Конструкция головы человека

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (785 кБ)


Урок № 18.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Изучить закономерности в конструкции головы человека: пропорции лица человека, величину и форму глаз, носа, расположение и форму рта.
  2. Дать понятие средней линии и симметрии лица.
  3. Развивать наблюдательность, умение видеть характер человека в портретном изображении.

Основные этапы урока.

– Организационный этап:

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Дежурные, кого нет в классе?

Дежурные докладывают об отсутствующих.

– Этап проверки домашнего задания:

Учитель: Все готовы к уроку?

– Этап контроля и всесторонней проверки знаний:

Учитель: на прошлом уроке мы с вами говорили об истории возникновения портрета, о портретах в искусстве Древнего Рима, эпохи возрождения и эпохи Нового времени. Давайте вспомним, что такое парадный портрет и камерный портрет и в чем их отличие?

Учащиеся: Парадный портрет обычно показывает общественное положение героя. Портрет обычно изображается на архитектурном или пейзажном фоне. Большая проработанность деталей.

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую дается на нейтральном фоне. В камерном портрете большое внимание уделяется индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя.

Учитель: ребята напомните, с какими русскими портретистами мы с вами познакомились?

Учащиеся: портреты: Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Репина, И. Крамского, В. Серова

– Этап усвоения новых знаний:

Сегодня мы с вами будем говорить о конструкции головы человека и ее основных пропорциях. Слайд 1.

Представления об идеальных пропорциях человека были придуманы в Древней Греции, потому что древнегреческие мудрецы всегда искали идеал любого явления и определяли его как меру совершенства. Прославленный скульптор Поликлет тогда создал знаменитый трактат “Канон”, в котором он провел сложные расчеты пропорциональных соотношений тела человека.

Позднее представления о красоте пропорций изменялись, но всегда присутствовал интерес к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека. Вы можете понять это из иллюстраций. Наброски опытных мастеров превращались в пособия для начинающих художников. Слайд 2.

Ребята, а вы знаете, что такое пропорции? Слайд 3.

Пропорции – это соотношения величин частей, составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении головы человека. Здесь имение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью.

Рисунок портрета и учебное изображение головы не одно и то же. Голова, средоточие духовных сил человека, является самой выразительной и самой многозначной частью, если рассматривать тело человека как соотношение пространственных форм. И на первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как пространственную форму – как – конструкцию. Все пространственные формы, как мы с вами знаем, сводятся к простым геометрическим телам. Наша голова имеет круглую форму. Слайд 4. В объеме голова напоминает форму яйца и состоит из двух частей – лицевой части и черепной. Для нас всегда так важно лицо человека, что, уделяя ему основное внимание, мы его всегда преувеличиваем в масштабе относительно черепа. А между тем, если смотреть на лицо человека прямо, то линия его глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы. Слайд 5. Над ней лежит две почти равны части – высота лба до линии волос и высота до темени, обычно закрытая волосами. И вниз от линии глаз такие же равные части – до основания носа и до подбородка. Слайд 6. Уровень бровей: равен половине ширине глаза.

Глаза– зеркало души. Когда мы смотрим про общении в лицо человека, то видим прежде всего его глаза, поэтому в рисунке очень важно правильно определить их место. Надо запомнить, что расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза, это же расстояние равно ширине носа. Слайд 7. Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Начать рисовать глаз можно с его обобщенной формы ≈ шара, вставленного в горизонтально расположенный овал (глазную впадину). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Слайд 8. Ресницы рисуем в направлении от носа к внешнему уголку носа. Расстояние между глазами не надо сужать, а это бывает частой ошибкой в рисунке. В этом случае лицо может прибрести злое выражение.

Нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри. Рисуя нос, нужно сначала внимательно изучить его характерные особенности: носы бывают прямые, курносые и с горбинкой. Также носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Слайд 9. Основание носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его основания и кончика. Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка. Слайд 10. Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно нижняя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Вам нужно помнить, что рот находися ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, средние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе). Слайд 11.

Важное значение для рисунка головы имеет поворот формы на скулах и висках. Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от бровей до основания носа. Слайд 12. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.

Все эти правила только схема. Слайд 13. В действительности встречаются различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальные пропорции каждого человека.

– Этап закрепления новых знаний:

Учитель: ребята давайте повторим с чего мы начинаем рисовать голову человека?

Ученики: мы начинаем рисовать голову человека с овала, далее мы находим середину и на ней рисуем глаза.

– Практическая работа учащихся.

Учитель: сейчас вам предстоит выполнить рисунок головы человека по пропорциям. Для вашего удобства на каждую парту я вам раздам листы, где подробно прорисованы глаза, нос, рот…

Альбом располагаем вертикально. Работаем в тонких линиях.

Приступаем к работе.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

З) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

– заключение.

Выставка работ учащихся.

Учитель: По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.

– Этап информации о домашнем задании.

На следующем уроке мы с вами будем изображать голову человека в пространстве. Подготовьте рисунки голове человека в пространстве. Незабудке альбом и карандаш.

Средства обучения: мультимедийное оборудование, плакат “основные пропорции головы человека”, репродукции картин.