Цели урока:
- подвести итоги учебной деятельности за 1 четверть;
- повторить в игровой форме пройденный материал;
- закреплять, расширять и углублять знания учащихся по предметам;
- воспитывать у учащихся любовь к малой родине и всему живому;
- обобщить знания детей о Кабардино-Балкарии;
Задачи урока:
- развивать наблюдательность; расширять кругозор;
- учить работать с картой нашего края;
- рассказать о КБР в играх и задачах;
- воспитывать любовь к родному краю;
- развивать любознательность, мышление, память, воображение;
- повторить правила поведения на природе.
Оборудование:
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок!
А урок у нас сегодня необычный: Праздник знаний.
Постановка задач.
Сегодня мы с вами подведём итоги учебной деятельности за 1 четверть; повторим в игровой форме пройденный материал, расскажем о КБР в играх и задачах, научим Незнайку правильно вести себя на природе, поможем коту Леопольду подружиться с мышатами. [1]
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе добросовестно учись.В школу ходим мы не зря, без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь за минуту пропадешь.
Чтоб ошибки избежать, ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно просто будет или сложно.
– На всех праздниках звучит музыка. И на нашем, конечно, тоже. Мы исполним песенку о дружбе, ведь это такое прекрасное чувство!
Звучит песня “Дружба крепкая”. Входит кот Леопольд.
Кот. – Здравствуйте, милые ребята! Я шёл мимо и услышал замечательную песенку. Это вы её пели? Какие вы хорошие!
Вбегают маленькие мышата и кричат.
Мышата. Ага, попался! Леопольд, выходи, подлый трус! Мы тебя кругом ищем.
Кот. Ох, как я устал от ваших шалостей! Ребята, давайте жить дружно!
Учитель. Мышата, почему вы всегда хотите насолить такому замечательному коту Леопольду? Почему вы не хотите с ним подружиться? И, в конце концов, вы прибежали на наш праздник, и хотите нам его испортить?
1 мышонок (виновато).
Нет, мы не хотим вам ничего портить. А с Леопольдом мы хотели бы давно подружиться.2 мышонок.
Только мы боимся, что у нас ничего не получится и другие мыши нас засмеют.Учитель.
Какие же вы глупые, мышата! Как можно смеяться над таким прекрасным чувством, как дружба?Мышата. Научите нас быть добрыми и дружными!
Кот. Мышата, а вы и так добрые, только немного противные.
Мышата. Сам ты противный! Мы тебе сейчас покажем!
Учитель. Ну вот, опять за своё. Ребята, давайте подружим мышат и кота Леопольда! Мы устроим вам испытание.
Мышата. Какое?
Учитель.
Вы побываете с нашими ребятами на уроках и научитесь кое-чему. Тогда вам больше не захочется ни с кем ссориться.1 мышонок. Я же говорил, что у нас ничего не получится.
2 мышонок.
Точно, ничего не получится.Учитель.
Вы не бойтесь. Наши ребята вам помогут. Мы разделимся на две команды, и каждая команда будет помогать своему мышонку. Согласны? Мышата радуются и раздают ребятам белые и чёрные бусины. Дети делятся на команды и рассаживаются по своим местам.Учитель. Леопольд, а ты будешь помогать мне. Договорились?
1-е испытание – урок чтения “Пословицы”. [5]
Учитель.
Испокон веков люди ценили такие качества, как дружба, взаимовыручка, доброта. Старшее поколение передавало молодым свой наказ, совет в виде песен, сказок, пословиц.И ученикам и нашим мышатам даю такое задание: послушайте начало пословиц о добре и дружбе и доскажите конец, а если не знаете – добавьте самостоятельно.
- Добро сеять – добро и пожинать
- Делая зло, на добро не надейся
- Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Красна изба пирогами, а человек добрыми делами.
- С людьми поступай так, как хотел бы, чтоб с тобой поступали.
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Один за всех, и все за одного.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Учитель. Продолжаем наши испытания. Мудрость народная содержится не только в пословицах, но и в сказках, рассказах, былинах. [3]
– Дайте определение термину былина. (Былина – это русская народная героическая песня о богатырях)
– Назовите героев русских былин. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
– Дайте определение термину сюжет. ( Развитие действия, последовательность событий в художественном произведении называется сюжетом).
– Дайте определение термину эпитет. (Слова, с помощью которых автор изображает предмет и показывает самые важные его признаки, называются эпитетами).
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера. Ф.И.Тютчев
Учитель. Молодцы, ребята! Вы не только читали, но и учились думать и анализировать. Леопольд, а тебе понравилось, как ребята отвечали?
Кот. Конечно! Я очень рад, что на свете есть такие дети, которые верят в добро.
2 Мышонок. А я, кажется, начинаю понимать, что плохим людям и животным трудно живётся.
Учитель. Совершенно верно понимаешь! Мы ждём вас на следующий урок – урок русского языка.
Но сначала отдохнём.
Виртуальное путешествие по творчеству А.Л. Барто: “Поэзия доброты”
Занимательная страница.
– Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них. (Сценки. Быстрая смена действий.)
“Разведчица”
Алёна.
Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?Диана К. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?
Алена. А меня Алим на разведку прислал.
“Волшебные очки”
Артур.
Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.Мама. Кому же нужны такие очки?
Артур. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.
3-е испытание – урок русского языка.
Конкурс “Фразеологический зверинец”
Голоден как… труслив как… надут как… болтлив как… колючий как… хитёр как… упрям как… нем как… здоров как… изворотлив как….
Конкурс “Собери слово”.
Приставка этого слова находится в слове занос, корень в слове морозец, суффикс в слове горка, окончание в слове листочки. (Заморозки).
Приставка этого слова находится в слове понёс, корень в слове слово, суффикс в слове курица, окончание в слове крапива. (Пословица).
Учитель.
А пока ребята работают, у нас перемена.Перемена
Перемена, перемена! Заливается звонок. Первым Вова непременно вылетает за порог. Вылетает за порог, семерых сбивает с ног. Неужели это Вова пять минут назад ни слова у доски сказать не смог? Если он, то, несомненно, с ним – большая перемена. Не угонишься за Вовой! Ой! Гляди, какой бедовый! Он за пять минут успел переделать кучу дел! Он поставил три подножки (Ваське, Петьке и Серёжке), покатился кувырком, на перила сел верхом, лихо шлёпнулся с перил. Подзатыльник получил, с ходу дал кому-то сдачи, попросил списать задачи – словом, сделал всё, что мог! Ну а тут опять звонок… Вова в класс плетётся снова. Бедный! Нет лица на нём. – Ничего, вздыхает Вова, – на уроке отдохнём!
1 Мышонок.
Вот так Вова! А я думал, что это только мы можем столько всего натворить!2 Мышонок.
Мы больше не будем!Кот.
Неужели у мышат просыпается совесть?4-е испытание – урок математики.
Учитель. Из разных цифр я сделала бусы, а в тех кружках, где чисел нет, расставьте минусы и плюсы, чтоб данный получить ответ.
– Используя четыре раза цифру 4, знаки арифметических действий, скобки, составить выражение со значением 1, 2, 3, 4.
4 4 4 4 =1 | 4 4 4 4 =2 | 4 4 4 4 =3 | 4 4 4 4 = 4 |
Логические задачки.
Алим, вот 4 красивые груши лежат на тарелке. Не кушай, а слушай. Если одна из них брату достанется. Сколько тебе на тарелке останется? – Две. – Но почему? Одну ведь ты брату отдашь своему. Да я – то бы рад, мне пример этот ясен, Но только мой брат на одну не согласен.
Задачи. [2]
- На Кавказе обитают очень крупные птицы. Масса кречета 2 кг, а масса беркута в 3 раза больше. Сколько кг весит беркут?
- У Вали было 3 яблока. Она съела все, кроме 2. Сколько яблок осталось у Вали?
- Одна сарделька варится 5 мин. За сколько минут сварятся все сардельки?
- Если один петух закукарекает, то человек проснётся. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись три человека?
- На что похожа половинка яблока?
5-е испытание – урок физкультуры.
Учитель. Наши ребята любят такой урок, на котором можно бегать, прыгать. И главное, никто не ругает.
Кот. А разве есть такой урок?
Мышата. Мы знаем, знаем! Это физкультура!
1 мышонок. Мне ещё мама говорила: “Кто занимается физкультурой, хорошо бегает от котов”.
Диана. Мы бежим быстрее ветра! Кто ответит, почему?
Оксана. Алим пригнул на 2 метра! Кто ответит, почему?
Дарина. Арина плавает, как рыбка! Кто ответит, почему?
Камила. На губах у нас улыбка! Кто ответит, почему?
Ира. Может мостик сделать Лаура! По канату лезу я!
Артур. Потому что с физкультурой мы давнишние друзья!
Кот. Дорогие ребята! Давайте потанцуем под мою песенку. А наши мышата будут повторять за нами движения.
Музыкальная пауза. Танец кота Леопольда. [4]
6-е испытание. Мы и окружающий мир.
Путешествие по родной стране.
Сейчас мы совершим небольшое виртуальное путешествие по родной стране, не выходя из класса. А помогут нам в этом ваше воображение, знания. Вы готовы? Тогда в путь!
(Идет демонстрация фрагмента DVD фильма “Кабардино-Балкария”)
Родина! Это слово с детства знает каждый. О Родине мы с вами говорим каждый день, на каждом уроке. Так, что такое Родина? (Это лес, река, поле, наше село Шордаково)
Рассказывая о своём крае, селе мы рассказываем о своей малой родине. О том, как мы любим свой край, расскажет наша выставка “Люблю тебя мой край родной”.
Ещё Г. Гейне писал: “Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю”
(Рассказ сопровождается показом презентации)
Проведём игру “Вопрос – ответ” [2]
За каждый правильный ответ вы получите карточку. Сложив все карточки, вы прочитаете пословицу.
– Как называется республика, в которой мы живём? (Кабардино-Балкария).
– Назовите столицу КБР (г. Нальчик)
– В КБР насчитывается более 100 озёр и рек. Назовите самую многоводную реку. (Терек)
– Куда впадает река Терек? (В Каспийское море).
– Назовите самую длинную реку КБР, самый большой приток Терека (Малка).
– Назовите вторую по величине реку нашей республики после Малки (Баксан).
– Назовите высочайшую вершину Кавказа (Эльбрус).
Итак, какую пословицу вы сложили? Ученья корень горек, да плод его сладок.
Чтобы много знать, надо долго учиться. Если вы будете активно трудиться, то учёба будет вам интересной и увлекательной.
Вредные советы Незнайки.
– А ещё, ребята, помните, что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой природа. А как вы думаете, что надо для того, чтобы бережно относиться к природе, чтобы ее охранять?
А вот Незнайка придумал свои правила поведения:
Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я! Буду с белками играть, буду сучья я срубать!
Если вдруг найду гнездо – разорю я и его! Будет мне на обед из яиц этих омлет.Ну а птицы – подождут, яйца новые снесут!
На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу?
Бей ее скорей камнями и с дороги прогони!
Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать!
От нее ведь мало проку: только квакать и скакать!
– В чем у него ошибка? Исправьте его. Молодцы! Вы правильно исправили ошибки Незнайки.
Человек не должен уничтожать то, что создавалось природой веками и тысячелетиями. Мы должны бережно относиться ко всему, что нас окружает.
1 Мышонок. Вот так Незнайка! Молодцы, ребята, что вы исправили его вредные советы!
2 Мышонок. Я понял! Чтобы добиться успеха, надо быть не только умными, но и дружными!
Кот. В этом мы сейчас ещё раз убедимся на уроке рисования.
7-е испытание – рисование. [1]
Два ученика с завязанными глазами рисуют симметрично один осенний лист из одной точки. Каждый рисует только половину листа.
Учитель. Дорогие ребята! Ежедневно мы с вами открываем новые знания! У кого-то всё получалось замечательно, а кому-то ещё надо очень многому учиться.
Мышата. Точно, нам надо учиться!
Леопольд. Но вы, ребята твёрдо запомните, что кроме знаний, нужны каждому человеку хорошие и верные друзья!
Учитель. Давайте из наших фишек сложим замечательные слова:
И скажем все вместе: “Ребята, давайте жить дружно!”
Литература:
- Праздники знаний: уроки обобщающего повторения в системе Л.В.Занкова 1-4 классы /Авт.сост. И.В. Аверьянова, Н.Н.Лапшина. – Волгоград: “Учитель”, 2008-61
- Гондак О.В., Гондак Е.А. Кабардино-Балкария в играх и задачах. Сборник задач по математике. Интеллектуально-познавательные игры.– Нальчик, “Полигр”. 2007 – с. 59
- Литературное чтение. 2-4 кл.: внеклассные занятия / авт.-сост. Г.Т. Дьячкова – Волгоград: Учитель, 2007 – с. 63
- А. И. Буренина. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., исправ. и допол. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с., с.106.
- Интегрированные уроки в 1-4 классах. – вып. 2 / сост. Н.Ю. Кадашникова.– Волгоград: Учитель, 2008. – с. 53