Развивающие игры на уроках иностранного языка как элемент здоровьесберегающих технологий

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время, в эпоху стремительно развивающихся компьютерных технологий, учитель иностранного языка имеет широкие возможности для повышения эффективности урока. Практически в каждой школе имеются лингафонный кабинет, в каждом классе – интерактивная доска и телевизор. Однако, с другой стороны, и нагрузка учащихся в школе с каждым годом повышается. Уже никого не удивишь таким термином, как «гиподинамия». Несколько часов игры в компьютерные игры часто являются заменой школьнику игры на свежем воздухе. И как результат – быстрая утомляемость на уроках, снижение работоспособности, плохое усвоение нового материала. Решением этой проблемы является внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.

Одним из методов повышения эффективности урока иностранного языка являются развивающие игры, которые учитель может сделать сам или с помощью учащихся за достаточно короткий срок.

Когда мы в очередной раз наводим порядок в своем шкафу, нам на глаза попадается большое количество картинок, вырезок из журналов и т. д., которые мы использовали несколько лет назад в качестве наглядных пособий. Успешно заменив их учебными презентациями, мы иногда боремся с искушением выбросить их в мусорную корзину.

А ведь они могут нам прослужить еще несколько лет в качестве развивающих игр для учащихся младшего и среднего звена!

Кроме того, если учитель имеет большую нагрузку или ведет два иностранных языка, такие игры являются незаменимым помощником при проведении урока.

Итак, первая игра - «Зоопарк», которую очень любят дети начальных классов.

Берем обычный лист ватмана, раскрашиваем красками поле для зоопарка, рисуем вольеры для животных и водоем для птиц. Несколько скрепок (около 20) закрепляем кружочками бумаги. Название игры можно не писать, а просто укрепить две скрепки в верхней части ватмана. Это позволит использовать игру учителям, преподающим различные иностранные языки. (Приложение 1)

Далее вырезаем все имеющиеся в наличии фигурки животных (остальные нарисуют дети) и начинаем игру.

T.: It’s a nice day today. Let’s go to the Zoo. What animals are there in the Zoo?

P. 1.: There is a monkey in the Zoo.

P.2; There are two foxes in the Zoo. ( Дети по очереди выбирают фигурки животных и прикрепляют их на ватман.)

T.: What colour is the giraffe?

P.: The giraffe is brown and yellow.

T.: Which of animals do you like best of all? Why?

P.: I like the bear because it is big and strong. It can run and jump.

В конце урока мы должны снять фигурки с ватмана и закончить игру. Мы делаем это таким образом:

T.: The animals in the Zoo have a holiday. You can take them home.

P.: I would like to take a fox. I like foxes very much. I can feed it. I can walk it and play with it.

Данная игра способствует не только развитию мыслительной деятельности учащихся, но и повышению мотивации к изучению предмета. Как показывает практика, познавательная активность учащихся во время урока резко возрастает.

Кроме того, игра позволяет избежать однообразия на уроке, так как включает в себя элемент соревнования. Каждому хочется поскорее получить самую красивую картинку. А для этого стоит постараться.

В процессе игры учащиеся находятся в постоянном движении, что благотворно сказывается на их работоспособности. В результате отпадает необходимость проводить физкультминутку на уроке.

Игра “Magic Tree” также вызывает повышенный интерес у учащихся младших классов.

Перед началом игры ситуацию обыгрываем таким образом:

T: Do you like travelling? Let’s travel to a tropical island.

Do you like to ravel by plane?

(На доску вывешивается силуэт самолета с прикрепленными скрепками.)

I have a magic plane. When it flies, it makes the sound [u:]( или какой-нибудь другой звук).

Write down a word with this sound on a piece of paper.

Учащиеся записывают слова с данным звуком на карточки и прикрепляют на фигурку самолета. После чтения слов хором, самолет «взлетает». Во время полета делаем физкультминутку или просто поем песенку. Далее вывешиваем на доску плакат с силуэтом дерева, на котором прикреплено достаточно большое количество скрепок.

T: We are on a very beautiful tropical island. There is a magic tree on it. There are many fruit and vegetables on the tree. What fruit are there on the tree?

P.1: There is an apple on the tree. При этом ученик прикрепляет рисунок с изображением яблока на «дерево». (Приложение 2)

P.2: There are some grapes on the tree.

T.: Are there any bananas on the tree?

P.3: Yes, there are. There are some bananas on it.

T.: Do you see any plums on it?

P.4: I see three plums on the tree.

Таким образом, в процессе игры мы повторяем не только названия овощей и фруктов (или любой другой лексики, от названия предметов одежды до канцелярских принадлежностей, в зависимости от темы урока), но и тренируемся в употреблении оборотов there is\ there are, местоимений some\ any, числительных. При наличии времени можно описать рисунки, повторив при этом не только названия цветов и употребив прилагательные с противоположным значением, но и дать свою оценку предметам.

I like bananas because they are sweet. I don’t like lemons. They are very sour.

Не забываем снять картинки в конце урока, так как этот процесс занимает много времени на перемене. Лучше сделать это в игровой форме, повесив на «дерево» табличку:

“Only for children”. Перед началом игры несколько учеников надевают маски обезьян.

T.: There are a lot of monkeys on the island. They like fruit and vegetables very much. But they may not eat them. Offer some fruit to the monkeys.

P.1: Would you like a pear?

P.2: Yes, please. I like pears very much.

Игра, которая привлекает внимание учащихся пятых – шестых классов, называется

“In the Town”. На большом плакате чертим улицы города, на которых, при желании, прикрепляем таблички с названиями улиц и площадей. Пустые пространства красим зеленой краской. Из комплекта наглядных пособий или журналов вырезаем небольшие рисунки различных зданий. (Приложение 3)

T.: Let us build a new town. What buildings would you like to build here? Why?

P.1: I would like to build a large and comfortable school. The children can study in a new building. В данной игре присутствует элемент соревнования. Каждому ученику хочется взять лучшую картинку из коллекции, что является прекрасным стимулом для развития речевых умений.

Если мы начинаем данную игру подобно игре «Magic Tree”, то закончить ее можно аукционом. При этом каждый учащийся «покупает» понравившееся здание, объясняя при этом, каким образом будет его использовать.

I want to buy a café. The building is old, but large enough. I would like to rebuild it, to make new halls and to work as a chief in it.

Преимущество данной игры в том, что, в отличииот простой картинки или изображения на экране, мы каждый раз получаем новый «рисунок» города. Это позволяет нам хорошо изучить в процессе игры предлоги места. Для этого разбиваемся на две команды: туристы и местные жители. В процессе игры составляем мини – диалоги.

- Excuse me, can you tell me the way to the museum?

- It is next to the theatre. Take the second turning on the left. ( указывает указкой дорогу)

Чтобы игра стала более интересной, мы вырезаем фигурку человека и укрепляем ее каждый раз в новом месте. Для удобства рисуем маршруты автобусов, значки светофоров, переходы. Если команда « местных жителей» правильно укажет путь, то она побеждает в игре. В противном случае победа достается другой команде.

Игра “New Planet” является простором для фантазии ребенка. На листе ватмана рисуем пейзаж подобно лунному.

T.: We have discovered a new planet. It is very empty. The inhabitants of this planet look very sad. (прикрепляет рисунок инопланетянина) There are no rivers and lakes on the planet.

There are no forests and meadows on it. We can help the inhabitants of the planet. Let us take some water and ground and fly to this planet. (Для «полета» используем силуэт ракеты как в игре «Magic Tree”)

T.: What means of transport do we need for our work?

P.1: We need tractors, lorries, cranes, excavators.

T.: Which of people’s professions do we need?

P.2: We need architects, builders, drivers, workers.

T.: Will you build new towns and villages?

Далее мы можем заняться описанием жителей новой планеты или необычных животных и птиц.

В процессе игры учащиеся хорошо усваивают новые лексические единицы по темам: “Город», «Село», «Деревья», «Цветы», «Животные», «Птицы», «Насекомые» и т. д.

Одним словом, данную игру можно использовать практически на любом уроке в средних классах.

Если проявить немного фантазии, то можно придумать новые игры, подобные выше описанным, например : «Department store”, “Dinner table”, «Hobbit’s house” и другие.

Данные игры не могут наскучить детям, так как отличаются своей мобильностью и разнообразием игровых моментов при их использовании. Все учащиеся при этом активно включаются в работу, проявляют завидную изобретательность. Интерес к изучаемому предмету на таких уроках заметно повышается.