Развитие речи – это главный этап общего развития ребенка, ведь хорошее владение языком необходимо для полноценного общения, выражения мыслей, овладения программой детского сада, а после – школы. Но речь должна быть правильной!
Одной из важных предпосылок формирования речи являются способность ребенка к подражанию.
Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.
Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что– то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводиться речевому развитию детей.
В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.
Художественные произведения объединяют в себе специфическую область творчества, объединяющую в себе мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.
Из того, что описано в работе, можно сделать вывод, что формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети – дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Ребенок с удовольствием разыгрывает вместе со взрослым сюжеты сказок, художественных произведений.
Ребенок остро переживает события, слушает понравившуюся ему сказку многократно. Радостно узнает ее героев в иллюстрациях и игрушках, следит за привычной последовательностью сюжетных действий, каждый раз, заново переживая счастливый конец сказки или рассказа.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
- эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;
- развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;
- вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;
- дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок;
- дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;
- у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;
- дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций типа: Кто это? Где у зайки уши? Что он делает?
- дети дошкольного возраста учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением картинки, игрушки, а затем и без него.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995 г.
“ОСЕННИЙ УРОЖАЙ”
Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область “Коммуникация”
(средняя группа)
Тема “Осенний урожай”.
Задачи.
- Учить дифференцировать овощи, фрукты.
- Развивать внимание, мышление
- Закреплять умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
- Закреплять обобщающие понятия овощи, фрукты.
Цели:
- уточнение и закрепление словаря;
- развитие связной речи;
Оборудование:
- картинки с изображением фруктов;
- макеты фруктов;
- корзина;
- конверт с письмом;
- мяч.
Ход занятия
Дети стоят на ковре.
В.: Здравствуйте ребята! Посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте поздороваемся с ними.
Д.: Здравствуйте.
Когда я шла к вам мне передали для вас письмо в конверте от нашего знакомого ёжика. Давайте откроем конверт и прочтем письмо. Ребята ёжик предлагает нам отгадать загадки. Послушайте первую загадку:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
Что это?
Д.: Яблоко. ( Вешаю картинку с изображением яблока на мольберт)
В.: Молодцы! А как вы догадались, что это яблоко?
Д.: Круглое, румяное....
В.: Послушайте еще одну загадку:
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Д.: Морковь. (Вешаю картинку с изображением моркови на мольберт).
В.: Молодцы! А как вы догадались, что это морковь?
Д.: Морковь растет в земле....
В.: А еще одну загадку сможете отгадать?
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Что это?
Д.: Помидор. (Вешаю картинку с изображением помидора на мольберт).
В.: Молодцы! Откуда вы все знаете, и что это помидор?
Д.: Он сначала зеленый, а потом красный становится
В.: И последняя загадка:
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень.
Что это?
Д.: Лимон (Вешаю картинку с изображением лимона на мольберт).
В.: Молодцы!
В.:(Показывак> на лимон, яблоко.) Как можно назвать лимон, яблоко, одним словом?
Д.: Фрукты.
В.:(Показываю на помидор, морковь.) Как можно назвать, помидор, морковь, одним словом?
Д.: Овощи.
В.: Молодцы. Ребята, а в какое время года поспевают овощи и фрукты?
Д.: Осенью.
В.: Давайте позовем к нам в гости Осень?
(Дети зовут Осень. Приходит Осень, в руках держит корзину с овощами и фруктами.)
О.: Здравствуйте ребята! Посмотрите, что я вам принесла. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по тропинке на полянку. Когда я буду вам показывать овощи вы садитесь на корточки, а когда фрукты вставайте на носочки и тяните руки вверх. ( Играют дети и воспитатель).
Молодцы! Какие вы внимательные! Вот мы с вами пришли на полянку, давайте сядем на травку. ( Сели на ковер). Посмотрите, какая у меня корзина, но я перепутала овощи и фрукты. Помогите мне разобраться, где овощи, а где фрукты.
(Дети раскладывают в разные корзины овощи и фрукты)
Какие вы молодцы! Давайте еще поиграем в игру. Для этого надо встать в круг. Я буду каждому ребенку кидать мяч и называть фрукт или овощ, а вы будете говорить какой сок можно приготовить из этого фрукта или овоща. Согласны?
Д.: Да
О.: (Кидает мяч воспитателю: вишня-вишневый, затем каждому ребенку.)
Молодцы! Мне очень понравилось играть с вами. На следующий год я опять к вам приду. До свидания.
В.: Кто сегодня приходил к вам в гости?
Д.: Осень.
В.: Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Д.: Ответы.
В.: Я предлагаю сходить в магазин, купить овощей и фруктов и сделать соки для ваших родителей.
Дети играют.