Цели урока:
- Познакомить учащихся с последствиями Первой Мировой войны для Италии
- Проанализировать причины и процесс установления фашистской диктатуры Б. Муссолини в Италии.
- Продолжить формирование критического исторического мировоззрения учащихся посредством самостоятельной работы с историческими документами, материалом учебника, учебно-наглядными пособиями.
- Продолжить формировать у учащихся умение характеризовать историческую личность.
- Развивать умения учащихся применять полученные знания на практике.
- Воспитывать в учащихся неприятие идеологии фашизма.
- Воспитание у учащихся толерантности, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях.
Задачи урока:
- Развивать у учащихся умение работать с источниками, с учебно-наглядными пособиями.
- Продолжить формирование у учащихся умение работать в коллективе над общей проблемой (работа в группах).
- Научить учащихся давать собственную оценку политическому деятелю и его действиям.
Тип урока: Комбинированный урок, урок первичного усвоения нового материала.
Форма проведения урока: Урок-практикум.
Оборудование урока:
- Учебник «Новейшая история.10 класс» под редакцией Д.Б. Полянского.
- Атласы для учащихся «Новейшая история.10 класс».
- Классная доска, заранее оформленная к уроку.
- Мультимедиа-проктор.
- Раздаточный материал для учащихся.
- Исторические документы.
Основные понятия:
- Фашизм;
- Дуче;
- Корпоративная система.
Основные даты:
- 24-28 октября 1922 года – «Поход на Рим».
- 29 октября 1922 года – назначение Б. Муссолини главой правительства Италии.
- 1929 год – Лютеранский пакт (Пий XI + Б. Муссолини)
Ход урока
I. Оргмомент. Объяснение учителем целей и задач урока. Оформление тетрадей учащихся.
II. Мотивация учащихся к изучению нового материала. (Проводится в форме беседы по проблемному вопросу).
Учитель: Особенностью темы нашего урока является раскрытие особенностей фашизма в Италии; сути фашизма, идеология которого способствовала развязыванию Второй Мировой войны.
Давайте обсудим: Почему Италия стала «родиной» фашизма? (Это будет нашим проблемным вопросом на всем сегодняшнем уроке).
III. Актуализация опорных знаний учащихся по изучаемой теме. (Проводится в форме беседы).
- Используя атлас, ответьте на вопрос: Как изменилась территория Италии после заключения договоров Версальско-Вашингтонской системы?
- Почему Италию называли «побежденной в стране победителей»?
IV. Изучение нового материала.
Примечание:
Изучение нового материала проводится по следующему плану:
- Повторение ранее изученного.
- Последствия Первой Мировой войны для Италии.
- Установление фашистской диктатуры.
- Фашизация Италии.
1. Повторение ранее изученного.
- Фашизм – социально-политическое движение, идеология, государственный режим тоталитарного типа, ликвидация демократии и установление нового порядка, основанного на терроре и насилии.
- Тоталитаризм – направление политической мысли и тип политического режима, сутью которого является контроль над всеми сферами общественной жизни с целью реализовать какую-то агрессивную политическую утопию.
2. Последствия Первой Мировой войны для Италии. (Проводится в форме фронтальной работы с текстом §13 учебника. Ответы учащихся с места по методу «Микрофон» и выводы фиксируются в тетради).
- Италия очутилась в военно-политической и финансовой зависимости от своих союзников.
- Италия не получила обещанных ей территорий.
- Италия потеряла 650 тысяч убитыми и 1 миллион ранеными.
- Италия потеряла 1/3 часть своего национального богатства.
- В стране не хватало топлива, продовольствия, предметов первой необходимости.
- Сельское хозяйство страны было подорвано: продовольствие покупалось за границей.
- Внутренний долг Италии с 1915 по 1919 год вырос с 15,3 до 49,9 миллиардов лир.
- Стоимость национальной валюты упала в 5 раз.
- Выросли цены на продукты питания.
- В 1919-1920 г.г. в Италии состоялись антиправительственные выступления рабочих.
- Милитаризация экономики привела к росту доли тяжелой промышленности.
- Италия превращается из аграрной страны в аграрно-индустриальную. (Окрепли монополии: «Ансольдо», «Ильва», «Фиат», «Бреда»)
Выводы:
- Чувствуя себя побежденной, с чувством униженной национальной гордости, страна была в кризисе.
- Участники рабочего движения выдвигали лозунги установления диктатуры пролетариата в форме советской власти; в то же время предпринимательские круги Италии, поняв невозможность правительства защищать их интересы, связывали свои надежды с фашистским движением. (В 1919 году Б. Муссолини создал «Союз борьбы» – «Фашио ди комбатименто»
- Либералы, республиканцы, демократы, радикалы, католики не могли предложить выходы из общественного кризиса.
- Король Виктор Эммануил III маневрировал между ними, полномочия его были урезаны.
- Парламент не пользовался авторитетом, превращаясь в дискуссионный клуб.
3. Установление фашистской диктатуры. (Проводится в форме эвристической беседы с элементами групповой работы).
Задание для группы 1.
Вопрос к группе: А что же предложили фашисты?
Учащиеся этой группы должны найти ответ на этот вопрос в тексте §13 учебника на странице 156.
Задание для группы 2.
Отрывок из исторического документа:
«Фашисты знали и понимали чувства и настроения фронтовиков. Многие из них считали силу универсальным способом разрешения противоречий, а ценность человеческой жизни на шкале моральных ценностей резко упала. Эта масса злых на весь мир людей была крайне недовольна, поэтому могла вспыхнуть мгновенно».
Задание для группы 3.
Отрывок из исторического документа:
«Зажигательные лозунги, эффектные жесты, политическая … фашистов – все это привлекло ту часть молодежи, которая была готова сделать будь что, чтобы не тянуть прозаического существования. Тяжкий материальный и моральный кризис переживали средние слои, мелкие собственники. Фашисты использовали в своей идеологи и два фактора: исторические традиции и фактор религии ».
Итоги групповой работы подводятся путем беседы по вопросам:
- Какие группы населения становились на сторону фашистов и почему?
- Какие факторы стали решающими в фашистской идеологии? Как вы считаете, почему именно они?
4. Фашизация Италии.
Примечание:
Работа по этому вопросу проводится путем составления хронологической цепочки; активизации мыслительной деятельности учащихся способствует прочтение материала из § 13 учебника на странице 158.
Март 1919 года | Б. Муссолини создает «Союз борьбы». Главная его цель – борьба за интересы нации |
1920 год | Фашисты создали отряды «сквадристов» – чернорубашечников и начали погромы рабочих демократических организаций, убийства политиков. В стране усилились террор и насилие. Оружие получили со складов армии. |
24 октября 1922 года | В Неаполе открылся съезд фашистских союзов, на котором Б. Муссолини потребовал в ультимативной форме для себя пять министерских портфелей. |
27 октября 1922 года | Б. Муссолини объявил общую мобилизацию фашистов. |
28 октября 1922 года | Атака на главные центры страны. Три колонны вошли в Рим и выдвинули ультиматум правительству. Пролилась кровь, сквадры стали неуправляемыми. |
29 октября 1922 года | Король шлет телеграмму дуче, где приглашает его прибыть в Рим и сформировать правительство. |
30 октября 1922 года | Сформировано правительство Италии. Б. Муссолини взял себе пост премьер-министра, министра внутренних дел и иностранных дел. Торжественным маршем фашисты прошли по «вечному городу» Риму. |
1922 год | Б. Муссолини подписал Лютеранские соглашения с Папой Римским Пием XI о самостоятельности Ватикана в ответ на его поддержку. |
Как вы считаете, это был пропагандистский шаг или жизненная необходимость?
V. Проверка предыдущего домашнего задания. (Сообщения учащихся)
Отрывок из статьи Л. Белоусова «Б. Муссолини: политический портрет».
Или при наличии времени можно посмотреть с учащимися отрывок из документального фильма «Личности» – Б. Муссолини «Частные хроники» – Первый фашист Европы.
VI. Закрепление изученного на уроке.
Проводится в форме беседы по следующим вопросам:
- Как вы считаете: почему население Италии пошло за Муссолини?
- Как происходил процесс формирования культа личности дуче?
VII.Обобщение и систематизация знаний учащихся, полученных в ходе урока.
Проводится в форме беседы по следующим вопросам:
- Почему фашисты пришли к власти именно в Германии и Италии. Обоснуйте свое мнение.
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.
Учитель. Какие затруднения возникли во время работы на уроке?
Ученики анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.
IX. Объяснение нового домашнего задания.
- Отработать соответствующий материал учебника.
- Выписать в словарь исторических терминов использованные на уроке новые исторические понятия.
- Напишите эссе «Мое мнение о Б. Муссолини»
- Подготовьте сообщения о Мустафе Кемале и Махатме Ганди.