I Часть. Самостоятельная работа.
Цель: Актуализировать знания по теме: запись десятичных дробей, сравнение, сложение и вычитание дробей. Возбудить интерес к предмету, узнать полезное (с точки зрения здоровьесбережения) о грибах трюфелях. Формировать положительное отношение к знаниям, воспитание дисциплинированности.
Форма проведения: самостоятельная работа
Использованные материалы:
- Карточка с заданиями. (Приложение 1)
- Рисунки к уроку (грибы). (Приложение 3)
Ход мероприятия
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с десятичными дробями, узнали как они записываются и читаются, научились их сравнивать, складывать и вычитать. Сегодня наша задача посмотреть, как вы усвоили эту тему. Сделать работу над ошибками. На следующем уроке проведем подготовку к контрольной работе.
I Этап – перевести обыкновенную дробь в десятичную
II Этап – запись десятичных дробей
III Этап – сравнение десятичных дробей
IV Этап – устно вычесть десятичную дробь из единицы
V Этап – Сложение и вычитание десятичных дробей
Подведение итогов.
Самостоятельная работа по теме: «сложение и вычитание десятичных дробей».
Карточки для учащихся – Приложение 1, ответы – Приложение 4.
Часть II. Урок-сказка по математике про Ивана Царевича и Василису Прекрасную.
Цель: Повторить запись десятичных дробей, сравнение, сложение и вычитание дробей в ходе решения задач и уравнений. Возбудить интерес к предмету. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплинированности, сплочение коллектива и умение работать в команде.
Форма проведения: Игра
Использованные материалы:
- Плакат-маршрут путешествия
- Карточка с заданиями для каждого ученика (Приложение 2)
- Призовые жетоны
Ход урока
Учитель: Ребята, недавно мы познакомились с десятичными дробями. Вы научились складывать и вычитать. Можете сравнить числа и применить знания при решении задач и уравнений. Сегодня повторение пройденной темы будет проходить в форме игры. Мы совершим путешествие в сказку. Каждый из вас получил карточку, в которой представлены этапы нашего путешествия и даны задания. За каждое правильно решенное задание вы получите жетон. А самый скорый ученик еще и поощрительный жетон. В конце урока будут выставлены оценки по итогам набранных баллов. Итак, в добрый путь!
I Этап – запись десятичных дробей
II Этап – решение задач
III Этап – решение уравнений
IV Этап – решение неравенств
V Этап – подведение итогов
Сказка про Ивана Царевича и Елену Прекрасную.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван Царевич. Была у него невеста Елена Прекрасная. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван Царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую.
I Этап (запись десятичных дробей)
Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны шесть троек чисел.
Выясните, в каком столбике верно записано указанное число. Обведите в кружок букву ему соответствующую. | |||
1. Пять целых две десятых | 5,02 | 5,2 | 5,002 |
а | с | р | |
2. Нуль целых восемь тысячных | 0,008 | 0,08 | 0,8 |
к | т | м | |
3. Три целых двадцать пять тысячных | 3,25 | 30,25 | 3,025 |
п | м | а | |
4. Шестнадцать целых пять сотых | 16,005 | 16,5 | 16,05 |
о | д | з | |
5. Восемнадцать целых восемь сотых | 18,8 | 18,08 | 18,008 |
д | к | е | |
6. Пять целых пятнадцать десятитысячных | 5,0015 | 5,015 | 5,15 |
а | е | л |
Если назовете слово, то камень повернется и освободит дорогу.
Ответ: сказка
II Этап (решение задач)
Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Она согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины решат три задачи, написанных на стенах избушки.
Задача 1. Путь от дворца Елены Прекрасной до избушки Бабы Яги 140,64 км, а от избушки Бабы Яги до дворца Кощея Бессмертного на 108,72 км больше. Какой путь нужно преодолеть Ивану Царевичу, чтобы добраться до Кощея Бессмертного? Ответ: 490км
Задача 2. Путь от избушки Бабы Яги до дворца Кощея Бессмертного можно преодолеть по реке. Скорость, которую может развить лодка с гребцами 16,2 км/ч, а скорость реки 2,8 км/ч. Плывя по течению, Иван Царевич за 17 часов доберется до Кощея Бессмертного. Какой путь по реке нужно проплыть Ивану-Царевичу по реке? Ответ: 323 км.
Задача 3. Путь Ивана Царевича занял 2 дня, 6 часов и 6 мин. Выразите время пути десятичной дробью (в часах). Ответ: 54,1 ч.
Прощаясь с Иваном Царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнений. «Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится».
III Этап (решение уравнений)
Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана Царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на три замка.
Решить уравнения:
- 6,7 – х = 2,8
отв: х = 3,9 - 2,9 + х = 3,5
отв: х = 0,6 - (х – 5,4) + 2,3 =5,2
отв: х = 8,3
Решили воины уравнения и произнесли «волшебные слова», назвали корни уравнений. Двери подземелья открылись.
IV Этап (решение неравенств)
И стали воины перед темницей Елены Прекрасной, а на ее дверях написана дюжина примеров на сравнение.
Сравнить числа: | |
а) 2,3 < 3,2 б) 23,59 < 23,6 в) 4,28 < 4,29 г) 5,3 > 5,29 д) 4,2 > 4,195 е) 3,4 = 3,40 |
ж) 5,06 < 5,6 з) 1,01234 < 1,1 и) 1,99 < 19,9 к) 7,09 < 7,9 л) 1,40 > 1,04 м) < 2,5 |
Устно решили их воины, ворота и открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. Стали Иван-царевич и Елена Прекрасная жить-поживать да добра наживать.
V Этап. Подведение итогов, награждение.
Литература:
- Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Математика 5 класс « Задания для обучения и развития учащихся»,Москва «Интеллект-центр», 2007.
- Коваленко В.Г. « Дидактические игры на уроках математики», Москва «Просвещение», 1990.