Цель урока: познакомить со старинными городами, входящими в Золотое кольцо России и их достопримечательностями.
Задачи урока:
- Совершенствовать умение самостоятельно работать с информацией по теме (найти источник, прочитать, выделить главное, записать, рассказать)
- Научить приемам презентации доклада по теме.
- Расширить представление учащихся о своей Родине.
- Обобщить знания, полученные в процессе самостоятельного поиска информации о городах Золотого кольца.
- Способствовать воспитанию чувства патриотизма.
Оборудование: карта с нанесенным на ней маршрутом, фотографии с изображением городов и их гербов, модель воздушного шара.
Сообщение темы урока
Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел “Путешествие по городам и странам”. Свое путешествие мы начнем с изучения нашей страны и побываем в нескольких древних городах. А так как вам дано было задание самостоятельно найти информацию о каком-либо городе по вашему выбору, вы все сможете сегодня побывать в роли экскурсовода.
– Скажите, что необходимо для путешествия на дальнее расстояние?
(дети отвечают: транспорт)
Отгадайте, на каком транспорте мы будем сегодня путешествовать?
Загадка:
Летает, но не птица,
Лети, кто не боится.
На высоту взбираемся,
Увидеть все стараемся.
(Дети отвечают: воздушный шар)
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением воздушного шара.
На воздушном шаре мы с вами долетим до первого пункта нашего путешествия.
Введение в тему урока:
– Путешествие мы начнем из столицы нашей Родины.
– Посмотрите на карту. Покажите, где находится наша столица.
(Дети показывают на карте)
– Кто из вас уже побывал в Москве? Какие остались впечатления?
(Ответы детей)
Изучение нового материала:
Вот и мы с вами на нашем воздушном шаре приближаемся к Москве– отправной точке нашего маршрута.
Есть в Москве очень интересное место, с которого начинается отсчет всех расстояний в любую сторону. Называется это место “нулевой километр”. Есть такое поверие: если перед путешествием встать на эту точку и загадать желание, то и путешествие будет удачным и желание сбудется.
– Давайте попробуем.
(Дети встают на круг, закрывают глаза, загадывают желание)
– Смотрите, какой-то сюрприз для нас.
(Учитель достает конверт, в нем чемоданчики)
– Интересно, зачем они нам, ведь в них ничего не положишь?
(Ответы детей)
– Все верно, они не простые. В них мы будем складывать свои впечатления.
(Дети разбирают чемоданчики, рассаживаются по местам)
Начинаем путешествие. Первой в роли экскурсовода буду я (учитель).
“Золотое кольцо” – самый популярный в России экскурсионный маршрут. Он проходит через древние русские города, хранящие уникальные памятники отечественной истории и культуры. Начинаясь и заканчиваясь в Москве, маршрут “Золотое кольцо” проходит по территориям пяти областей: Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Ивановской.
Из Москвы мы летим на северо-восток. Первым на нашем пути появляется прекрасный древний город Сергиев посад. Наш следующий экскурсовод (все ученики выступают) (рис. 1-16)…
Ученики по очереди показывают на карте города и рассказывают о них.
Записывают на листочках-чемоданах свои впечатления.
– Наш маршрут пройден. Возвращаемся домой.
– Молодцы. Из вас получились замечательные экскурсоводы.
– Очень хочется узнать, какие впечатления вы записали.
(Ученики читают)
– Конечно, записывали вы их не зря. Посмотрите на ваши чемоданчики. Откройте потайную крышку.
– Перед вами кроссворд. Разгадать его вам помогут ваши записи.
Кроссворд:
1.Этот город называют Великим. На весь
мир знамениты красивым, мелодичным звоном
колокола его Кремля. (Ростов) (рис. 11,12)
2.Улицы этого города расположены в виде веера.
Там, где они сходятся, расположены старинные
торговые ряды. (Кострома) (рис. 9,10)
3.Этот город – город художников. Он получил свое
имя от названия широкой части реки между двумя
изгибами. (Плес)
4.Имя этого города, возможно, произошло от слова
“угол” так как река в этом месте изгибается
углом. (Углич) (рис. 3-4)
5.Это самый крупный город Золотого кольца. Имя
городу дал его основатель по прозвищу “Мудрый”.
(Ярославль) (рис. 1,2)
6.Этот город прославился знаменитым музеем под
открытым небом – музеем деревянного зодчества.
(Суздаль) (рис. 7,8)
7.Главная достопримечательность этого города
Золотые ворота. Его основал князь по прозвищу
“Мономах”. (Владимир) (рис. 5,6)
Какое слово получилось в рамке? (Россия)
– Названия каких городов не вошли в кроссворд?
(Дети отвечают: Переславль-Залесский, Сергиев Посад) (рис. 13-16)
– Чем они знамениты?
(Ответы детей)
Молодцы. Понравилось вам наше путешествие?
Ответьте, почему же кольцо? Почему золотое?
(Ответы детей)