Работа над предложением. Распространение простого предложения

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Расширение активного словаря детей по теме «Домашние животные».
  • Развивать умения детей составлять и распространять простые предложения.
  • Учить детей грамматически правильно оформлять предложение.
  • Закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
  • Продолжать развивать навыки детей анализировать простые предложения.
  • Развивать память и внимание детей.

Оборудование: Фигурки диких и домашних животных («Театр на коробках»), фланелеграф, геометрические фигуры для составления схем предложений, Фонограмма с голосами домашних животных.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Выявление детских представлений по теме «Домашние животные».
  3. Построение и анализ простого нераспространенного предложения.
  4. Работа над распространением простого предложения косвенным дополнением. Анализ предложений.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Распространение простого предложения предлогом.
  7. Восстановление предложений по плану-схеме.
  8. Итоги занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Ребята, сегодня на занятии мы с вами попадем в маленький театр.

Чтобы пойти в театр, нужны билеты. Вот они. Тяните свой счастливый билетик и ищите свои места по рисункам на стульчиках.

2. Выявление детских представлений по теме «Домашние животные».

-В давние времена все животные жили вместе в лесу. В один из солнечных дней собрались они вместе на поляне. Пришли туда…

-Помогите мне, ребята, назвать животных. Кто пришел на поляну? Кто это?

(Дети называют животных.)

-Встретились они и корова говорит: «Надоело мне жить в лесу, хорошо здесь бывает только поздней весной да летом. Осенью и зимой холодно, голодно. На опушке нашего леса я видела домик, там живет человек. Хочу я завтра утром пойти туда, попрошусь жить к человеку. Может, кто-нибудь хочет со мной, подумайте до утра.»

Легли звери спать.

-И мы отдохнем, ребята. Закрывайте глазки…

(Логопед прячет домашних животных.)

-Просыпайтесь, ребята. Посмотрите, что изменилось? Кого нет?

-А кто остался в лесу?

-Как назвали животных, которые остались жить в лесу?

-Как назвали животных, которые стали жить с человеком?

-Назовите мне еще раз домашних животных.

-Что вы произносили? (Слова).

-Кто был внимательный и запомнил, какой вопрос я ставила к этим словам?

(Кто это?)

А почему я спрашивала «кто это?», а не «что это?»

(Потому что они живые.)

-Правильно, мы говорили слова, обозначающие живые объекты,и эти слова нам сегодня помогут составлять предложения короткие, длинные, с маленькими словами.

3. Построение и анализ простого нераспространенного предложения.

-Подружились человек и животные. Стал человек ухаживать за животными, построил для них жилища. А чтобы легче им было общаться, стали животные определенным образом голос подавать.

-Можете ли вы узнать домашних животных по голосам.

(Звучит фонограмма с голосами домашних животных.)

-Это кто?

(Корова.)

-Корова что делает?

(Корова мычит.)

-Давайте положим на стол столько квадратиков, сколько слов сказали.

-Какое первое слово?

-Закройте слово «корова» левой ладошкой.

-Какое второе слово?

-Закройте слово «мычит» правой ладошкой. Мы слова читаем и считаем слева направо.

Какое слово отвечает на вопрос «Что делает?»

У нас есть два слова, которые нам о чем-то рассказывают, дружат между собой.

Что это получилось? (Предложение.)

-Сколько слов в этом предложении?

-Послушайте еще голоса животных, и составьте об услышанном предложения из двух слов. (Кошка мяукает. Собака лает.)

-Мы составляли предложения из двух слов, и помогли нам в этом голоса животных.

4. Работа над простым распространенным предложением.

-Корова замычала. Кошка замяукала. Собака залаяла.

Наверное, они захотели кушать. Подскажите хозяину, чем ему покормить своих друзей-животных, что они любят кушать больше всего.

У нас есть картинки с изображением животных. Сердечко будет обозначать слово «любит». Есть картинки с изображением любимых лакомств животных. Кто поможет дедушке?

(Корова любит траву.

Собака любит кость.

Кошка любит рыбу.)

Назовите предложение, в котором есть слово «траву».

Назовите предложение, в котором есть слово «собака».

Назовите предложение, в котором есть слово «рыбу».

А теперь мы будем проговаривать предложения, и считать слова на пальчиках.

Приготовили левую ручку, поставили ее на локоток, а правая ей поможет.

-Говорим первое предложение. Сколько слов в этом предложении?

-Говорим второе предложение. Сколько слов в этом предложении?

-Говорим третье предложение. Сколько слов в этом предложении?

-Схема, которую мы составляли, подходит к этим предложениям? Почему?

-Как ее нужно изменить?

-Теперь слушайте внимательно предложение, считайте слова по квадратикам.

-В предложении «Собака любит кость», какое слово на втором месте?

-В предложении «Корова любит траву», какое слово на первом месте?

-В предложении «Кошка любит рыбу», какое слово на третьем месте?

-В предложении «Собака любит кость», какое слово отвечает на вопрос «Кто это?»

«Что делает?», «Что любит?»…

-Сколько слов было в этих предложениях?

-Эти предложения стали длиннее или короче, чем те, что мы составляли в начале занятия?

-Любимая еда животных помогла нам составить длинное предложение из трех слов.

5. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика.

На поляне дом стоит,
К дому путь пока закрыт.
Мы ворота открываем,
В дом гостей приглашаем.
К нам идет коза рогатая,
К нам идет коза бодатая.
И корова в дом спешит,
Колокольчиком звенит.
Вышла кошечка вперед,
К нам идет, хвостом играя,
Ей навстречу из ворот
Две собачки выбегают.

6. Распространение простого предложения предлогом.

-Человек живет в доме. Давайте вспомним, как называются жилища?

(Конура, коровник, сарай.)

-Значит, мы можем сказать о том, где живет собака?

(Собака живет в конуре.)

-Давайте посчитаем слова на пальцах. Сколько слов? Какое слово здесь самое короткое?

-Составим схему этого предложения, короткое слово «в» обозначим треугольником.

-Составьте по этой схеме предложение о жилище коровы.

(Корова живет в коровнике.)

Посчитайте, на каком месте стоит слово «в», слово «корова», слово «коровник», слово «живет».

-Составьте по этой схеме предложение о кошке.

(Кошка живет в доме.)

-Поставьте слово «в» на первое место.

(В доме живет кошка.)

-Поставьте слово «живет» на первое место.

(Живет в доме кошка.)

-Названия жилищ животных помогли нам составить предложения с коротким словом «в».

7. Восстановление предложений по планам-схемам.

-В начале занятия мы составляли предложения из сколько слов?

(Из двух слов. Они нам рассказали о том, кто как голос подает.)

(Предложения из трех слов нам рассказали о любимой еде животных.)

(Предложения с коротким словом «в» нам рассказали о жилищах животных.)

-Теперь по плану мы можем рассказать о любом домашнем животном:

Собака лает. Собака любит кость. Собака живет в конуре.

Кошка мяукает. Кошка любит рыбу. Кошка живет в доме.

Корова мычит. Корова любит траву. Корова живет в коровнике.

8. Итоги занятия.