Народный фольклор: потешки, считалки, колыбельные песни, загадки…

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (614 кБ)


Цель урока: познакомить детей с различными видами фольклора, прививать уважение к прошлому и традициям народа, утвердить в детских душах ориентиры добра, истины, любви и красоты, расширять кругозор и словарный запас.

Задачи урока:

  • Знакомиться малыми формами фольклора.
  • Дать понятие загадке, пестушками, потешками, песнями (колыбельными), считалками.
  • Сравнивать загадки, шутки, потешки и указывать их особенности.
  • Отрабатывать навык выразительного чтения шуток, потешек, загадок.

Оборудование:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для уч-ся 2 кл. ч.1, 2008.
  • Схемы-карточки  для заполнения («Виды народного творчества») по количеству учащихся в классе.
  • Толковый словарь Ожигов С.И. И Шведова Н.Ю..
  • Презентация к уроку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы

– Сегодня  на уроке я предлагаю вам побывать в необыкновенной стране.  Которая называется…  Впрочем, вы сами сейчас дадите ей название.  (Слайд 2)

УСТНОЕ        ФОЛЬКЛОР        ТВОРЧЕСТВО           НАРОДНОЕ  

–  Пришло время угадать, в какой стране мы очутились. Что у вас получилось? («Устное народное творчество»)

(Слайд 3)

– Правильно! Да, это удивительная страна называется –  «Устное народное творчество».

– А что же с четвертым понятием?

Дети: Фольклор – это устное народное творчество.

– Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили название страны?

Дети:

1. Устное от слова «уста» – рот, губы, то, что произносится, а не пишется.
2. Народное – принадлежащее народу.
3. Творчество – создание чего-то нового.

3. Беседа учителя:

Фольклор русского народа богат и разнообразен. В творчестве народа выражены древние представления о мире, знания, народная мудрость. Фольклор – один из видов словесного, музыкального и танцевального искусства. Давайте найдем определение этого слова в толковом словаре.

(Слайд 3)

Устное народное творчество – совокупность народных обычаев, обрядовых действий.

– А сейчас я предлагаю вам послушать одно произведение.

(Выходят два ученика и рассказывают потешку, при этом не называют этого)

Тили-бом! тили-бом!                     Бежит курочка с ведром
Загорелся кошкин дом!                   Заливает кошкин дом,
Загорелся кошкин дом,                   А лошадка – с фонарем,
Идет дым столбом!                         А собачка – с помелом,
Кошка выскочила!                          Серый заюшка – с листом.
Глаза выпучила!                             Раз! Раз! Раз! Раз!
                                                         И огонь погас!

Учитель. Знакомое произведение? А к какому жанру  УНТ оно относится? (Выслушиваются ответы) Что же это за произведение нам предстоит объяснить к концу урока. Поэтому слушайте все внимательно и активно работайте. Какие произведения фольклора вам уже знакомы?

4. Работа по карточке (5 групп)

Игра «Я знаю»

(Слайд 4) Колыбельные песни, считалки, потешки,  скороговорки, загадки, заклички… в любом порядке.

–  До появления письменности фольклор был единственной не писаной историей   народа, где отразились важные этапы жизни. На протяжении многих веков фольклор служил учебником жизни. От поколения к поколению передавались житейская философия, мудрость.

– Начнем с колыбельных с  КОЛЫБЕЛЬНЫХ песен. Их в народе звали  БАЙКАМИ.

(Слайд 5)  Это название произошло от  ГЛАГОЛА баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать».) Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!» говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу:

«Сон да Дрема, приди к Ване в голова,
Сон да Дрема, накатились на глаза»

– А сейчас послушаем, как звучала колыбельная песня, которая дошла до нас и, возможно, ваши мамы тоже пели ее для вас:

(Исполнение песни одной девочкой)

Баю, баюшки-баю,                                      За работу заплачу:
Баю доченьку мою.                                     Дам кусочек пирога
Приди, котик, ночевать,                             Да кувшинчик молока.
Мою доченьку качать.                                Ты уж ешь, не кроши,
Уж, как я тебе, коту,                                    Больше, котик, не проси.

– Как надо исполнять колыбельные песни? Девочке  это удалось? А теперь послушаем еще одну колыбельную (читает другая девочка)

Петушок, петушок,                               Голосисто поёшь,
Золотой гребешок!                               Голос в терем подаёшь,
Что ты рано встаешь,                          Сыночку спать не даёшь!

– А какие вам песни пели родители, помните?

– Ребенок подрастает, а родители пестуют его.

(Слайд 6) «Пестушки получили свое название от слова – пестовать – нянчить, растить, воспитывать»

– Проснувшего  ребенка, когда он потягивается, гладят и приговаривают:

Ученик:

Потягушки, потягушки!
Поперек толстунушки,
А в ножках ходунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

– Пестушки постепенно переходят в потешки. Откроем учебник на странице 31 и прочитаем Потешку. Как мы будем читать потешку – весело или грустно, громко или тихо, медленно или быстро? Объясните свой ответ.

– Посмотрите внимательно на произведение, в нем выделены некоторые слова, прочитаем их (по мосту, хворосту,…) как мы называем такие слова? (Рифмующие)

Рифма –  созвучие концов стихотворных строк.

(Чтение учителем; затем чтение вслух 2-х человек)

– Что же такое Потешка? (Ответ ребят)

– Прочитаем по учебнику с. 31.

Потешка – веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали,  забавляли детей.

– А какими потешками вас забавляли родители? («Ладушки», «Идет коза рогатая..», «Сорока..»)

– Давайте вместе и вспомним про Сороку-белобоку, которая кашу варила.

– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.

– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши, а если нет, то потопаете.

Сорока-белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить,
На рынок пошла и вот что взяла…
Парное молоко?-----------да!                Масло топлёное? -----------да
Куриное яйцо?------------нет!              Рыбка солёна? --------------нет
Крупа манная?------------да!                Лавровый лист? ------------нет
Капуста кочанная?--------нет!              Китайский рис? ------------да
Соленый огурец?---------нет!               Чернослив да изюм?-------да
Мясной холодец?---------нет!               Перец болгарский? --------нет
Сахар да соль?------------да!                 Соус татарский? -----------нет
Белая фасоль?-------------нет!               Клубничное варенье? -----да
                                                                 Бисквитное печенье? ------нет

– Да, славная кашка получилась! После еды можно и к игре перейти. Но, чтобы игра была честной необходимо посчитаться.

– Что для этого используем? (Считалку)

– А что такое считалка, как думаете? (Ответы)

(Cлайд 7)

Считалка – произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры.

– Какие считалки вы помните? (1-2 послушаем)

– А теперь прочитаем по учебнику на странице 30.

(Чтение вполголоса)

– Какие слова нужно прочитать ласково? Какой темп чтения используем для чтения считалки? (Чтение считалки 2-х чел.)

– А теперь такое задание – догадайтесь, о чем идет речь!   Смотрите на экран –

(Слайд 8)

– … это произведение фольклора. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чем идет речь. (Загадка)

– Верно! Загадка развивает догадливость и сообразительность. К.Д.Ушинский называл загадку « Гимнастика ума».

– Послушаем загадки и попробуем их отгадать.

  1. В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено.
  2. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
  3. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.
  4. Кто говорит молча?
  5. Крашеное коромысло через реку повисло.
  6. Сидит дед во сто шуб одет; кто его раздевает – слёзы проливает.

– Молодцы!

6. Итог урока

– Вот и подходит к концу наш урок. Вам понравилась страна «Устное народное творчество»?

– О чем мы поговорили? Что узнали?

– А к какому виду фольклора можно отнести произведение, с которого начался наш урок? (Потешка)

– А как вы догадались?

– Всем большое спасибо за урок! А чтобы урок вам больше запомнился, каждый получит по угощению.

– А теперь послушайте  внимательно такой  мой стишок!

Мальчишкам-шалунишкам по орешку,
Чтобы сочинить дома потешку,
Девчонкам-хохотушкам по петушку,
Чтобы придумать по стишку.

– Ребята, что я спрятала в этом стишке? Вот вам и домашнее задание! Что же дома вы будете делать?

7. Домашнее задание:  сочинить  потешку.