Предмет, класс: Технология. Технический труд, 5 класс.
Тип урока: комбинированный (изучение новой темы с использованием ИКТ, практическое закрепление изученного материала).
Методы обучения: рассказ, показ приемов графического изображения развертки коробочки учителем, демонстрация наглядных пособий и ИКТ, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающих стендов), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся 5 классов.
План урока (согласно типу урока):
№ этапа урока | Наименование этапа урока | Время, мин. |
1. | Организационный момент. | 3 |
2. | Актуализация знаний. | 7 |
3. | Изложение нового материала. | 20 |
4. | Вводный инструктаж. ТБ при работе с чертежным инструментом. | 5 |
5. | Самостоятельная работа обучающихся с использованием обучающих стендов. | 20 |
6. | Текущий контроль. Первичное закрепление знаний. Промежуточный самоконтроль с использованием обучающих стендов. Текущий инструктаж. | 5 |
7. | Самостоятельная работа обучающихся. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающих стендов. | 20 |
8. | Этап рефлексии. Подведение итогов. | 7 |
9. | Уборка рабочих мест. | 3 |
Итого | 90 |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Использование презентации, обучающих стендов | Прогнозируемый результат |
Организационный этап. | |||
Проверка готовности учащихся к уроку, высказывание добрых пожеланий, создание ситуации успеха (понравившиеся фрагменты прошлого урока), сообщение темы и целей урока. | Проверяют самостоятельно готовность к уроку, (вспоминают понравившиеся фрагменты прошлого урока по обучающим стендам), настраиваются на новый материал урока. | Слайд 1-4 Обучающий стенд по изготовлению елочки из ТЛМ. |
Создание рабочего настроя и ситуации успеха на уроке. |
Актуализация знаний. | |||
ЗУН-ы необходимые и достаточные для освоения темы. Опрос учащихся по вопросам (мыслительная гимнастика): 1. С какими изделиями из ТЛМ Вы уже сталкивались в повседневной жизни? 2. При изготовлении какого изделия Вы обрели первый опыт по работе с ТЛМ. |
Отвечают на вопросы, вспоминают ранее пройденный материал по теме: «Чтение чертежей плоских деталей из ТЛМ». | Слайд 5-6 Обучающий стенд по изготовлению елочки из ТЛМ. Обучающий стенд: «Плоскостная разметка изделий из ТЛМ». |
Сформированное понятие прикладного знания графической грамотности в практической деятельности по изготовлению изделий из ТЛМ. |
Изложение нового материала. | |||
Рассказ учителя по плану: ·формирование целостного представления об изготовлении изделий из ТЛМ; ·значимость прикладного знания графической грамотности в практической деятельности по изготовлению развертки коробочки из картона; ·инструменты для плоскостной разметки на картоне и на ТЛМ; ·последовательность выполнения графических работ по изготовлению чертежа развертки коробочки на основе заданных алгоритмов. |
Рассматривают предложенные слайды, находят изделия выполненные из ТЛМ, виртуально представляют себе возможность их изготовления в условиях школьной мастерской. По обучающим стендам знакомятся с первым этапом изготовления чертежа развертки коробочки из картона. Знакомятся с инструментами для выполнения графических работ. | Слайд 7-13 Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. |
Наблюдать за работой учителя, уяснить технические условия по предстоящему заданию, умение самостоятельно планировать свою работу, правильно организовать РМ для выполнения графических работ. |
Вводный инструктаж. | |||
Учитель рассказывает и демонстрирует приемы работы чертежным инструментом на классной доске. Демонстрирует алгоритм выполнения графических работ по изготовлению чертежа развертки коробочки. | Ученики наблюдают за работой учителя и сравнивают исходный материал для работы с обучающим стендом по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. | Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. | Умение наблюдать за работой, находить ошибки и предлагать способы их исправления. |
Правила техники безопасности при работе с чертежным инструментом. | |||
Демонстрирует слайды и плакаты, а затем показывает, какие опасности возникают во время работы чертежным инструментом. | Самостоятельно анализируют опасные ситуации техники безопасности при работе с чертежным инструментом. | Плакат: «Правила техники безопасности при работе с чертежным инструментом» | Профилактика детского травматизма. |
Самостоятельная работа обучающихся с использованием обучающих стендов. | |||
Наблюдает за работой, выявляет ошибки, помогает их исправить, следит за соблюдением правил техники безопасности. | Выполняют практическую работу по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона (по заданному алгоритму). | Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. | Закрепление полученных знаний на практике. |
Первичное закрепление знаний. Промежуточный самоконтроль с использованием обучающих стендов. | |||
Контролирует правильность применения обучающих стендов для самоконтроля на промежуточных этапах выполнения чертежа развертки коробочки. | Выполняют практическую работу по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. Самостоятельно исправляют ошибки на промежуточных этапах выполнения чертежа развертки коробочки. | Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. | Закрепление полученных знаний на практике. |
Самостоятельная работа обучающихся. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающих стендов. | |||
Наблюдает за работой, выявляет ошибки, помогает их исправить, следит за соблюдением алгоритма выполнения графических работ по изготовлению развертки коробочки из картона. | Самостоятельно исправляют ошибки на промежуточных этапах выполнения чертежа развертки коробочки. Самоконтроль и самооценка чертежа. | Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. | Закрепление полученных знаний на практике. Сравнительный анализ выполненной работы. |
Этап рефлексии. Подведение итогов. | |||
Анализирует типичные ошибки, которые были допущены учениками во время работы. Над чем предстоит поработать дома. Выставляет и комментирует оценки за работу на уроке. |
Анализируют допущенные ошибки во время работы. Планируют над чем предстоит поработать дома. |
Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. | Умение анализировать свою работу. Самооценка своей деятельности. |
Уборка рабочих мест. | |||
Контролирует уборку рабочих мест и сдачу чертежных инструментов. | Убирают рабочие места, приводят себя в порядок. | Соблюдение правил поведения в технической мастерской. |
Литература:
- Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2000 - 224 с.
- «Технология»: Программы начального и основного общего образования: Сборник. – М.; «Венетана-Граф», 2007 -192с.
- Симоненко В.Д. «Технология» учебник для учащихся 5 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. М. «Венетана-Граф» 2008.
- Боровых В.П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5 – 6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011 – (Современная школа).