Сложение и вычитание натуральных чисел с использованием средств ИКТ. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Учитель: Лоскутова О. Н.
Образовательное учреждение: МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3”
Предмет: Математика
Краткая аннотация урока  
Класс, профиль: 5 класс, базовый уровень
Тема: Сложение и вычитание натуральных чисел
Тип урока: обобщение знаний
Цели:
  • отработка навыков сложения и вычитания натуральных чисел;
  • развитие логического мышления, математической речи;
  • расширение знаний учеников об окружающем их мире
Задачи: обобщить накопленные знания по теме: “Сложение и вычитание натуральных чисел” с помощью средств ИКТ
Приобретаемые навыки детей: умение решать задания на сложение и вычитание натуральных чисел, быстро находить ответы
Формы организации работы детей: индивидуальная, разноуровневая
Формы организации работы учителя: обобщение материала по теме “Сложение и вычитание натуральных чисел” с использованием средств ИКТ
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: Интернет-ресурсы, единая цифровая коллекция образовательных ресурсов:http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://voznesenkakaz.narod.ru/slowo.htm
http://www.town33.ru/stati/stat4s.html

Цели урока:

  • отработка навыков сложения и вычитания натуральных чисел;
  • развитие логического мышления, математической речи;
  • расширение знаний учеников об окружающем их мире.

Задачи

образовательные:

  • обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Сложение и вычитание натуральных чисел”;

развивающие:

  • создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;
  • создать условия для развития речевых навыков у школьников;
  • содействовать развитию у школьников научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности;

воспитательные:

  • содействовать развитию у учащихся умения сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента;
  • создать условия для развития у школьников стремления к познанию;
  • воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Оформление.

Сначала урока на доске слова:

Математика – это язык, на котором написана книга природы.

(Г. Галилей)

Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы.

(Д.И. Писарев)

Тип урока: урок обобщения знаний.

Раздаточный материал: разноуровневые цветные карточки с заданиями, фломастеры, буклеты.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Описание мультимедийного продукта: наглядная презентация из 18 слайдов.

Цель создания и использования медиапродукта на занятии: мотивация познавательной деятельности учащихся, иллюстрация материала.

Обоснование целесообразности использования ИКТ в данном уроке.

Применение презентации на уроке становится с каждым днем все актуальнее. С ее помощью учебный материал становится наглядным, структурированным, тем самым помогает учащимся усвоить данную тему быстрее.

Презентация, подготовленная в Power Point, представляет собой последовательность слайдов, которые содержат основные этапы урока, все необходимые изображения, таблицы (карточки), анимации, звук и видеоизображение (“Вальс цветов” П.И. Чайковский). Слайд-фильм вписывается в структуру данного урока, сопровождает рассказ учителя. Презентация, оформленная в уникальном стиле, близком к теме урока, значительно повышает степень восприятия информации у учащихся. Яркость и содержание делает её особенно привлекательной для ребят.

У ребят работают следующие виды памяти: образная, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (зрительная, слуховая, осязательная и т.д.); словесно-логическая, связанная с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений; эмоциональная память, ответственная за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.)

Учитель:

– Сегодня мы не будем озвучивать решение домашнего задания, но в конце урока я соберу ваши тетради на проверку.

Мы завершаем изучение темы “Сложение и вычитание натуральных чисел”. Наша главная цель – закрепить свои знания и умения по сложению и вычитанию чисел. Я вам предлагаю провести урок не только на языке математики, но и на языке природы.

2. Устный счет (фронтальный опрос) (5 мин.)

Учитель:

– Начнем урок, как всегда с устной работы, потому что только тот, кто дружит с математикой, хорошо считает устно.

Задание: Вычислите, используя законы сложения:

  • (348+999)+652
  • 754+(888+246)
  • 411+145+419+725
  • 318-18+152-52
  • 1000+221-981

(На слайде 2 показаны задания. Каждый новый пример появляется только после правильного ответа на предыдущее задание).

Учитель:

Какие законы сложения вы применяли?

Учитель:

3. Следующий этап нашего урока – математический диктант. (10 мин.)

Учитель вслух читает задания.

1. Число 6851 увеличить на 387
2. К числу 6555 прибавить 2181
3. Число 762 уменьшить на 289
4. От числа 7619 отнимите 5002
5. Решите уравнение:

а) х+451=2096

б) х-212=54

Результаты диктанта, представленные на слайде 3, проверяются сразу по его окончании. Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде и выставляют себе оценку

Критерии оценки и ответы предоставлены на слайде 3.

6 заданий

4-5 заданий

3 задания

менее 3 заданий

“5”

“4”

“3”

“2”

Обратная связь “Ученик – учитель” по результатам выполненного диктанта:

– “5” – ……….. человек

– “4” – ……….. человек

– “3” – ……….. человек

– “2” – ……….. человек

4. Самостоятельная работа по закреплению у учащихся навыков сложения и вычитания десятичных дробей. (25 мин.)

Учитель: Вы хорошо поработали, я предлагаю вам сделать музыкальную паузу перед тем как перейти к другому виду работы.

(Учитель раздает разноцветные карточки с заданиями)

Класс слушает фонограмму “Вальса цветов” П.И. Чайковского. (слайд 4,5) (3 мин)

Учитель:

Ребята, обратите внимание! На доске написаны высказывания известных людей о математике:

Математика – это язык, на котором написана книга природы.

(Г. Галилей)

Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы.

(Д.И. Писарев)

– Вспомним, что говорит наш земляк, поэтесса нашего с вами города Г. Лотос (слайд 6)

Цветок – это точка отсчёта,
Вокруг вращается мир,
Отсюда желанье полета,
Отсюда звучание лир.

(Г. Лотос, г. Воскресенск)

Слайды (7-11)

Учитель:

– Эти слова написаны неслучайно. Сегодняшний урок, как я вам уже говорила, связан с природой. Следующее задание связанно также с темой природы.

– У вас на столах цветные карточки с заданиями с 1 по 5 варианты. Карточки разные и по содержанию, т.е по степени сложности. (разноуровневые, 4 и 5 варианты для сильных учащихся зеленого цвета). Запишите в верхнем правом углу фамилию и решите предложенные задания. Все решения вы проводите в рабочей тетради.

– Каждому ответу соответствует буква. Напишите на обратной стороне карточки с помощью фломастера получившееся название цветка или растения.

Вариант 1

Номер задания

К

Ю

В

Н

Ь

О

1

2446

32245

1062

421

565

321

2

10424

1002

9892

10704

1479

335

3

200

36

15

189

198

79

4

3475

506

307

41

108

3075

5

718

307

1449

152

2943

322

6

171

621

1596

1427

134

408

Задание

  1. 789+273 =
  2. 1547-68 =
  3. Решите уравнение 125 – х = 89.
  4. Решите уравнение х + 153 = 194.
  5. В первый день продали 125 м ткани, а во второй день еще 197 м. Сколько ткани продали за два дня?
  6. У Васи 460 марок в 4 альбомах, трех альбомах 289 марок. Найти сколько марок в последнем альбоме?

Вариант 2

Номер задания

Ь

Н

Е

Р

Г

А

1

4946

5801

9446

1836

1727

941

2

506

324

1186

404

516

542

3

1074

67

11456

189

1086

924

4

1004

1796

85

100

89

84

5

281

627

411

512

101

809

6

22

24

34

30

32

29

Задание

  1. 1131 + 596=
  2. 2065-879=
  3. Решите уравнение х + 539 = 728.
  4. Решите уравнение 131 – х = 47.
  5. Токарь выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за два дня, в первый день он изготовил 284 детали, во второй на 59 деталей больше, чем в первый день. Сколько деталей было изготовлено за два дня?
  6. В восьмом классе учится 32 человека, в девятом 41 человек. Сколько детей учится в пятом классе, если всего в этих классах учится 95 человек?

Вариант 3

Номер задания

А

Е

У

Н

П

К

1

382

314

495

855

591

455

2

50

92

97

67

71

68

3

522

543

580

215

553

597

4

182

176

197

105

189

195

5

299

217

314

434

350

335

6

998

938

952

955

912

902

Задание

  1. 266+189=
  2. 386 – 289=
  3. Решите уравнение х – 426=127.
  4. Решите уравнение 239 + у = 415.
  5. Ученики пятого класса собрали 306 кг металлолома, а шестого класса на 128 кг больше. Сколько металлолома собрал 6 класс?
  6. Мастер выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за два дня. В первый день мастер изготовил 486 деталей, а во второй на 26 деталей больше, чем в первый день. Сколько деталей было изготовлено за 2 дня?

Вариант 4

Номер задания

О

А

З

И

К

В

Г

Д

1

1107

1144

905

1475

1347

1854

1761

1715

2

153

174

189

279

252

163

174

129

3

192

652

706

565

459

162

164

150

4

104

187

142

154

105

179

182

381

5

38

56

48

51

43

50

47

96

6

276

300

276

376

205

209

213

210

7

180

195

118

171

189

170

187

186

8

32

35

45

34

33

31

37

40

Задание

  1. 782+979=
  2. 621-458=
  3. Решите уравнение х – 68 = 124
  4. Решите уравнение х – 118=24.
  5. Бригада рабочих установила трубу так, что 38 м было в земле, а 58 м над землей. Какова длина трубы?
  6. Дима купил 112 тетрадей в линейку, а в клетку он купил на 19 тетрадей меньше. Сколько всего тетрадей он купил?
  7. В первый день автомобиль проехал 238 км, а во второй день на 67 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
  8. 150-(98+17)=

Вариант 5

Номер задания

А

Д

М

Е

У

Н

И

Ц

1

398

357

353

279

281

312

361

311

2

814

809

815

813

872

827

839

800

3

169

716

170

128

798

726

141

140

4

256

223

213

214

254

212

224

253

5

290

273

295

275

287

321

271

280

6

31

33

39

37

35

36

34

48

7

141

140

189

123

122

105

190

104

8

459

424

524

534

460

447

445

502

Задание

  1. 812-459 =
  2. 727 + 86 =
  3. Решите уравнение х – 295 = 421.
  4. Решите уравнение 529 + х = 783
  5. В одном ящике 148 кг яблок, а во втором на 25 кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
  6. (475-86)-(327 + 28)=
  7. Турист на автобусе проехал 90 км, что на 76 км больше того пути, который он прошел пешком. Какой общий путь проделал турист?
  8. (192+324) – (114 – 57)=

Подведение итогов самостоятельной работы

Учитель задает вопросы учащимся:

а) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 1 варианта? (Учащиеся показывают карточки желтого цвета с написанным словом – “Вьюнок” и исправляют свои ошибки.

На экране изображение растения “Вьюнок” (слайд 12) и его описание. (Звучит фонограмма “Вальс Цветов” И.П. Чайковского).

Вьюнок полевой – вьющееся многолетнее травянистое растение, с мощно развитой корневой системой. Цветки розовые или белые. Встречаются как сорняк в садах, у дорог, на полянах и лугах. Отвар это растения применяют при сердечных болях. Авиценна (Ибн Сина 980 год) применял для лечения астмы, легочных заболеваний, болезней печени и др.

б) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 2 варианта? (Учащиеся показывают карточки желтого цвета с написанным словом – “Герань” и исправляют свои ошибки.

На экране изображение растения “Герань” (слайд 13) и его описание. (Звучит фонограмма “Вальс Цветов” И.П. Чайковского).

Герань луговая – многолетнее травянистое растение, цветёт в июне-июле. Цветки сине-фиолетового цвета. Встречаются на опушках леса, лугах и полях.

Содержит комплекс микроэлементов: каротин, витамин С, дубильные вещества и др.

в) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 3 варианта? (Учащиеся показывают карточки желтого цвета с написанным словом – “Купена” и исправляют свои ошибки.

На экране изображение растения “Купена” (слайд 14) и его описание. (Звучит фонограмма “Вальс Цветов” И.П. Чайковского).

Купена – многолетнее травянистое растение, цветёт в мае-июне. Цветки в пазухах листьев белые, трубчатые цветы. Встречаются в лесах. Содержит комплекс микроэлементов: сердечные гликозиды , витамин С и др. Растение ядовито.

г) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 4 варианта? (Учащиеся показывают карточки зеленого цвета с написанным словом – “Гвоздика” и исправляют свои ошибки.

На экране изображение растения “Гвоздика” (слайд 15) и его описание. (Звучит фонограмма “Вальс Цветов” И.П. Чайковского).

Гвоздика-травянка – многолетнее травянистое растение, цветёт в мае-июне. Цветки розово-красные. Встречаются на опушках леса, полянах и лугах. Отвар это растения применяют при сердечных болях.

д) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 5 варианта? (Учащиеся показывают карточки зеленого цвета с написанным словом – “Медуница” и исправляют ошибки.

На экране изображение растения “Медуница” (слайд 16) и его описание. (Звучит фонограмма “Вальс Цветов” И.П. Чайковского).

Медуница – многолетнее травянистое растение, цветёт ранней весной. Цветки сначала розовые, затем пурпурно-фиолетовые. Встречаются на опушках леса. Содержит комплекс микроэлементов: железо, марганец, медь, каротин, аскорбиновая кислота и др.

Учитель: Сейчас вы выполнили не только задания по математике, но также на 1 шаг приблизились к природе, потому что отгадали зашифрованные названия растений, узнали, где они растут и какую пользу приносят людям.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин.)

Учитель:

– Ребята, подведем итоги нашего урока.

– Что повторили сегодня на уроке?

(Ответы детей: правила сложения и вычитания натуральных чисел)

– Что вызвало у вас затруднение?

(Ответы детей: например, производить устный счет с большими цифрами)

– Что нового узнали на уроке?

(Ответы детей: узнали название новых растений, цветов; говорили о природе).

– Назовите мне школьный предмет, связанный с изучением природы?

(Ответы детей: природоведение, ботаника, биология).

Учитель:

Сегодня на уроке математики вы пополнили свои знания и по природоведению и убедились, что многие школьные предметы связаны друг с другом. Я хотела бы вам пожелать: (слайд 17)

Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнать о ней как можно больше!

Учитель выставляет оценки за математический диктант и самостоятельную работу.

6. Постановка Д/З § 2 № 280, 258 (в, г)

Литература:

  1. Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 20-е изд.-М.: Мнемоза, 2010. – 280 с.: ил.
  2. Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкин и др. “математика 5 класс” (6-е издание, 2000г.) В 3 ч. Часть II / Сост. И. Г. Григорьева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 96 с.
  3. Ершова А.П., Голобородько В.В.
  4. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – 4-е изд., испр. – М.: Илекса, – 2007, – 176 с.

  5. Поэтический альманах “Воскресенск – моя родина светлая…” Издательство “Подмосковье” 1999г.
  6. Лекарственные растения и их применение.Изд. 6-е. Мню, “Наука и техника”, 1975 г., 592 с.
  7. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №7 1-15 апреля 2009 г.
  8. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №8 16-30 апреля 2009 г.
  9. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №9 1-15 мая 2009 г.
  10. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №10 16-31 мая 2009 г.
  11. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №12 16-30 июня 2009 г.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://voznesenkakaz.narod.ru/slowo.htm

http://www.town33.ru/stati/stat4s.html

П.И. Чайковский "Щелкунчик"

Приложение 1

Приложение 2

Презентация

Раздаточный материал