Занимательные задания по краеведению для уроков окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность учащихся, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, снимает утомление у детей.

Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении и во внеклассной работе.

В целях изучения краеведческого материала на уроках окружающего мира и во внеклассной работе помимо ребусов, кроссвордов, загадок предлагаем использовать дидактические игры и другие занимательные задания. На примере предложенных заданий можно составить и другие.

Занимательные задания

1. Задание «Узнай по описанию»

Деревья

  • Это дерево невысокое. Ствол тонкий, гладкий. Осенью созревают плоды – маленькие ярко – красные яблочки, собранные в грозди. Внутри каждого яблочка несколько семян. Плоды этого дерева – любимый корм многих птиц (рябина).
  • Дерево стройное, хорошо очищено от сучьев, кора гладкая, зеленовато – серая. Листья округленные, неустойчивы, находятся в постоянном движении – дрожат (осина).
  • Имеет стройный, прямой ствол. Кора темно– серого цвета, крона округленная, густая. Листья сердцевидные, края пильчато-зубчатые. Цветет в июне – июле. Цветы душистые, хороший медонос (липа).

Кто в лесу живет?

  • Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. (Соловей)

  • Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка)

Травянистые растения

  • Обычное водное растение. Встречается в прудах, озерах, и реках со спокойным течением. Цветет в мае – августе. Его красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья у этого растения крупные и плавают на поверхности воды. Цветок находится на длинной ножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Срывая цветок, мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения и гибели всего растения. (Кубышка желтая)
  • Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок – ловушка для насекомых, заставляет их себя опылять, но многие насекомые так и остаются навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка. (Башмачок настоящий /Венерин башмачок/)
  • Высокая трава с красивыми резными листьями. Бывает разных видов: есть вид, у которого листья и сверху, и снизу покрыты густым пушком и выглядят серебристыми, а у другого вида листья снизу серебристые, а сверху – темно – зеленые. Растение обладает сильным запахом, на вкус очень горькая, используется в лекарственных целях для улучшения аппетита и прибавки сил. (Полынь)

2. Игры-обгонялки

Если по сказанному определению узнаешь, о каком дереве идет речь, подними руку и ответь. Чем раньше догадаешься, тем больше очков можешь заработать:1 – 10 баллов, 2 – 8 баллов, 3 – 7 баллов, 4 – 6 баллов, 5 – 5 баллов, 6 – 4 балла, 7 – 3 балла.

Кустарники наших лесов

Волчье лыко

  1. Этот кустарник цветет ранней весной, вскоре после схода снега. На тонких голых прутиках появляются розовые цветки, похожие на цветки сирени.
  2. Цветки сидят скученно, по 2–3 цветка вместе. Цветение продолжается недолго. После того, как цветы опадают, появляются небольшие, сильно вытянутые листья.
  3. На месте цветков появляются красные ягодки размером с косточку вишни, они тоже приклеены к веточкам.
  4. Эти ягодки ядовиты. Ядовито и все растение – его листья, ветви, корни.
  5. Ядовитые для человека плоды этого растения служат пищей некоторым птицам. Название этого кустарника связано с названием лесного зверя.

Малина

  1. Это обитатель лесных полян, прогалин, вырубок. Внешне ничем не привлекает наше внимание, даже цветет некрасиво.
  2. Имеет свои «секреты»: побеги состоят из двух частей – длинного рыжеватого стебля, поднимающегося из земли, и коротких зеленых веточек с листьями. На последних мы и находим плоды.
  3. Растет зарослями, отдельные побеги соединены между собой корнями. Корни «расползаются» в разные стороны.
  4. Это хорошее медоносное растение. Цветки ее богаты нектаром. Плод этого кустарника называют «сборная костяника».
  5. Красные душистые ягоды этого растения всем известны. Их едят в свежем виде, варят из них варенье, которое помогает при простуде, ягоды сушат, заваривают и используют как потогонное средство.

Хвойные деревья наших лесов

Ель

  1. В переводе с латинского языка это слово означает “смола”.
  2. Живёт это дерево до 300 лет.
  3. Семена созревают в конце зимы. Ими питаются дятлы, клесты, белки, мыши.
  4. Из древесины этого дерева делают музыкальные инструменты, поэтому его называют музыкальным деревом.
  5. Ствол у него шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке, держатся на ветках 5–7 лет.
  6. Это красивое дерево, высотой до 30 м. Верхние веточки у него короткие, а чем ниже от вершины – ветви становятся длиннее. Всё дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки.

Пихта

  1. Это дерево высокое, более 30 м, с узко конической кроной.
  2. Оно очень похоже на ель, но ствол у него гладкий, а хвоя мягкая. Хвоинки плоские, тупые, длиной 2-3 см, на побегах располагаются спирально, держатся на ветках до 10-12 лет.
  3. У этого дерева шишки на ветках стоят, а не лежат, как у ели. В шишках на каждой семенной чешуе лежат по два крылатых семени. Созревшие шишки рассыпаются, а на дереве остается стержень каждой шишки.
  4. На ветвях этого дерева живут висячие лишайники, ими зимой питаются олени.
  5. Дерево выдерживает большие морозы зимой, недостаток света летом, но страдает от весенних и осенних заморозков. Оно очень чувствительно к загрязнениям атмосферы и почвы.
  6. Широко используется в строительстве. Из хвои и веток этого дерева изготавливают лекарственные препараты.

Сосна сибирская, кедр

  1. Это дерево – чудо-дерево, так говорят в Сибири. Это символ сибирских лесов, их краса и богатство.
  2. Это дерево – величественное, мощное дерево. Высота дерева – 40–42 метра, толщина ствола – до 2 метров. Хвоя длинная, 7–15 сантиметров, тёмно-зелёного или ярко-зелёного цвета.
  3. Дерево живёт до 500 лет.
  4. Шишки крупные, размером с большое гусиное яйцо, созревают на второй год, опадают вместе с семенами. Зрелые орешки прямо на дереве могут добыть птицы (кедровки, вороны), белки и бурундуки. Остальные животные собирают орехи на земле после опадения шишек. Люди собирают семена впрок, это очень вкусное лакомство.
  5. Из хвои этого дерева делают целебный настой против цинги. Древесина дерева лёгкая, прочная, красивая, из неё делают мебель. Кроме того, древесина легко режется во всех направлениях, поэтому она служит ценным сырьём для производства карандашей.

Лиственница

  1. Это дерево – самое распространенное дерево на территории России, поэтому её называют национальным деревом нашей страны.
  2. Оно выше сосны и выше ели. Ветки у этого дерева редкие, хвоя негустая, мягкая, держится всего один год. Каждую осень дерево сбрасывает свои иголки.
  3. Весной на ветках появляются мелкие, величиной с грецкий орех, шишки. Незрелая шишка красная, издали смотрится, как цветок. К осени семена из шишек высыпаются, шишки темнеют и становятся похожими на сушеные грибы.
  4. Дерево неприхотливо, может расти на разных почвах на севере, в тундре, где не встретишь никакое другое дерево.
  5. Живёт дерево 300–500 лет.
  6. Животные приходят в светлый лес, как в столовую. Сочную хвою этого дерева очень любят зайцы.

3. Найди «лишнее», объясни почему

Деревья и кустарники

  1. Береза, осина, тополь, дуб, ива.
  2. Клен, орешник, рябина, дуб, платан.
  3. Кедр, сосна, черемуха, ель, пихта.
  4. Ель, лиственница, сосна, пихта.
  5. Липа, береза, осина, тополь, ель.
  6. Бузина красная, жимолость, калина, береза.
  7. Малина, смородина, можжевельник, шиповник, черемуха.
  8. Боярышник, ива, рябина, липа, кедровая сосна.
  9. Полынь, крапива, подорожник, астра.
  10. Ромашка, настурция, тысячелистник, мать-и-мачеха.

4. Дидактические игры

Крестики-нолики

Дидактическая задача: Обобщить знания детей по теме «Появление и развитие жизни на Земле».
Оборудование:
Карточки с нумерацией.

Ход игры

У каждого ученика карточка. Учитель читает вопросы – задания, а учащиеся ставят « Х», если в задании всё правильно, и «О», если в задании ошибка.

Задания:

  1. Главное отличие Земли от других планет в том, что на ней есть жизнь. (Да.)
  2. Первые живые организмы появились на суше. (Нет)
  3. Динозавры вымерли в связи с сильным похолоданием. (Да.)
  4. Изменились живые организмы, и поэтому изменились условия их обитания. (Нет.)
  5. Растительноядные – это животные, которые питаются растениями. (Да)
  6. Хищники – это животные, которые питаются другими животными. (Да).
  7. Можно ли по питанию объединить в одну группу рысь, волка, косулю. (Нет)
  8. Первые люди появились в жарком поясе Земли. (Да).
  9. Древний человек жил дольше, чем современный. (Нет.)
  10. Орудия труда древние люди изготавливали из природных материалов. (Да.)
  11. Древние люди жили небольшими общинами – родами. (Да.)
  12. Самые важные вопросы решал старейшина. (Нет.)
  13. Древние люди кочевали с места на место, так как хотели больше узнать об окружающем мире. (Нет.)
  14. Одомашнивание диких животных было началом оседлой жизни. (Да.)
  15. 15. В настоящее время облик Земли остаётся неизменным. (Нет.)

Ответы детей будут выглядеть так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
х о х о х х о х о х х о о х о

Географическое лото

Дидактическая задача: Повторение и закрепление условных знаков полезных ископаемых.

Нефть Железная руда Глина Известняк Каменная соль Золото
Бурый уголь Природный газ Песок Каменный уголь Гранит Марганцевые руды

Оборудование: Карточки с условными знаками полезных ископаемых.

Назвать полезные ископаемые, добываемые в Кемеровской области

Соберём урожай

Оборудование: две корзинки, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, ягод, грибов.

Ход игры

На доске закрепляются две корзинки с прорезями-кармашками. Одна корзинка с надписью «фрукты, другая «овощи» (грибы съедобные и несъедобные, ягоды, произрастающие в наших лесах и нет).

5. Игра «Меткий стрелок» № 1 (Красная книга)

  1. Как называется книга, в которую занесены исчезающие и редкие животные, растения? (Красная)
  2. Как называются места, где запрещена охота на животных, запрещен сбор растений? (заповедники, заказники)
  3. Как называется ботанический заказник, расположенный в центральной части Кузнецкого Алатау, там, где берут начало притоки Усы? (Усинский)
  4. Какое животное (зверь, обитающий в воде) занесено в Красную книгу Кемеровской области? (бобр)
  5. Второе название птицы белый журавль (стерх)
  6. Когда отмечается Международный день охраны окружающей среды? (5 июня)

Итого 21 балл: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Игра «Меткий стрелок» № 2 (лекарственные растения)

  1. Как называются растения, которые собирают и используют при лечении? (лекарственные)
  2. Это дерево издавна почиталось на Руси из-за своих лечебных свойств: сок, листья и ветки, почки – все идет в ход (береза)
  3. У какого растения вначале появляются цветы, а затем листья, которые используются при лечении кашля? (мать-и-мачеха)
  4. Любимая трава кошек и успокоительные капли (валериана)
  5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (сфагнум)

Итого: 1, 2, 3, 4, 5 баллов – 15 баллов.

Игра «Меткий стрелок» № 3 (птицы)

  1. Это теплокровные животные, которые лучше других освоили воздушную среду (птицы)
  2. Не выкармливает птенцов, подбрасывает яйца в чужие гнезда (кукушка)
  3. Самец этой птицы имеет грудку красной окраски, а самка – серой (снегирь)
  4. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)
  5. Это птица распространена в нашей местности, относится к синантропам (сизый голубь)

Итого: 1, 2, 3, 4, 5 баллов – 15 баллов.

Литература:

  1. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения, Новокузнецк, 1997.
  2. Плешаков А.А. «Учебное пособие Природа для начальной школы», Вентана-Граф.