Цель:
- развитие интеллектуальных способностей у учащихся;
- через занимательные упражнения повышать интерес детей к математике;
- продолжить работу над отработкой вычислительных навыков;
- развивать память, мышление, внимание;
- ознакомление с русским праздником - масленицей.
Ход занятия
Ведущий 1:
Здравствуйте, люди добрые! (слайд 1)
Почтенные и молодые,
Женатые и холостые,
Бойкие мальчишки,
Весёлые девчушки!
Ведущий 2:
К нам сюда скорее просим!
Подходи, честной народ!
Шевелитесь, торопитесь -
Праздник всех сюда зовет!
Учитель: (слайд 2) Ребята! У русского народа, как и у других народов, есть свои музыка, песни, обычаи и праздники. А какой самый весёлый русский праздник отмечается в конце февраля или начале марта? В этом году мы его отмечаем раньше, в середине февраля (масленица) (слайд 3).
- А собрались мы сегодня сюда, чтобы отметить старинный русский народный праздник - Масленицу. С незапамятных времён он слыл самым весёлым и разгульным, потому что продолжается целую неделю.
- Сегодня мы с вами будем зиму провожать с её сильными морозами, поиграем, посоревнуемся и узнаем много нового о масленице. Все задания будут пропитаны запахом блинов, которые нас ожидают в конце нашего математического соревнования.
- Вы разделились на 2 команды. Выберите капитана команды и придумайте название в духе праздника (кукольники, скоморохи, ряженые).
- Перед тем, как мы начнем наше соревнование, мы узнаем о празднике Масленица (слайд 6). Масленичная неделя длится семь дней, каждый из дней имеет своё название и назначение (слайд 7). Мы с вами будем не только соревноваться, но и узнавать о каждом масленичном дне.
- Перед 1конкурсом мы с вами узнаем, как называется понедельник, что делают люди в этот день ( слайд 8).
- Сейчас пришло время 1 конкурса.
1 конкурс: переложите 1 палочку и поменяйте положение 2 палочек, чтобы равенство стало верным. Хочу сделать одну подсказку, что мы закрепляем количество дней в Масленице (слайд 9).
Ответ: (слайд 10).
- Палочки у вас находятся на столе. Выложите запись. Давайте прочитаем её. Команда, которая первая выполнит задание, хлопает в ладоши и сдаёт листок с написанным ответом. Мы будем делать взаимопроверку. Команда, которая первая выполнит задание, получает 2 солнышка, вторые, но выполнившие правильно, 1 солнышко.
Микроитог: Молодцы! Как называется понедельник? (слайд 11)
- Пришло время узнать, как называется вторник (слайд 12).
В этот день начинаются самые весёлые игры. Молодые ребята веселятся, задают интересные вопросы, задачки, поэтому в следующем конкурсе вы решаете задачи, а ответ записываете на листочке. Команда, которая выполнит 3 задачи правильно, получает 2 солнышка, с ошибками - 1 солнышко (слайд 13).
2 конкурс:
1. На двух тарелках у меня 29 блинов, причём на одной тарелке на 5 блинов больше, чем на другой. Сколько блинов на каждой тарелке?
2. Три подружки - Вера, Оля, Таня - пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них была корзина, лукошко, ведёрко. Известно, что Оля была не с корзиной и не с лукошком. Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая девочка?
3. Пирог стоит 250 рублей и ещё половину стоимости. Сколько стоит пирог?
Проверка задания командами (слайд 14).
Микроитог: Молодцы! Как называется этот день? (слайд 15)
3 конкурс:
- Сейчас вы узнаете, как называется 3 день Масленицы (слайд 16).
- Этот день очень вкусный. Блины пекут и маленькие, и большие, на столы ставят пряники разной формы.
Мы с вами выполним задание "волшебная звезда" (слайд 17).
- Первая команда, которая выполнит, хлопает в ладоши.
Проверка задания командами (слайд 18).
Микроитог: Молодцы! Как называется этот день? (слайд 19)
Физминутка.
- Теперь пришла пора и нам чуть-чуть размяться, поиграть, повеселиться. Сейчас мы разучим с вами русскую народную игру "Золотые ворота".
1 команда становится в круг, взявшись за руки и подняв их сомкнутые. 2 команда, взявшись за руки, обегает каждого из стоящих- одного спереди, другого за спиной.
1 команда говорит слова: (слайд 20)
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
При последнем слове ворота закрываются.
Правила игры:
1. Игроку, который должен пройти через "ворота", нельзя перед ними останавливаться.
2. Нельзя расцеплять руки.
3. Опускать руки только после последнего слова.
Микроитог: Молодцы! Мы выучили русскую народную игру "Золотые ворота" (слайд 19).
4 конкурс:
- Пришло время познакомиться со следующим днём (слайд 21), (слайд 22).
- Этот день был веселый, где катались на лошадях, захватывали снежные городки, наряжались в праздничные костюмы. В 4 конкурсе вы должны расшифровать пословицу, которую парни и девушки говорили, заходя в гости (слайд 23).
Где блины, тут и мы. (слайд 24)
Микроитог: Молодцы! Давайте прочитаем все вместе пословицу. Как называется четверг (слайд 25)?
5 конкурс:
- Послушайте о дне пятом (слайд 26).
- Тёща - это мама жены. Только умный и смекалистый зять в почёте у тёщи, поэтому вам предстоит отгадать ребус (слайд 27).
Проверка командами задания (слайд 28).
Микроитог: Молодцы! Справились. Как называется этот день? (слайд 29)
6 конкурс:
- Сегодня как раз у нас 6 день масленицы. Давайте послушаем об этом дне (слайд30).
В этот день все родственники шли друг другу в гости. В кругу семьи люди играют в лото и другие игры, а мы с вами разгадаем кроссворд (слайд 31).
По горизонтали:
1. Действие, обратное умножению.
2. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.
3. Название знака действия.
4. Наименьшее однозначное число.
По вертикали:
5. Наименьшая единица времени.
6. Число, выраженное единицей шестого разряда.
7. Фигура, ограниченная окружностью
Проверка командами задания (слайд 32).
Микроитог: Молодцы! Справились. Как называется 6 день Масленицы? (слайд 33)
- Вот мы и подошли к последнему 7 дню Масленицы. Послушайте об этом дне (слайд 34)
Прощёное воскресенье, завершение праздника, где родственники и друзья просили прощения за огорчения и обиды.
- Давайте посчитаем солнышки, которые вы получили в конкурсах.
Хотя сегодня по результатам победила : команда, мы с вами дружный класс, поэтому не держим обиды. Каждая команда получает заветный приз - блины с мёдом, вареньем, пряники, баранки.
- Давайте ещё раз вспомним все названия дней Масленицы (слайд 35). Что ещё мы с вами сделали : прошли конкурсы : (слайд 36).
Ведущий 1:
Молодцы, дети! Садитесь за столы.
Счастье будет вам горой,
Урожая - воз большой,
На столе всегда пирог!
Лёгких вам всегда дорог!
Угощайтесь, гости дорогие!