Специальные исследования показывают, что в течении последних лет около 20% детей, поступающих в школу, имеют различные функциональные нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера. Их очень трудно выявить в дошкольный период. И только с началом обучения в школе, когда нервно-психическая и физическая нагрузка на организм ребёнка резко возрастают, расстройства нервной системы приобретают выраженный характер. Такие учащиеся не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются, плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами. Эти дети чрезмерно беспокойны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. При малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки – всё поведение ребёнка основывается на эмоциях. Встречаются и такие, которым наоборот свойственна заторможенность деятельности. Они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, всё делают очень медленно, с большим количеством ненужных движений, не успевают за темпом работы в классе, рассеяны и несобранны.
Негативные особенности поведения могут быть и результатом неправильного воспитания. Если в дошкольный период ребёнок растёт в атмосфере вседозволенности, получает все по первому требованию, а его желания и действия не встречают разумных ограничений, то у него не формируется способность произвольно управлять своим поведением и подчинять его установленным нормам и правилам. В поведении и действиях мотив “хочу” доминирует и подчиняет себе мотив “надо”. В школе такие ученики играют, а не учатся, делают только то, что им нравится, не выполняют заданий учителя, вместо того, чтобы писать палочки и кружочки, рисуют в тетради домики и машинки, приносят в класс игрушки и играют на уроке. Они не умеют согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями одноклассников, поэтому часто конфликтуют с ними. Для таких детей начало школьного обучения – очень сильный стресс. И если до школы они были вполне благополучны с точки зрения нервно-психического здоровья, то вероятность развития невроза уже в школе очень велика.
Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приёмы и упражнения (релаксация-освобождение от мышечного напряжения, расслабление).
Давно замечено, что нервное напряжение влечёт за собой напряжение мускулатуры всего тела: лица, шеи, спины и так далее. Рассерженный ребёнок сжимает кулаки, стискивает зубы, поднимает плечи. Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и, наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.
Все приёмы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Для того чтобы ребёнок научился это делать, вначале его учат распознавать наиболее знакомые крупные мышцы рук, ног, корпуса, шеи, выделять их среди всех остальных, различать состояние расслабленности и напряжения. С этой целью используется чередование мышечного напряжения и расслабления. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук, если вначале им предлагалось с силой сжать кулачки и подержать их в этом состоянии несколько секунд, а затем разжать, расслабить их. Следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. При выполнении каждого упражнения необходимо обращать внимание ребёнка на то, как приятно состояние ненапряжённости, покоя, формировать представление о расслабленности данной группы мышц: “руки висят, как тряпочки”, “вялые, как кисель” и так далее. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, тем самым обучаем ребёнка более полному расслаблению.
При использовании релаксационных упражнений в работе с детьми следует помнить и выполнять ряд правил.
Правило 1. Релаксационная техника достаточно сложна, для её использования необходимо обучение под руководством специалиста. Для того, чтобы научить ребёнка расслабляться, взрослый должен сам уметь тонко ощущать своё тело и свободно перемещать внимание с одной его части на другую. Без специальной подготовки можно использовать лишь простейшие приёмы и упражнения.
Правило 2. Прежде чем проводить то или иное упражнение с детьми, взрослому необходимо самому его выполнить, чтобы почувствовать какие группы мышц при этом работают. Обучая детей расслаблению, им не только показывают соответствующее движение, но и формируют представление о том, какие мышцы должны быть напряжены и затем расслаблены (для этого проводят рукой по соответствующей части тела), учат самостоятельно контролировать состояние напряжённости и расслабленности.
Правило 3. Необходимо чётко контролировать релаксационный эффект – состояние ребёнка после занятия. Иногда попытка расслабиться в состоянии нервно-мышечного перенапряжения приводит к совершенно противоположному результату – перевозбуждению. О правильности использования техники релаксации свидетельствует внешний вид ребёнка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия эффективны только тогда, когда они приятны детям и доставляют им удовольствие.
В своей работе я использовала методы мышечной релаксации, разработанные профессором Э. Джекобсоном (США), который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определённых мышц.
Комплекс упражнений включает два этапа: 1 этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением; 2 этап – мышечная релаксация по представлению. Упражнения рекомендуется делать в сопровождении легкой, спокойной музыки.
Мышечная релаксация по представлению включает в себя упражнения воздействующие только словом и проводиться с детьми после того, как они достаточно хорошо усвоили способы расслабления по контрасту с напряжением. Дети находятся в позе покоя, глаза закрыты, они внимательно слушают и выполняют команды – специальные формулы внушения в стихах. Мышечное расслабление возникает на основе представлений.
Также в своей работе я опираюсь на работу М.И. Чистяковой “Психогимнастика” (М. 1990 года). Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям, общению со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей.
Очень ответственным и не менее важным методом в психогимнастике является обучение навыкам распознавания и контроля различных эмоциональных состояний (интерес, радость, удивление, печаль, страдание, горе, отвращение, гнев, чувство вины и другое). Дети знают несколько названий основных эмоциональных состояний и наша задача научить их распознавать их оттенки. Значение называния эмоций в психогимнастике заключается в эмоциональном осознании ребёнком себя. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний использовались разрезные шаблоны различных состояний (пиктограммы), этюды М.И. Чистяковой, игра “Лото настроений”, игры и упражнения, разработанные Н.Л. Кряжевой, а также сюжетные картинки и картины с изображением различных эмоциональных состояний (“Какое настроение у человечков?”).
Для того, чтобы дети могли верно оценить своё состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребёнка понимать себя, и прежде всего – ощущение своего тела. Очень помогает в этом рассказывание детей о том, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. “Когда тебе бывает грустно”, “Почему испортилось настроение”, “Когда ты радуешься”, “От чего ты становишься счастливым”. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и могут описать его. Например, дети отвечали следующее: когда я злюсь, я весь горю, хочется кричать, а когда радуюсь – я улыбаюсь, мне хорошо.
В оценке состояния большое значение имеет показ. Дети проигрывали различные ситуации эмоциональных состояний на примере животных (“Походки” – сердитый волк, хитрая лиса, добрый слон, больная черепашка, веселая пчёлка и другие), а затем уже и человека (“Походки” – мальчик потерял варежку, у … День рожденья, Я съел вкусную конфету и другое).
Когда дети научились распознавать собственные эмоции и говорить о них, мы перешли к следующему этапу работы – формирование способностей к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение встать в его позицию. Детям предлагалась игра “Расскажи стихи руками” (стихи из серии А. Барто “Игрушки”), где дети с помощью мимических и выразительных средств показывали состояние героев и своё отношение к ним. Разыгрывание ситуаций конфликта в детском коллективе, также имеет большое значение (Что делать, если тебе не дают нужную игрушку, что делать, если дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и другие).
На примере сказок дети пытались ставить себя на место сказочных персонажей и отвечать на вопросы: “Что чувствовала Золушка к мачехе, когда та её не пустила на бал, к доброй волшебнице, когда она отправила её на бал? Что чувствовал колобок, когда встретил волка, лису?” и другие. Подобные вопросы помогают детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так. Научившись сопереживать окружающим, ребёнок, как правило, научается брать на себя ответственность за совершённые им действия.
Таким образом, детям становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и другое), изживаются невротические проявления (страхи, неуверенность). К концу курса дети овладели понятиями, связанные с переживаниями основных эмоций и с представлениями, оценивающими личностные качества человека.
Таким образом, психогимнастика и тренинг мышечного расслабления примыкают к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Родителям и педагогам следует помнить, что здоровая нервная система – залог успешного обучения в школе. При поступлении в школу определённые трудности у ребенка будут – они есть у всех первоклассников, но это другие трудности, они вполне преодолимы, если у ребёнка не будет проблем с точки зрения эмоционального здоровья.
Список использованной литературы:
- Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М., 1995.
- Буре Р.С. Готовим детей к школе, М.,1987.
- Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Весёлые, грустные…: Учебное наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М., 1998.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б., Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми, М., 2000.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе, М., 2001.
- Поливанова К. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция, М., 2000.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ Под ред. И.В. Дубровиной, М., 1998.
- Развивающие игры для детей старших групп детских садов и младших школьников, методическое пособие, Калуга, 1996.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехничекие упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
- Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред М.И. Буянова. – М.,1990.