Цель урока: познакомить детей с различными видами фольклора, прививать уважение к прошлому и традициям народа, утвердить в детских душах ориентиры добра, истины, любви и красоты, расширять кругозор и словарный запас.
Задачи урока:
- Знакомиться малыми формами фольклора.
- Дать понятие загадке, пестушками, потешками, песнями (колыбельными), считалками.
- Сравнивать загадки, шутки, потешки и указывать их особенности.
- Отрабатывать навык выразительного чтения шуток, потешек, загадок.
Оборудование:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для уч-ся 2 кл. ч.1, 2008.
- Схемы-карточки для заполнения («Виды народного творчества») по количеству учащихся в классе.
- Толковый словарь Ожигов С.И. И Шведова Н.Ю..
- Презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы
– Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в необыкновенной стране. Которая называется… Впрочем, вы сами сейчас дадите ей название. (Слайд 2)
УСТНОЕ ФОЛЬКЛОР ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОЕ
– Пришло время угадать, в какой стране мы очутились. Что у вас получилось? («Устное народное творчество»)
(Слайд 3)
– Правильно! Да, это удивительная страна называется – «Устное народное творчество».
– А что же с четвертым понятием?
Дети: Фольклор – это устное народное творчество.
– Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили название страны?
Дети:
1. Устное от слова «уста» – рот, губы, то, что
произносится, а не пишется.
2. Народное – принадлежащее народу.
3. Творчество – создание чего-то нового.
3. Беседа учителя:
Фольклор русского народа богат и разнообразен. В творчестве народа выражены древние представления о мире, знания, народная мудрость. Фольклор – один из видов словесного, музыкального и танцевального искусства. Давайте найдем определение этого слова в толковом словаре.
(Слайд 3)
Устное народное творчество – совокупность народных обычаев, обрядовых действий.
– А сейчас я предлагаю вам послушать одно произведение.
(Выходят два ученика и рассказывают потешку, при этом не называют этого)
Тили-бом! тили-бом! Бежит курочка с ведром
Загорелся кошкин дом! Заливает кошкин дом,
Загорелся кошкин дом, А лошадка – с фонарем,
Идет дым столбом! А собачка – с помелом,
Кошка выскочила! Серый заюшка – с листом.
Глаза выпучила! Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!
Учитель. Знакомое произведение? А к какому жанру УНТ оно относится? (Выслушиваются ответы) Что же это за произведение нам предстоит объяснить к концу урока. Поэтому слушайте все внимательно и активно работайте. Какие произведения фольклора вам уже знакомы?
4. Работа по карточке (5 групп)
Игра «Я знаю»
(Слайд 4) Колыбельные песни, считалки, потешки, скороговорки, загадки, заклички… в любом порядке.
– До появления письменности фольклор был единственной не писаной историей народа, где отразились важные этапы жизни. На протяжении многих веков фольклор служил учебником жизни. От поколения к поколению передавались житейская философия, мудрость.
– Начнем с колыбельных с КОЛЫБЕЛЬНЫХ песен. Их в народе звали БАЙКАМИ.
(Слайд 5) Это название произошло от ГЛАГОЛА баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать».) Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!» говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу:
«Сон да Дрема, приди к Ване в голова,
Сон да Дрема, накатились на глаза»
– А сейчас послушаем, как звучала колыбельная песня, которая дошла до нас и, возможно, ваши мамы тоже пели ее для вас:
(Исполнение песни одной девочкой)
Баю, баюшки-баю, За работу заплачу:
Баю доченьку мою. Дам кусочек пирога
Приди, котик, ночевать, Да кувшинчик молока.
Мою доченьку качать. Ты уж ешь, не кроши,
Уж, как я тебе, коту, Больше, котик, не проси.
– Как надо исполнять колыбельные песни? Девочке это удалось? А теперь послушаем еще одну колыбельную (читает другая девочка)
Петушок, петушок, Голосисто поёшь,
Золотой гребешок! Голос в терем подаёшь,
Что ты рано встаешь, Сыночку спать не даёшь!
– А какие вам песни пели родители, помните?
– Ребенок подрастает, а родители пестуют его.
(Слайд 6) «Пестушки получили свое название от слова – пестовать – нянчить, растить, воспитывать»
– Проснувшего ребенка, когда он потягивается, гладят и приговаривают:
Ученик:
Потягушки, потягушки!
Поперек толстунушки,
А в ножках ходунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
– Пестушки постепенно переходят в потешки. Откроем учебник на странице 31 и прочитаем Потешку. Как мы будем читать потешку – весело или грустно, громко или тихо, медленно или быстро? Объясните свой ответ.
– Посмотрите внимательно на произведение, в нем выделены некоторые слова, прочитаем их (по мосту, хворосту,…) как мы называем такие слова? (Рифмующие)
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
(Чтение учителем; затем чтение вслух 2-х человек)
– Что же такое Потешка? (Ответ ребят)
– Прочитаем по учебнику с. 31.
Потешка – веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей.
– А какими потешками вас забавляли родители? («Ладушки», «Идет коза рогатая..», «Сорока..»)
– Давайте вместе и вспомним про Сороку-белобоку, которая кашу варила.
– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.
– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши, а если нет, то потопаете.
Сорока-белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить,
На рынок пошла и вот что взяла…
Парное молоко?-----------да! Масло топлёное? -----------да
Куриное яйцо?------------нет! Рыбка солёна? --------------нет
Крупа манная?------------да! Лавровый лист? ------------нет
Капуста кочанная?--------нет! Китайский рис? ------------да
Соленый огурец?---------нет! Чернослив да изюм?-------да
Мясной холодец?---------нет! Перец болгарский? --------нет
Сахар да соль?------------да! Соус татарский? -----------нет
Белая фасоль?-------------нет! Клубничное варенье? -----да
Бисквитное печенье? ------нет
– Да, славная кашка получилась! После еды можно и к игре перейти. Но, чтобы игра была честной необходимо посчитаться.
– Что для этого используем? (Считалку)
– А что такое считалка, как думаете? (Ответы)
(Cлайд 7)
Считалка – произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры.
– Какие считалки вы помните? (1-2 послушаем)
– А теперь прочитаем по учебнику на странице 30.
(Чтение вполголоса)
– Какие слова нужно прочитать ласково? Какой темп чтения используем для чтения считалки? (Чтение считалки 2-х чел.)
– А теперь такое задание – догадайтесь, о чем идет речь! Смотрите на экран –
(Слайд 8)
– … это произведение фольклора. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чем идет речь. (Загадка)
– Верно! Загадка развивает догадливость и сообразительность. К.Д.Ушинский называл загадку « Гимнастика ума».
– Послушаем загадки и попробуем их отгадать.
- В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено.
- Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
- Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.
- Кто говорит молча?
- Крашеное коромысло через реку повисло.
- Сидит дед во сто шуб одет; кто его раздевает – слёзы проливает.
– Молодцы!
6. Итог урока
– Вот и подходит к концу наш урок. Вам понравилась страна «Устное народное творчество»?
– О чем мы поговорили? Что узнали?
– А к какому виду фольклора можно отнести произведение, с которого начался наш урок? (Потешка)
– А как вы догадались?
– Всем большое спасибо за урок! А чтобы урок вам больше запомнился, каждый получит по угощению.
– А теперь послушайте внимательно такой мой стишок!
Мальчишкам-шалунишкам по орешку,
Чтобы сочинить дома потешку,
Девчонкам-хохотушкам по петушку,
Чтобы придумать по стишку.
– Ребята, что я спрятала в этом стишке? Вот вам и домашнее задание! Что же дома вы будете делать?
7. Домашнее задание: сочинить потешку.