вывода. Соли образуются в результате реакции нейтрализации между кислотой и основанием. Составьте формулу кислоты и основания, из которых может быть получена выданная вам соль и определите их силу. Результаты лабораторного исследования и этого задания запишите в таблицу.
Учитель: О чем говорит изменение окраски индикатора? Учащиеся: При растворении соли в воде происходит химическая реакция. Растворение в воде – физико-химический процесс. Гидролиз - это реакция обменного разложения веществ водой. Учитель: Все ли соли вступают в реакцию гидролиза, если нет то, по какому принципу? Как зависит характер среды от состава соли? Учащиеся: В реакции гидролиза вступают только те соли, в состав которых входит ион от слабого электролита. соли образованные сильной кислотой и сильным основанием не вступают в реакцию гидролиза, среда этих растворов нейтральная. Все соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, подвергаются гидролизу. Они сообщают раствору щелочную реакцию. Соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием, также подвергаются гидролизу. Они сообщают раствору кислую реакцию. Этап №. Оценочно- рефлексивный. Контроль знаний учащихся. Цель данного этапа оценить уровень усвоения знаний учащихся на данном этапе изучения темы. Проверь себя. (приложение 2) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке |
Цель данного этапа оценить уровень усвоения знаний учащихся на данном этапе изучения темы. Проверь себя. (приложение 2) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Домашнее задание. Проведите эксперимент: Вариант 1: В один стакан чая добавьте кусочек лимона, а в другой чайную ложку соды. Объясни наблюдения и оформи в тетради. Чем является раствор чая в этом случае. Вариант 2: В один стакан с слегка скисшимся молоком добавьте немного соды, в другой стакан не добавляйте ничего. Нагрейте оба стакана. В каком случае молоко свернулось. Как можно объяснить данные результаты? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
В помощь учителю |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использованные источники и литература |
О.С.Габриелян «химия» 11 класс |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить |
Владение ИТ становится базовым требованием к современным ученикам. При изучении темы «Гидролиз неорганических солей» применение ИТ позволяет обеспечить собственную траекторию обучения как сильному, так и слабому ученику. Видеофрагмент повышает мотивацию к учению. Разгадывание кроссворда, выполнение интерактивных заданий в виде таблиц повышают качество обучения за счёт новизны деятельности, интереса работы с компьютером. Использование на уроке таких заданий и выполнение химических опытов делает урок более наглядным и интересным. Знания нового материала урока быстро усваиваются, а вся информация быстро запоминается. Презентацию к уроку можно использовать не только на мультимедийном оборудовании, но и при работе на интерактивной доске. Для интерактивного режима нужно использовать гиперссылки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим |
Тема рассчитана на 4 часа. На следующих трех уроках идет углубление темы, через написание уравнений гидролиза неорганических солей, повторение гидролиза органических веществ с помощью лабораторных опытов и практической работы, презентаций учащихся. Особый упор делается на роль гидролиза в органическом и неорганическом мире. Завершается тема итоговым контролем в виде интерактивной игры «Стань миллионером» и итоговой практической работы. |
Урок по теме "Гидролиз неорганических солей"
Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1 МБ)