Ухудшение здоровья школьников в нашей стране давно перестало быть чисто медицинской проблемой. Все больше путей и методов решения предлагают педагоги, воспитатели и психологи.
Едва ли не самым травматическим фактором для здоровья школьников является стрессогенная система проведения уроков. При этом снижается успеваемость детей, ухудшается дисциплина, усиливается состояние тревожности. Когда говорят о здоровьесберегеающих технологиях, чаще всего вспоминают о необходимости правильного составления расписания; планирования свободного времени; обустройства комнаты отдыха; гигиены учебных кабинетов; графика проветривания кабинетов и т.д.
Однако, нам представляется наиболее важным в условиях снижения психологического и физического здоровья учащихся, создание атмосферы благополучия, комфорта и взаимопонимания на уроке.
Одним из способов создания такой атмосферы является игра.
Факторами, сопровождающими игру, являются интерес, чувство удовлетворения и радости. Всё это облегчает обучение. Мы широко используем подвижные, полу подвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала.
После прохождения темы «Животные» мы проводим подвижную игру «Who is the first?», либо в спортивном зале, либо на стадионе, чтобы у детей была возможность свободно двигаться.
Дети делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу и выставляет перед своей шеренгой ряд игрушек-животных с промежутками между ними. Первые в шеренгах берут мячи. Они должны прокатить эти мячи вокруг игрушек, называя каждую из них по-английски, затем бегом вернуться к своей шеренге, передать мяч следующим участникам. Выигрывает та шеренга, игроки которой первыми успеют прокатить мяч между игрушками, правильно назвать их и вернуться на свое место.
Пользуясь принципами постепенной последовательности в обучении мы усложняем игры в ходе учебного процесса. Следующая игра, которую мы проводим, называется «Birds».
На полу рисуется два круга. Учитель объявляет: «They are nests». Выбираются две «Mother – birds» . Они отбирают себе птенцов и считают их со словами: « I have six (seven) children». После этого «Mother – bird» улетает за корнем. Некоторые «птенцы» меняются «гнёздами» или куда-нибудь прячутся, и все кричат: « Come back, Mother – bird! ». «Mother – birds» возвращаются и пересчитывают своих «детей» или находят чужих, выталкивают их и говорят: «Fly away!» «Матери» говорят : « Where is my grey ( white, brown, black) little bird?» Они находят своих детей и возвращают назад в гнездо, говоря: «Come back!»
Наряду с игровой деятельностью формированию лексико-грамматических навыков способствуют практические виды деятельности на уроке.
Проведение утренней зарядки помогает усвоить названия снарядов ( мячи, палки, скакалки, флажки), а также глаголы движения ( прыгать, бегать, поднимать, бросать, хлопать и т.др.)
Показ мод на уроке используется для закрепления лексики по теме «Одежда», а также прививает умение красиво одеваться, причёсываться, демонстрировать модную одежду.
Наиболее любимыми видами деятельности являются путешествия, прогулки, экскурсии.
Перед проведением такого мероприятия мы делим класс на группы и предлагаем каждой из них задания или вопросы, на которые они должны ответить. Каждая группа со своим заданием идет определённым маршрутом и собирает необходимые сведения. После экскурсии ребята решают поставленные перед ними задачи, используя полученные данные.
После прохождения разговорной темы « Shopping » мы ведём детей в cетевой супермаркет и предлагаем им выполнить следующие задания:
Заполнить таблицу
Food and drinks | |
Uncountable nouns | Countable nouns |
cheese | eggs |
coke | tomatoes |
e.t.c | e.t.c |
После этого учащиеся составляют предложения об этих продуктах с использованием оборотов there is/are и местоимений some/any.
Результаты работы впоследствии оформляются в виде проекта (газеты, компьютерной презентации) с использованием фотографий и рисунков.
Иногда говорят, что и игра, и экскурсия создают проблемы с дисциплиной. Однако, мы считаем, что так называемый «рабочий» шум доказывает, что ученикам интересно, что им не скучно, что в классе нет равнодушных. Поэтому, умелое применение здоровьесберегеающих технологий положительно сказывается на микроклимате урока, повышает мотивацию, облегчает овладение материала, сводит к минимуму учебный стресс.