Цели:
- Расширение активного словаря детей по теме «Домашние животные».
- Развивать умения детей составлять и распространять простые предложения.
- Учить детей грамматически правильно оформлять предложение.
- Закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
- Продолжать развивать навыки детей анализировать простые предложения.
- Развивать память и внимание детей.
Оборудование: Фигурки диких и домашних животных («Театр на коробках»), фланелеграф, геометрические фигуры для составления схем предложений, Фонограмма с голосами домашних животных.
План занятия:
- Организационный момент.
- Выявление детских представлений по теме «Домашние животные».
- Построение и анализ простого нераспространенного предложения.
- Работа над распространением простого предложения косвенным дополнением. Анализ предложений.
- Пальчиковая гимнастика.
- Распространение простого предложения предлогом.
- Восстановление предложений по плану-схеме.
- Итоги занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня на занятии мы с вами попадем в маленький театр.
Чтобы пойти в театр, нужны билеты. Вот они. Тяните свой счастливый билетик и ищите свои места по рисункам на стульчиках.
2. Выявление детских представлений по теме «Домашние животные».
-В давние времена все животные жили вместе в лесу. В один из солнечных дней собрались они вместе на поляне. Пришли туда…
-Помогите мне, ребята, назвать животных. Кто пришел на поляну? Кто это?
(Дети называют животных.)
-Встретились они и корова говорит: «Надоело мне жить в лесу, хорошо здесь бывает только поздней весной да летом. Осенью и зимой холодно, голодно. На опушке нашего леса я видела домик, там живет человек. Хочу я завтра утром пойти туда, попрошусь жить к человеку. Может, кто-нибудь хочет со мной, подумайте до утра.»
Легли звери спать.
-И мы отдохнем, ребята. Закрывайте глазки…
(Логопед прячет домашних животных.)
-Просыпайтесь, ребята. Посмотрите, что изменилось? Кого нет?
-А кто остался в лесу?
-Как назвали животных, которые остались жить в лесу?
-Как назвали животных, которые стали жить с человеком?
-Назовите мне еще раз домашних животных.
-Что вы произносили? (Слова).
-Кто был внимательный и запомнил, какой вопрос я ставила к этим словам?
(Кто это?)
А почему я спрашивала «кто это?», а не «что это?»
(Потому что они живые.)
-Правильно, мы говорили слова, обозначающие живые объекты,и эти слова нам сегодня помогут составлять предложения короткие, длинные, с маленькими словами.
3. Построение и анализ простого нераспространенного предложения.
-Подружились человек и животные. Стал человек ухаживать за животными, построил для них жилища. А чтобы легче им было общаться, стали животные определенным образом голос подавать.
-Можете ли вы узнать домашних животных по голосам.
(Звучит фонограмма с голосами домашних животных.)
-Это кто?
(Корова.)
-Корова что делает?
(Корова мычит.)
-Давайте положим на стол столько квадратиков, сколько слов сказали.
-Какое первое слово?
-Закройте слово «корова» левой ладошкой.
-Какое второе слово?
-Закройте слово «мычит» правой ладошкой. Мы слова читаем и считаем слева направо.
Какое слово отвечает на вопрос «Что делает?»
У нас есть два слова, которые нам о чем-то рассказывают, дружат между собой.
Что это получилось? (Предложение.)
-Сколько слов в этом предложении?
-Послушайте еще голоса животных, и составьте об услышанном предложения из двух слов. (Кошка мяукает. Собака лает.)
-Мы составляли предложения из двух слов, и помогли нам в этом голоса животных.
4. Работа над простым распространенным предложением.
-Корова замычала. Кошка замяукала. Собака залаяла.
Наверное, они захотели кушать. Подскажите хозяину, чем ему покормить своих друзей-животных, что они любят кушать больше всего.
У нас есть картинки с изображением животных. Сердечко будет обозначать слово «любит». Есть картинки с изображением любимых лакомств животных. Кто поможет дедушке?
(Корова любит траву.
Собака любит кость.
Кошка любит рыбу.)
Назовите предложение, в котором есть слово «траву».
Назовите предложение, в котором есть слово «собака».
Назовите предложение, в котором есть слово «рыбу».
А теперь мы будем проговаривать предложения, и считать слова на пальчиках.
Приготовили левую ручку, поставили ее на локоток, а правая ей поможет.
-Говорим первое предложение. Сколько слов в этом предложении?
-Говорим второе предложение. Сколько слов в этом предложении?
-Говорим третье предложение. Сколько слов в этом предложении?
-Схема, которую мы составляли, подходит к этим предложениям? Почему?
-Как ее нужно изменить?
-Теперь слушайте внимательно предложение, считайте слова по квадратикам.
-В предложении «Собака любит кость», какое слово на втором месте?
-В предложении «Корова любит траву», какое слово на первом месте?
-В предложении «Кошка любит рыбу», какое слово на третьем месте?
-В предложении «Собака любит кость», какое слово отвечает на вопрос «Кто это?»
«Что делает?», «Что любит?»…
-Сколько слов было в этих предложениях?
-Эти предложения стали длиннее или короче, чем те, что мы составляли в начале занятия?
-Любимая еда животных помогла нам составить длинное предложение из трех слов.
5. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика.
На поляне дом стоит,
К дому путь пока закрыт.
Мы ворота открываем,
В дом гостей приглашаем.
К нам идет коза рогатая,
К нам идет коза бодатая.
И корова в дом спешит,
Колокольчиком звенит.
Вышла кошечка вперед,
К нам идет, хвостом играя,
Ей навстречу из ворот
Две собачки выбегают.
6. Распространение простого предложения предлогом.
-Человек живет в доме. Давайте вспомним, как называются жилища?
(Конура, коровник, сарай.)
-Значит, мы можем сказать о том, где живет собака?
(Собака живет в конуре.)
-Давайте посчитаем слова на пальцах. Сколько слов? Какое слово здесь самое короткое?
-Составим схему этого предложения, короткое слово «в» обозначим треугольником.
-Составьте по этой схеме предложение о жилище коровы.
(Корова живет в коровнике.)
Посчитайте, на каком месте стоит слово «в», слово «корова», слово «коровник», слово «живет».
-Составьте по этой схеме предложение о кошке.
(Кошка живет в доме.)
-Поставьте слово «в» на первое место.
(В доме живет кошка.)
-Поставьте слово «живет» на первое место.
(Живет в доме кошка.)
-Названия жилищ животных помогли нам составить предложения с коротким словом «в».
7. Восстановление предложений по планам-схемам.
-В начале занятия мы составляли предложения из сколько слов?
(Из двух слов. Они нам рассказали о том, кто как голос подает.)
(Предложения из трех слов нам рассказали о любимой еде животных.)
(Предложения с коротким словом «в» нам рассказали о жилищах животных.)
-Теперь по плану мы можем рассказать о любом домашнем животном:
Собака лает. Собака любит кость. Собака живет в конуре.
Кошка мяукает. Кошка любит рыбу. Кошка живет в доме.
Корова мычит. Корова любит траву. Корова живет в коровнике.