Учитель: | Лоскутова О. Н. |
Образовательное учреждение: | МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3” |
Предмет: | Математика |
Краткая аннотация урока | |
Класс, профиль: | 5 класс, базовый уровень |
Тема: | Сложение и вычитание натуральных чисел |
Тип урока: | обобщение знаний |
Цели: |
|
Задачи: | обобщить накопленные знания по теме: “Сложение и вычитание натуральных чисел” с помощью средств ИКТ |
Приобретаемые навыки детей: | умение решать задания на сложение и вычитание натуральных чисел, быстро находить ответы |
Формы организации работы детей: | индивидуальная, разноуровневая |
Формы организации работы учителя: | обобщение материала по теме “Сложение и вычитание натуральных чисел” с использованием средств ИКТ |
Используемое оборудование: | компьютер, мультимедийный проектор |
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: | Интернет-ресурсы, единая цифровая
коллекция образовательных ресурсов:http://school-collection.edu.ru/catalog/ http://voznesenkakaz.narod.ru/slowo.htm http://www.town33.ru/stati/stat4s.html |
Цели урока:
- отработка навыков сложения и вычитания натуральных чисел;
- развитие логического мышления, математической речи;
- расширение знаний учеников об окружающем их мире.
Задачи
образовательные:
- обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Сложение и вычитание натуральных чисел”;
развивающие:
- создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;
- создать условия для развития речевых навыков у школьников;
- содействовать развитию у школьников научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности;
воспитательные:
- содействовать развитию у учащихся умения сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента;
- создать условия для развития у школьников стремления к познанию;
- воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Оформление.
Сначала урока на доске слова:
Математика – это язык, на котором написана книга природы.
(Г. Галилей)
Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы.
(Д.И. Писарев)
Тип урока: урок обобщения знаний.
Раздаточный материал: разноуровневые цветные карточки с заданиями, фломастеры, буклеты.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
Описание мультимедийного продукта: наглядная презентация из 18 слайдов.
Цель создания и использования медиапродукта на занятии: мотивация познавательной деятельности учащихся, иллюстрация материала.
Обоснование целесообразности использования ИКТ в данном уроке.
Применение презентации на уроке становится с каждым днем все актуальнее. С ее помощью учебный материал становится наглядным, структурированным, тем самым помогает учащимся усвоить данную тему быстрее.
Презентация, подготовленная в Power Point, представляет собой последовательность слайдов, которые содержат основные этапы урока, все необходимые изображения, таблицы (карточки), анимации, звук и видеоизображение (“Вальс цветов” П.И. Чайковский). Слайд-фильм вписывается в структуру данного урока, сопровождает рассказ учителя. Презентация, оформленная в уникальном стиле, близком к теме урока, значительно повышает степень восприятия информации у учащихся. Яркость и содержание делает её особенно привлекательной для ребят.
У ребят работают следующие виды памяти: образная, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (зрительная, слуховая, осязательная и т.д.); словесно-логическая, связанная с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений; эмоциональная память, ответственная за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.
Ход урока1. Организационный момент (2 мин.)
Учитель:
– Сегодня мы не будем озвучивать решение домашнего задания, но в конце урока я соберу ваши тетради на проверку.
Мы завершаем изучение темы “Сложение и вычитание натуральных чисел”. Наша главная цель – закрепить свои знания и умения по сложению и вычитанию чисел. Я вам предлагаю провести урок не только на языке математики, но и на языке природы.
2. Устный счет (фронтальный опрос) (5 мин.)Учитель:
– Начнем урок, как всегда с устной работы, потому что только тот, кто дружит с математикой, хорошо считает устно.
Задание: Вычислите, используя законы сложения:
- (348+999)+652
- 754+(888+246)
- 411+145+419+725
- 318-18+152-52
- 1000+221-981
(На слайде 2 показаны задания. Каждый новый пример появляется только после правильного ответа на предыдущее задание).
Учитель:
Какие законы сложения вы применяли?
Учитель:
3. Следующий этап нашего урока – математический диктант. (10 мин.)
Учитель вслух читает задания.
1. Число 6851 увеличить на 387 |
2. К числу 6555 прибавить 2181 |
3. Число 762 уменьшить на 289 |
4. От числа 7619 отнимите 5002 |
5. Решите уравнение: а) х+451=2096 б) х-212=54 |
Результаты диктанта, представленные на слайде 3, проверяются сразу по его окончании. Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде и выставляют себе оценку
Критерии оценки и ответы предоставлены на слайде 3.
6 заданий 4-5 заданий 3 задания менее 3 заданий |
“5” “4” “3” “2” |
Обратная связь “Ученик – учитель” по результатам выполненного диктанта:
– “5” – ……….. человек
– “4” – ……….. человек
– “3” – ……….. человек
– “2” – ……….. человек
4. Самостоятельная работа по закреплению у учащихся навыков сложения и вычитания десятичных дробей. (25 мин.)Учитель: Вы хорошо поработали, я предлагаю вам сделать музыкальную паузу перед тем как перейти к другому виду работы.
(Учитель раздает разноцветные карточки с заданиями)
Класс слушает фонограмму “Вальса цветов” П.И. Чайковского. (слайд 4,5) (3 мин)
Учитель:
– Ребята, обратите внимание! На доске написаны высказывания известных людей о математике:
Математика – это язык, на котором написана книга природы.
(Г. Галилей)
Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы.
(Д.И. Писарев)
– Вспомним, что говорит наш земляк, поэтесса нашего с вами города Г. Лотос (слайд 6)
Цветок – это точка отсчёта,
Вокруг вращается мир,
Отсюда желанье полета,
Отсюда звучание лир.
(Г. Лотос, г. Воскресенск)
Слайды (7-11)
Учитель:
– Эти слова написаны неслучайно. Сегодняшний урок, как я вам уже говорила, связан с природой. Следующее задание связанно также с темой природы.
– У вас на столах цветные карточки с заданиями с 1 по 5 варианты. Карточки разные и по содержанию, т.е по степени сложности. (разноуровневые, 4 и 5 варианты для сильных учащихся зеленого цвета). Запишите в верхнем правом углу фамилию и решите предложенные задания. Все решения вы проводите в рабочей тетради.
– Каждому ответу соответствует буква. Напишите на обратной стороне карточки с помощью фломастера получившееся название цветка или растения.
Вариант 1
Номер задания |
К |
Ю |
В |
Н |
Ь |
О |
1 |
2446 |
32245 |
1062 |
421 |
565 |
321 |
2 |
10424 |
1002 |
9892 |
10704 |
1479 |
335 |
3 |
200 |
36 |
15 |
189 |
198 |
79 |
4 |
3475 |
506 |
307 |
41 |
108 |
3075 |
5 |
718 |
307 |
1449 |
152 |
2943 |
322 |
6 |
171 |
621 |
1596 |
1427 |
134 |
408 |
Задание
- 789+273 =
- 1547-68 =
- Решите уравнение 125 – х = 89.
- Решите уравнение х + 153 = 194.
- В первый день продали 125 м ткани, а во второй день еще 197 м. Сколько ткани продали за два дня?
- У Васи 460 марок в 4 альбомах, трех альбомах 289 марок. Найти сколько марок в последнем альбоме?
Вариант 2
Номер задания |
Ь |
Н |
Е |
Р |
Г |
А |
1 |
4946 |
5801 |
9446 |
1836 |
1727 |
941 |
2 |
506 |
324 |
1186 |
404 |
516 |
542 |
3 |
1074 |
67 |
11456 |
189 |
1086 |
924 |
4 |
1004 |
1796 |
85 |
100 |
89 |
84 |
5 |
281 |
627 |
411 |
512 |
101 |
809 |
6 |
22 |
24 |
34 |
30 |
32 |
29 |
Задание
- 1131 + 596=
- 2065-879=
- Решите уравнение х + 539 = 728.
- Решите уравнение 131 – х = 47.
- Токарь выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за два дня, в первый день он изготовил 284 детали, во второй на 59 деталей больше, чем в первый день. Сколько деталей было изготовлено за два дня?
- В восьмом классе учится 32 человека, в девятом 41 человек. Сколько детей учится в пятом классе, если всего в этих классах учится 95 человек?
Вариант 3
Номер задания |
А |
Е |
У |
Н |
П |
К |
1 |
382 |
314 |
495 |
855 |
591 |
455 |
2 |
50 |
92 |
97 |
67 |
71 |
68 |
3 |
522 |
543 |
580 |
215 |
553 |
597 |
4 |
182 |
176 |
197 |
105 |
189 |
195 |
5 |
299 |
217 |
314 |
434 |
350 |
335 |
6 |
998 |
938 |
952 |
955 |
912 |
902 |
Задание
- 266+189=
- 386 – 289=
- Решите уравнение х – 426=127.
- Решите уравнение 239 + у = 415.
- Ученики пятого класса собрали 306 кг металлолома, а шестого класса на 128 кг больше. Сколько металлолома собрал 6 класс?
- Мастер выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за два дня. В первый день мастер изготовил 486 деталей, а во второй на 26 деталей больше, чем в первый день. Сколько деталей было изготовлено за 2 дня?
Вариант 4
Номер задания |
О |
А |
З |
И |
К |
В |
Г |
Д |
1 |
1107 |
1144 |
905 |
1475 |
1347 |
1854 |
1761 |
1715 |
2 |
153 |
174 |
189 |
279 |
252 |
163 |
174 |
129 |
3 |
192 |
652 |
706 |
565 |
459 |
162 |
164 |
150 |
4 |
104 |
187 |
142 |
154 |
105 |
179 |
182 |
381 |
5 |
38 |
56 |
48 |
51 |
43 |
50 |
47 |
96 |
6 |
276 |
300 |
276 |
376 |
205 |
209 |
213 |
210 |
7 |
180 |
195 |
118 |
171 |
189 |
170 |
187 |
186 |
8 |
32 |
35 |
45 |
34 |
33 |
31 |
37 |
40 |
Задание
- 782+979=
- 621-458=
- Решите уравнение х – 68 = 124
- Решите уравнение х – 118=24.
- Бригада рабочих установила трубу так, что 38 м было в земле, а 58 м над землей. Какова длина трубы?
- Дима купил 112 тетрадей в линейку, а в клетку он купил на 19 тетрадей меньше. Сколько всего тетрадей он купил?
- В первый день автомобиль проехал 238 км, а во второй день на 67 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
- 150-(98+17)=
Вариант 5
Номер задания |
А |
Д |
М |
Е |
У |
Н |
И |
Ц |
1 |
398 |
357 |
353 |
279 |
281 |
312 |
361 |
311 |
2 |
814 |
809 |
815 |
813 |
872 |
827 |
839 |
800 |
3 |
169 |
716 |
170 |
128 |
798 |
726 |
141 |
140 |
4 |
256 |
223 |
213 |
214 |
254 |
212 |
224 |
253 |
5 |
290 |
273 |
295 |
275 |
287 |
321 |
271 |
280 |
6 |
31 |
33 |
39 |
37 |
35 |
36 |
34 |
48 |
7 |
141 |
140 |
189 |
123 |
122 |
105 |
190 |
104 |
8 |
459 |
424 |
524 |
534 |
460 |
447 |
445 |
502 |
Задание
Подведение итогов самостоятельной работы
Учитель задает вопросы учащимся:
а) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 1 варианта? (Учащиеся показывают карточки желтого цвета с написанным словом – “Вьюнок” и исправляют свои ошибки.
На экране изображение растения “Вьюнок” (слайд 12) и его описание. (Звучит фонограмма “Вальс Цветов” И.П. Чайковского).
Вьюнок полевой – вьющееся многолетнее травянистое растение, с мощно развитой корневой системой. Цветки розовые или белые. Встречаются как сорняк в садах, у дорог, на полянах и лугах. Отвар это растения применяют при сердечных болях. Авиценна (Ибн Сина 980 год) применял для лечения астмы, легочных заболеваний, болезней печени и др.
б) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 2 варианта? (Учащиеся показывают карточки желтого цвета с написанным словом – “Герань” и исправляют свои ошибки.
На экране изображение растения “Герань” (слайд 13) и его описание. (Звучит фонограмма “Вальс Цветов” И.П. Чайковского).
Герань луговая – многолетнее травянистое растение, цветёт в июне-июле. Цветки сине-фиолетового цвета. Встречаются на опушках леса, лугах и полях.
Содержит комплекс микроэлементов: каротин, витамин С, дубильные вещества и др.
в) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 3 варианта? (Учащиеся показывают карточки желтого цвета с написанным словом – “Купена” и исправляют свои ошибки.
На экране изображение растения “Купена” (слайд 14) и его описание. (Звучит фонограмма “Вальс Цветов” И.П. Чайковского).
Купена – многолетнее травянистое растение, цветёт в мае-июне. Цветки в пазухах листьев белые, трубчатые цветы. Встречаются в лесах. Содержит комплекс микроэлементов: сердечные гликозиды , витамин С и др. Растение ядовито.
г) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 4 варианта? (Учащиеся показывают карточки зеленого цвета с написанным словом – “Гвоздика” и исправляют свои ошибки.
На экране изображение растения “Гвоздика” (слайд 15) и его описание. (Звучит фонограмма “Вальс Цветов” И.П. Чайковского).
Гвоздика-травянка – многолетнее травянистое растение, цветёт в мае-июне. Цветки розово-красные. Встречаются на опушках леса, полянах и лугах. Отвар это растения применяют при сердечных болях.
д) Какое слово получилось у учащихся, выполнявших задания 5 варианта? (Учащиеся показывают карточки зеленого цвета с написанным словом – “Медуница” и исправляют ошибки.
На экране изображение растения “Медуница” (слайд 16) и его описание. (Звучит фонограмма “Вальс Цветов” И.П. Чайковского).
Медуница – многолетнее травянистое растение, цветёт ранней весной. Цветки сначала розовые, затем пурпурно-фиолетовые. Встречаются на опушках леса. Содержит комплекс микроэлементов: железо, марганец, медь, каротин, аскорбиновая кислота и др.
Учитель: Сейчас вы выполнили не только задания по математике, но также на 1 шаг приблизились к природе, потому что отгадали зашифрованные названия растений, узнали, где они растут и какую пользу приносят людям.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин.)Учитель:
– Ребята, подведем итоги нашего урока.
– Что повторили сегодня на уроке?
(Ответы детей: правила сложения и вычитания натуральных чисел)
– Что вызвало у вас затруднение?
(Ответы детей: например, производить устный счет с большими цифрами)
– Что нового узнали на уроке?
(Ответы детей: узнали название новых растений, цветов; говорили о природе).
– Назовите мне школьный предмет, связанный с изучением природы?
(Ответы детей: природоведение, ботаника, биология).
Учитель:
Сегодня на уроке математики вы пополнили свои знания и по природоведению и убедились, что многие школьные предметы связаны друг с другом. Я хотела бы вам пожелать: (слайд 17)
Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнать о ней как можно больше!
Учитель выставляет оценки за математический диктант и самостоятельную работу.
6. Постановка Д/З § 2 № 280, 258 (в, г)Литература:
Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – 4-е изд., испр. – М.: Илекса, – 2007, – 176 с.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://voznesenkakaz.narod.ru/slowo.htm
http://www.town33.ru/stati/stat4s.html