Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Продолжить формирование физического содержания законов Ньютона;
- Актуализировать знания алгоритма решения задач по динамике;
- Продолжить отработку умения применять законы Ньютона при решении задач;
Этапы урока:
- Организационный.
- Актуализация знаний.
- Теоретическая часть.
- Решение задач.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Орг. момент.
Два раздела механики:
кинематика отвечает на вопрос: как движется тело?
динамика отвечает на вопрос: почему так движется тело?
- Прочитайте тему урока.
- Попробуйте сформулировать цели урока
II. Тест на проверку остаточных знаний законов динамики (на карточках)
1 вариант
-
Первый закон Ньютона формулируется следующим образом:
А) существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела не изменяют свою скорость;
Б) существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действия других тел скомпенсировано;
В) существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела не сохраняют свою скорость неизменной, если на них действуют другие тела. -
Такие системы отсчёта называются:
А) инерциальными;
Б) неинерциальными;
В) иррациональными. -
Второй закон Ньютона выражается формулой:
А) F=ma;
Б) a=F/m;
В) F1=F2. -
Формулировка третьего закона Ньютона:
А) действие равно противодействию;
Б) силы, возникающие при взаимодействии, уравновешивают друг друга;
В) силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. -
За единицу силы в СИ принимают:
А) силу, сообщающую телу массой 1 кг ускорение 10 м/с2;
Б) силу, сообщающую телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2 в направлении действия силы;
В) 1 Ньютон.
2 вариант
-
Первый закон Ньютона формулируется следующим образом:
А) существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действия других тел скомпенсировано;
Б) существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела не изменяют свою скорость;
В) существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела не сохраняют свою скорость неизменной, если на них действуют другие тела. -
Такие системы отсчёта называются:
А) иррациональными;
Б) неинерциальными;
В) инерциальными. -
Второй закон Ньютона выражается формулой:
А) F1=F2;
Б) a=F/m;
В) F=ma. -
Формулировка третьего закона Ньютона:
А) действие равно противодействию;
Б) силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению;
В) силы, возникающие при взаимодействии, уравновешивают друг друга. -
За единицу силы в СИ принимают:
А) силу, сообщающую телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2 в направлении действия силы;
Б) 1 Ньютон;
В) силу, сообщающую телу массой 1 кг ускорение 10 м/с2.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | А | А | В | Б |
А | В | В | Б | А |
III. Теоретическая часть.
1. Основное утверждение механики.
а. Выбор системы отсчёта
б. Что вызывает ускорение тел?
в. Движение с постоянной скоростью: если действий со стороны других тел нет, то согласно основному утверждению механики ускорение тела =0, т. е. тело будет покоиться или двигаться с постоянной скоростью.
г. Инерциальная система отсчёта: система отсчёта, связанная с Землёй или движущаяся отн. Земли равномерно и прямолинейно.
д. Материальная точка
2. Первый закон Ньютона.
а. Движение свободного тела.
б. Закон инерции и относительность движения
в. Формулировка первого закона механики Ньютона: существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действия других тел скомпенсировано (сравнить с определением в учебнике. Вывод: это более ёмкое. Записать в тетрадь.)
г. Примеры инерциальных систем отсчёта
3. Сила.
а. Определение.
Силой в механике называют количественную меру действия тел друг на друга, в результате которого тела получают ускорения.
1) ускорение тел вызывается силами
2) силы обусловлены действиями на данное тело других тел
б. Понятие силы относится к двум телам.
Сила – векторная величина.
в. Сравнение сил. Две силы независимо от их природы считаются равными и противоположно направленными, если их одновременное действие на тело не меняет его скорости
г. Измерение сил.
Измерить – сравнить с эталоном.
Динамометр.
4. Второй закон Ньютона. Масса.
а. Зависит ли ускорение тел от их свойств?
б. Масса. Величину F/a, равную отношению модуля силы к модулю ускорения называют инертной массой.
в. Второй закон Ньютона. Произведение массы на ускорение равно векторной сумме действующих на тело сил: ma= F1+F2+F3+….
г. Измерение массы.
– с помощью весов: сравнение с эталоном
– по взаимодействию с другими телами m=F/a
5. Третий закон Ньютона.
а. взаимодействие тел
б. силы взаимодействия тел
в. Третий закон Ньютона. Силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулям и направлены по одной прямой в противоположные стороны. F1=-F2
Используя 2 закон Ньютона: m1a1=-m2a2=const
IV. Закрепление материала.
Решение задач. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике.– М.: Просвещение,
№ 131 (150 Н), 134 (1,5 м/с2), 136 (250 Н), 138 (0,08 м/с2);
№ 143, 144, 145 – качественные задачи – устно
№143. Если выпустит, то положение космонавта относительно корабля не изменится; если бросит, то космонавт придёт в движение.
№144. В 1 случае на борт и дно лодки действуют равные по модулю и противоположные по направлению силы. Во 2 – только одна сила, т.к. вторая приложена к берегу.
№145. Сила, действующая на голову вверх, равна силе, действующей вниз в плече.
V. Подведение итогов урока.
- Что понравилось на уроке?
- Что запомнилось?
- Какие вопросы показались вам простыми?
- Какие вопросы показались вам сложными?
VI. Домашнее задание.
&22-28 №132, 135.