Программа ориентирована на учащихся 9-11 классов, количество детей в группе 8-12. Реализация программы предполагает проведение сдвоенных занятий - 2 часа в неделю в течение полугодия или 2 часа через неделю в течение года. Это диктуется необходимостью времени для закладки опыта и его снятия.
Актуальность программы состоит в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить теоретические знания, приобрести и закрепить навыки экспериментальной исследовательской работы.
Программа «Бумажная хроматография» имеет профессиональную направленность. Ученикам, избравшим химические специальности, она поможет овладеть необходимыми приемами умственной деятельности, развить творческое мышление, совершенствовать навыки практической и исследовательской работы. Особенностью курса является его интегративный характер, так как он построен на материале химии, биологии, географии, физики. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности. Данный курс включает в себя блоки, состоящие из лекционного материала и практических занятий, предполагает самостоятельную работу обучающихся с литературой по подбору информации по данной теме, решение учебных исследовательских задач. Практические занятия включают проведение исследований: постановку опытов, обработку результатов, формулирование выводов.
По итогам занятий на данном данного курсе обучающиеся готовят творческий отчёт, выполнение которого включает следующие этапы:
- работа с источниками информации,
- анализ полученной информации,
- выдвижение гипотезы по теме,
- выполнение практической части,
- обработка полученных данных,
- подведение итогов.
По окончании курса предполагается проведение итоговой конференции, на которой обучающиеся представляют творческие отчёты- презентации по выбранной заранее теме. Темы творческого отчёта предлагаются после прослушивания вводной лекции.
Цель данного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профессии, связанной с естественнонаучным профилем обучения.
Задачи
- Развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей
- расширять знания о значении химии в современном обществе как науки, используемой практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства;
- знакомить с особенностями исследовательской деятельности на материале несложных химических опытов с веществами,
- знакомить с профессиями, для овладения которыми необходимо знание химии;
- формировать умения поиска, обработки и анализа информации по теме исследования;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
Методическое обеспечение программы
- Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа, межпредметные занятия, лабораторные опыты. Практические занятия, экспериментальная работа.
- Приемы организации учебно-воспитательного процесса: объяснение, работа с книгой, беседа, демонстрационный показ, самостоятельное экспериментирование.
- Методы: частично-поисковый, лабораторный, исследовательский,
Оборудование: Компьютеры, ТСО, наборы веществ для химического анализа, химическое оборудование, посуда.
Содержание
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Задачи обучения. Тематика занятий. Развитие и совершенствование физико-химических и химических методов исследования.
Тема 1. Знакомство с методом хроматографии. Краткая история возникновения и развития хроматографии как метода исследования в физике и химии. Биография М. С. Цвета, его исследования в области изучения состава и строения молекулы хлорофилла. Многообразие видов хроматографии. Сорбция и десорбция как основа хроматографии. Примеры адсорбции. Виды хроматографии: газовая и жидкостная. Классификация хроматографии по форме проведения: колоночная, бумажная и тонкослойная хроматография(ТСХ). Распределительная бумажная хроматография как частный метод хроматографии. Хроматографическая бумага как носитель, требования к бумаге, подвижная и неподвижная фазы, требования к растворителю. Приборы и оборудование для бумажной хроматографии.
Тема 2. Подготовка к экспериментальным хроматографическим исследованиям. Сборка приборов, подготовка бумаги, приготовление рабочих растворов солей железа, свинца, никеля, олова. Приготовление хлорофилловой вытяжки и разделение ее по методу Цвета. Качественное определение ионов металлов в рабочих растворах методом бумажной хроматографии.
Тема 3. Проведение исследовательской работы. Забор воды для исследования. Приготовление насыщенных растворов. Постановка экспериментальных исследований проведение эксперимента и снятие результатов. Обработка результатов исследований, графическое отражение содержания ионов солей тяжелых металлов в разных пробах исследуемой воды. Подведение итогов .
Календарно-тематическое планирование (таблица)
Литература
- Беленький Б.Г. , Хроматография на бумаге, - пер. с чеш, -М.,1962
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. -Ленинград, Химия, 1987
- Крицман В.А., Станцо В. В Энциклопедический словарь юного химика -М: Педагогика, 1990.
- Нифантьев Э. Е., Котлярова О. Э., Верзилина М. К. Внеклассная работа по химии с использованием хроматографии».- М: Просвещение, 1983.
- Соколова Д. Н., Бочкова А. С. Хроматографический анализ окружающей среды.- М: Химия, 1979.
- Тулина Н.И. сост. Практикум по общей химии . -Волгоград, Учитель, 2007.
- Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии.- М. Глобус, 2007.
- Проектная деятельность учащихся. Сост. Ширшина Н.В. Химия. Волгоград, Учитель, 2007.
- Лабораторное руководство по хроматографическим и смежным методам, пер. с англ., -т.1,-М.,1982, с.58-151.