Образовательные области: “Музыка”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Социализация”.
Задачи:
Образовательная область “Музыка”:
– обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное
настроение;
– побуждать детей эмоционально исполнять роли, передавая характерные особенности
музыкального образа: “зайцев”, “ветра”, “садовников”;
– закреплять умение петь выразительно, легко, передавая характер и настроение
песен и хороводов.
Образовательная область “Познание”:
– закреплять знания о явлениях осенней природы, способствовать
установлению с ней гармонии посредством поэзии, художественной литературы.
Образовательная область “Чтение художественной литературы”:
– пополнять литературный багаж детей пословицами.
Образовательная область “Коммуникация”:
– формировать активный словарь посредством упражнения детей в подборе
прилагательных к существительному (яблоко – сладкое, кислое, сочное, хрустящее,
душистое).
Образовательная область “Социализация”:
– воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательные отношения между
детьми и родителями;
– побуждать интерес к партнерской деятельности у детей и родителей, поощрять их
сотрудничество.
Предварительная работа:
– Разучивание музыкального репертуара: песня “Осень” муз. И. Кишко, сл. Т.
Волгиной, музыкальная игра “Яблонька” муз. и сл. Е.Тиличеевой, песенка –
распевка “Доброе утро” О.Н. Арсеневской.
– Слушание: А. Джойс “Осенний сон”, Ф.Шопен “Осенний вальс”;
– Работа с родителями: игра на музыкальных инструментах “Яблочко” р. н. м.;
– Разучивание стихов: И. Токмакова “Яблонька”, Я.Аким “Яблоко”, пословиц о
яблоке;
– Чтение сказки: В.Г. Сутеев “Мешок яблок”;
– Беседы и рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику
Оборудование:
ТСО: – мультимедийная установка, музыкальный центр.
Демонстрационное: – мультимедийная презентация, видеофильм “Яблоко” (1972
г.)
Раздаточное: – легкие шарфы, шапочки “зайцев”, “садовников”, 3 веночка
для “яблоньки”, 2 лопатки, музыкальные инструменты, яблоко в тарелке, порезанное
на дольки, салфетки.
Ход занятия
Звучит вальс “Осенний сон” А. Джойса. Дети спокойно заходят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель. Доброе утро, ребята! Сегодня в наш детский сад я пригласила ваших родителей. Они примут участие в нашем занятии. Вместе вы будите петь песни, слушать музыку, играть, отгадывать загадки, рассказывать пословицы. А когда приходят гости, что нужно сделать? Правильно, поздороваться. (дети пропевают слово “здравствуйте”, в ответ им – родители). А чтобы у всех было хорошее настроение давайте споем замечательную песенку
Валеологическая песенка – распевка “Доброе утро” О.Н.Арсеневской. <Рисунок 1>
Желтеют листья в сентябре
И падают под ноги
Гуляет кто-то во дворе
Пока зима в дороге.
Н. Авдиенко
– Кто знает, когда это бывает? (Ответы детей.)
– Правильно, осенью! Расскажите все, что вы знаете про осень (рассказы детей).
– У осени, как и у человека, бывает разное настроение. Она бывает веселой,
теплой, солнечной, яркой.
Как осень была ты красива! <Рисунок 2>
Запомнился нам листопад
Осенние гроздья рябины <Рисунок 3>
Огнем ярко красным горят.
– А бывает хмурой, грустной, тоскливой и холодной.
Только вдруг на той картине <Рисунок 4>
Дождь заплакал очень грустно
Птицы к югу улетали
На полях темно и пусто.
– Давайте споем с вами песню про волшебную, чудесную осень. <Рисунок 5>
Дети исполняют песню “Осень” слова Т. Волгиной, музыка И. Кишко.
– Ребята, а какие дары приносит нам осень? (Ответы детей.)
Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву (яблоко) <Рисунок 6>
– Молодцы, быстро отгадали.
– А что вы знаете про яблоки, как они появляются на ветках? (Ответы детей.)
– Да, маленькую яблоньку (саженец) очень аккуратно сажают в землю,
предварительно выкопав ямку. Потом осторожно, не повредив корешки, засыпают
землей. <Рисунок 7> Солнышко помогает ей расти, а
дождик, дает ей влагу. Весной появляется на ветках очень красивый яблоневый
цвет. <Рисунок 8>
– А осенью она дает сочные и спелые плоды. <Рисунок
9> Но иногда яблоням грозит опасность. Ее могут повредить зайцы, которые
любят погрызть кору. А сильный ветер поломать ее ветки.
– Все о чем мы с вами рассказали, давайте покажем с помощью музыкальной игры,
которая так и называется “Яблонька”. Главными героями будете вы, ребята. Кто-то
садовниками, кто-то ветрами и зайцами. Все необходимые атрибуты и шапочки для
игры возьмите по желанию. А ваши родители вместе с вами будут исполнять песни, и
водить хоровод.
Музыкальная игра “Яблонька” Е.Тиличеевой.
– Вот такая история произошла с нашей яблонькой. Но вы молодцы, в обиду ее не
дали и спасли от голодных зайцев и холодных ветров. И она подарила нам вот такие
красивые плоды. Давайте сейчас попробуем на вкус яблочко с нашего дерева.
(Незаметно от детей среди муляжей яблок “срываю” настоящее яблоко. Режу его на
дольки и даю попробовать на вкус.)
– Какое, ребята, оно на вкус? (Ответы детей.)
– Да, оно сочное, сладкое (или кисло-сладкое), ароматное.
– А теперь я вас и ваших родителей приглашаю в кинозал “Мультяшка” Мы посмотрим
мультфильм про яблоко.
Просмотр видеофильма “Яблоко”. Видео.
– Вот такое маленькое яблоко может поссорить, а может и подружить, как в
сказке В.Г.Сутеева “Мешок яблок”. Вы ее читали в группе с воспитателем.
– Ребята, а кто знает пословицы про яблоко? (дети читают пословицы)
Пословицы
- Не вырастишь яблоню – не съешь яблока.
- Будет пчела на цветке – будет яблоко на столе.
- Спелое яблоко само с дерева падает.
- Яблоко на ужин – и доктор не нужен.
- Каков садовник – такое и яблоко.
- Яблок на сосне не бывает.
- Сентябрь пахнет яблоками.
– А сейчас послушайте стихи про яблоньку и ее плоды (дети читают).
Яблонька <Рисунок10>
Маленькая яблонька
У меня в саду
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой
Маленькая яблонька
Подружись со мной!
И. ТокмаковаЯ – крепкое, хрустящее <Рисунок11>
Чудо настоящее
Желтое и красное
-Кожица атласная
Яблочко румяное
Детям всем желанное!
– Вот такие замечательные стихи написали поэты. Ребята, а давайте спросим у ваших родителей: “Какой самый любимый танец у моряков?” (ответы родителей) Да! Служить в российском флоте всегда считалось почетным и престижным. Русские моряки отличались удалью и задором. Это проявлялось и в морских буднях и в короткие минуты отдыха на корабле. Широта русского характера, открытость души, удальство прекрасно отражаются в танце моряков “Яблочко”. Этот танец начинается с медленных широких движений. Темп постепенно начинает расти, переходя в веселый зажигательный танец, который состоит из множества танцевальных движений: перетопов, присядок, “хлопушек”. Традиционный костюм у исполнителей “Яблочко”: тельняшка, бескозырка и широкие брюки. А сейчас я предлагаю вам послушать музыку к этому танцу.
Прослушивание. Танец моряков “Яблочко”. <Рисунок 16>
– Ребята, а вы любите сюрпризы? Тогда смотрите и слушайте. Для вас, только для вас! Танец “Яблочко” сыграют родители сейчас!
Оркестр “Яблочко”. (Исполняет родительский состав.)
– Вот такие у вас музыкальные и талантливые родители!
– А что можно приготовить из яблок! (С помощью родителей дети перечисляют.)
– Правильно, и компот, и вкусный пирог. Можно яблоки запечь и сварить из них вкусное, ароматное варенье. <Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15>
– Сколько сегодня интересного и полезного вы, ребята, узнали и услышали про яблоко. Ваши родители приготовили еще для вас сюрприз. И они с радостью приглашают вас в группу на дегустацию яблочного варенья, которое приготовили каждый, по своему рецепту.
Дети и родители возвращаются в группу на чаепитие.