Модель мастерской по истории древнего мира на тему "Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели:

  • подвести учащихся к пониманию причин зарождения нового государственного устройства в Афинах;
  • обеспечить усвоение понятия «демократия»;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления;
  • воспитывать умение работать в парах, отстаивать свою точку зрения, уважительно относится к чужому мнению;
  • способствовать развитию умений отбирать самостоятельно нужные факты, события, делать выводы, формулировать вопросы.

Задачи учителя:

  1. Моделирование мастерской и всех ее этапов.
  2. Создание информационного поля.
  3. Организация деятельности учащихся (индивидуальной, парной, фронтальной).
  4. Доминирующее внимание на рефлексивный этап мастерской.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, тетрадь, исторический текст, цветные иллюстрации по изучаемому материалу.

Ход урока

содержание комментарии
1 – этап «Вызов»
– Сегодня на уроке, мы с вами ребята, познакомимся с важным событием в жизни греческого населения, которое впоследствии стало достоянием всего мира – зарождение демократии. Вы, наверное, не раз слышали это слово, а какие ассоциации вызывает у вас это слово.  
– Я предлагаю вам, самостоятельно в своих тетрадях записать все, что вы можете сказать о демократии. Индивидуальная работа
– Обменяйтесь мнениями в парах. Работа в парах
– А теперь, каждый из вас по очереди зачитывать свои записи, а я на доске буду записывать ваши ассоциации в виде «паучка» (кластер)
.
Работа с интерактивной доской
2 этап – «Осмысление»
– Вы представили обширную информацию о демократии.
– Грецию принято считать родиной демократии. Действительно, с течением времени в греческих полисах, особенно, в афинском, произошли существенные изменения в общественной жизни. Все изменения были связаны с именем Солона, именно, он провел в стране изменения, которые послужили началом зарождения демократии.
 
Сообщение о Солоне, подготовленное учеником.
– Какие преобразования провел Солон, мы узнаем, работая с документами. Ваша задача, ответить на вопросы документа, сделать пометки в своих тетрадях, касающихся демократии.
Сообщение ученика
Работа с документом.
– Обсуждение вопросов, представленных в документе (приложение)
Работа с историческим документом
– Теперь вернемся к нашей первоначальной схеме – «паучку» и попробуем уже на основе полученной вами новой информации изменить, дополнить данные о демократии. (работа с первоначальной схемой – «паучком»)
– Учащиеся записывают новые суждения «права человека», «воля народа», «властелин», «граждане», «государственный строй».
Работа с интерактивной доской
– А теперь, попытаемся дать полное определение слову демократия. Учащиеся самостоятельно выводят определение: демократия – это режим, при котором в управлении государством принимает участие народ, через выборы. Фронтальная работа
3 этап – «Рефлексия»
Используется методика: «Незаконченные предложения»
1. Сегодня на уроке мне удалось …..
2. Если бы в истории Греции не было Солона, то демократия зародилась бы в мире….
3. Самым интересным для меня на уроке было …
4. Демократия – это хорошо или плохо …
Индивидуальная работа

Литература:

  1. Вигасин А.А. История Древнего мира, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 287 с.
  2. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 512 с.
  3. Хрестоматия по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: «Просвещение», 1999. – 112 с.
  4. Большая российская энциклопедия. – М.: научное изд-во Большая российская энциклопедия», 2006.
  5. Новый большой иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ООО изд-во АСТ, ООО «Астрель», 2007.