Цели:
- образовательная - сформировать у обучающихся умение слышать и различать твердые и мягкие звуки, опираясь на знания о строении и работе речевого аппарата; развивать умение искать и отбирать информацию, основываясь на личном опыте;
- воспитательная - прививать любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать положительное отношение к учебе; продолжать сплочение детского коллектива;
- развивающая - развивать фонематический слух, смысловую память, навыки распределения внимания.
Оборудование: учебник "Букварь" (1 часть), тетради для творческих работ по чтению, гибкая проволока, зеркало, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Слайд 1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Речевая разминка.
Учитель (начинает):
"Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно." [1]
Ученики (стоя, продолжают стихотворение на выдохе):
"Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно." [1]
(Садятся за парты).
Работа в группах.
Слайд 2. Упражнение на дыхание (сидя, спина прямая).
Вокализация с попеременным движением левой и правой руки на выдохе звуков [А], [О], [Х]. Каждый ряд произносит один звук.
2. Основная часть.
Учитель: Сегодня мы продолжим работу над звуками речи и будем учиться различать звуки твердые и мягкие.
Что обозначает этот знак? Слайд 3.
Ученики: Так обозначают домик звука.
Учитель: Очень важно понимать различия понятий "звук" и "буква". Что вы об этом знаете?
Слайд 4.
Ученики: Звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем. Звук обозначаем буквой.
Развитие слуховой памяти.
Учитель читает стихотворение, дети повторяют хором.
Учитель: Давайте вспомним стихотворение о звуках речи.
"Мы не буквы, мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи.
Произносят и слышат нас." [1, с.21]
Развитие зрительного восприятия.
Учитель: Недавно я вам читала сказку о том, как звуки превратились в буквы. Кто помнит, как это произошло? [1, с.16]
Ответы детей.
Учитель: Давайте, как в сказке, оденем звуки в нарядные одежды и посмотрим, в какие буквы они будут превращаться.
Слайд 5 - 8. Учитель произносит слова "добро", "мама", "хлеб", "мир", обучающиеся произносят первый звук, буква появляется на экране.
Развитие моторики.
Индивидуальная работа с проволокой. Учащиеся произносят соответствующие звуки и из проволоки изображают буквы. Буквы появляются на экране, так как еще не изучались. Работа выполняется по рядам: каждый ряд изображает одну букву. Учитель оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Учитель: А теперь волшебниками будете вы сами.
Слайды 9 - 11.
Учитель: Как шипит гусь?
Ученики: [Ш].
Учитель: Как воет волк?
Ученики: [У].
Учитель: Как рычит тигр?
Ученики: [Р].
Развитие фонематического слуха и восприятия. Работа с зеркалом. [2]
Учитель: Когда мы произносим звуки, у нас работают органы речи, которые мы называем речевым аппаратом. Давайте вспомним, из каких органов он состоит.
Ученики: Губы, зубы, язык, голосовые связки.
Учитель: Произнесите перед зеркалом звук [И]. В каком положении находятся губы?
Ученики: Губы растянуты в улыбке. Образуется щель, узкий проход.
Учитель: Произнесите перед зеркалом звук [У]. В каком положении находятся губы?
Ученики: Губы вытянуты в трубочку.
Учащиеся также произносят слияния [ИУ], [УИ], наблюдают за изменением положения губ при произнесении отдельных звуков.
Учитель: Произнесите перед зеркалом слияния [МИ] - [МУ]. В чем разница в произношении?
Ученики: Меняется положение губ: щель - трубочка.
Учитель:
- Назовите первый звук в слиянии [МИ]. (Дети выполняют задание).
- Назовите первый звук в слиянии [МУ]. (Дети выполняют задание).
- В каком слиянии первый звук произносится мягко? Твердо? Ответы обучающихся.
- Что помогло вам это определить?
Ученики: Положение губ при произнесении звука.
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Слайд 9.
Если губы принимают форму улыбки, то произносится мягкий звук.
Если губы принимают форму трубочки или рот широко открыт, то произносим твердый звук.
Физминутка.
Учитель: Превратите звуки [М], [М'] в букву.
Стоя около парт, дети берутся за руки, образуя букву М. Меняются партнерами и повторяют упражнение.
Работа в тетради.
Учитель: Вы так хорошо поработали со звуками [М], [М'], превратили их в букву М, поэтому буква дарит вам сюрприз и превращается:
Учитель поэтапно рисует на доске, дети повторяют в тетрадях. [3]
Учитель: В кого превратилась буква М?
Ученики: В мышку.
Учитель: Какую русскую народную сказку мы читали, где мышка являлась действующим героем?
Ученики: "Теремок".
Работа с учебником.
"Букварь", стр. 14.
Учитель: Будем сравнивать первый в названии предметов и определять твердый он или мягкий.
Самостоятельная работа обучающихся.
"Букварь", стр.15.
3. Обобщение изученного на уроке.
Учитель:
- Чем занимались на уроке?
- Чему научились на уроке?
- Что помогло вам запомнить какие звуки твердые, а какие мягкие?
4. Рефлексия.
Обучающиеся стоят около парт.
Учитель: Ребята, улыбнитесь, кому на уроке понравилось (называет этапы урока), кому было интересно весь урок.
Сегодня мне было очень приятно с вами работать! Я довольна вами! Вы все молодцы!
Список использованных источников.
- Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. - Ярославль: "Академия развития", "Академия Ко", 1998. - 240 с., ил. - (Серия: "Игра, обучение, развитие, развлечение").