Цель урока: Сформировать у учащихся представление о составе твердой оболочки Земли.
Задачи урока:
- Сформировать понятия “минерал”, “горная порода”, “круговорот горных пород”, “полезные ископаемые”;
- Сформировать представление об основных группах горных пород и их происхождении;
- Начать формирование умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать;
- Показать многообразие минералов и горных пород; раскрыть значимость полезных ископаемых в жизни человека и необходимость их рационального использования;
- Формирование бережного отношения к объектам природы.
Планируемый результат.
Учащиеся должны знать / понимать:
- Основные понятия урока;
- Основные виды горных пород и минералов;
- Неоднородность состава твердой оболочки Земли;
- Круговорот горных пород.
Учащиеся должны уметь:
- Определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения;
- Объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;
- Давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.
Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные, метаморфические; магма; круговорот горных пород; полезные ископаемые.
Оборудование и материалы:
- Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “География. Начальный курс. 6 класс”.
- Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии”(физическая география 6 класс).
- Г.Н. Элькин “Справочно-информационные материалы к урокам географии. 6 класс”.
- К.С. Лазаревич “Я иду на урок географии”.
- Коллекции горных пород и минералов.
- Раздаточный материал.
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
- Презентация “Горные породы и минералы”.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока по форме проведения: нетрадиционный.
Форма организационной деятельности: индивидуально-групповая.
Время проведения – 45 минут.
Перед началом урока класс разбивается на несколько групп (по 4 человека в каждой) для проведения практической работы по определению свойств горных пород и минералов.
По ходу объяснения учащиеся заполняют таблицу № 1 и пишут конспект урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
- Вспомните, пожалуйста, какую оболочку мы с вами изучаем?
- Что такое литосфера?
- Каково внутреннее строение Земли?
- Для чего изучают внутреннее строение Земли?
- Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?
- Из каких слоев состоит земная кора?
- Как изучают земную кору?
III. Изучение нового материала.
Слайд 1, 2.
Мы с вами продолжаем изучение литосферы– каменной оболочки Земли. Сегодня вы познакомитесь с вещественным составом земной коры. На 80% земная кора образована тремя химическими элементами – кислородом, кремнием и алюминием. Химические элементы образуют природные соединения-минералы, а из минералов, в свою очередь, образуются горные породы.
Таким образом, верхняя, твердая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород.
Слайд 3.
Минерал (от лат. – руда) – это природное тело, приблизительно однородное по своему химическому составу и физическим свойствам, входящее в состав вещества, слагающего земную кору.
В природе известно около 3000 минералов и горных пород. Они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности и твердости, составу. Есть минералы, которые представляют собой самородные элементы, то есть простые вещества, состоящие из атомов одного элемента, – золото, платина, сера и др. Есть жидкие(самородная ртуть) и даже газообразные минералы(углекислый газ, сероводород).
Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов.
Ребята! Обратите внимание на гранит(в руках учителя – образец гранита, на парте у групп учащихся – коллекции горных пород). Гранит – это горная порода, а кварц, полевой шпат и слюда – минералы, из которых эта горная порода состоит. Горные породы сильно различаются по своим свойствам: сыпучий песок, вязкая глина, твердый и прочный базальт. Состав и свойства горных пород определяются составом и свойствами минералов, из которых они состоят, и зависят, прежде всего, от того, где, на какой глубине и в каких условиях они образовались.
Горные породы различны по своему происхождению.
Слайд 4.
По происхождению горные породы делятся на: магматические, осадочные и метаморфические.
Зарисуйте в тетрадь следующую таблицу, которую вы должны будете заполнить по ходу урока.
Таблица №1.
Магматические горные породы | Осадочные горные породы | Метаморфические горные породы | |||
глубинные | излившиеся | неорганические | органические | ||
обломочные | химические | ||||
Слайд 5.
Магматические горные породы – это породы, образовавшиеся непосредственно из магмы в результате ее охлаждения и застывания. Минералы и горные породы, образовавшиеся из магмы, обычно плотные, тяжелые и твердые. В зависимости от условий застывания различают интрузивные (глубинные) и эффузивные (излившиеся) горные породы.
Слайд 6–8.
Глубинные магматические горные породы образуются на глубине из медленно остывающей магмы. Структура (внутреннее строение) образующейся породы зависит от скорости остывания магмы. Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы, они хорошо видны в породе.
Например, гранит, имеющий зернистое строение. Он образуется на большой глубине, где застывание магмы идет долго, поэтому гранит – крупнокристаллическая порода. По внешнему виду граниты очень разнообразны. Цвет гранита зависит от цвета входящих в него кристаллов полевого шпата (розового, красного или серого), кварца (молочно-белого) и слюды(черного). В зависимости от их состава может быть красным, розовым, серым и пр. Это самая распространенная на Земле глубинная магматическая горная порода. Граниты обладают высокой прочностью и стойкостью к разрушению, хорошо полируются. Благодаря этим свойствам граниты издавна использовали в строительстве и скульптуре.
Магматические горные породы могут образовываться на поверхности Земли. Такие горные породы называются излившимися, потому что они образуются из остывшей лавы. Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на земную поверхность, застывает быстрее. Поэтому излившиеся магматические породы состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить простым глазом; либо представляют собой стекловидную массу (базальт, обсидиан и др.). Если расплав магмы содержит воду, то, когда он достигает земной поверхности, давление уменьшается и вода превращается в пар. Водяной пар раздувает еще не остывший расплав, и в нем образуется множество пор. Такая излившаяся застывшая горная порода называется пемзой.
Слайд 9.
Осадочные горные породы. Эти породы, в отличие от магматических, образуются только на поверхности Земли в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. В основном они мягкие и легко разрушаются. Осадочные горные породы бывают органические и неорганические.
Слайд 10–12.
Органические осадочные горные породы состоят в основном из остатков растений, животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей и океанов. Это горючие полезные ископаемые (каустобиолиты) – торф, каменный уголь, нефть, природный газ, а также мел, известняки, состоящие из скопления остатков скелетов морских животных. Для этих пород характерна слоистость. В пластах можно найти остатки и отпечатки растений и животных.
Слайд 13.
Неорганические осадочные горные породы разделяются на обломочные и химические.
Обломочные горные породы состоят из обломков различных пород. Их происхождение связано с процессом разрушения твердых пород (выветривание, размыв) и перемещения их обломков текущими водами, ледниками, ветром. При этом обломки дробятся, измельчаются, окатываются. Валуны, щебень, галька, гравий, песок, глина и ил оседают на дне морей, озер, рек или накапливаются на суше.
Слайд 14.
Химические горные породы образуются из водных растворов минеральных веществ (калийные и поваренные соли, гипс и др.):
В воде морей, океанов и некоторых озер растворено много химических веществ;
При изменении условий эти вещества осаждаются в виде кристаллов на дне водоемов;
Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы.
Слайд 15.
Метаморфоза– превращение (с греческого).
Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфоза) осадочных или магматических горных пород. Благодаря движениям земной коры осадочные и магматические горные породы могут подвергаться воздействию высокой температуры, большого давления и различных газовых и водных растворов, при этом они начинают изменяться и приобретают новые свойства. Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Например, из мягкого мела и известняка образуется более твердый мрамор, а сыпучие кварцевые пески и рыхлый песчаник превращаются в прочную зернистую горную породу – кварцит, гранит – в гнейс.
Слайд 16, 17. Примеры образования метаморфических горных пород.
В природе происходит непрерывный процесс превращения одних горных пород в другие. Этот процесс называется круговоротом горных пород.
Слайд 18. Вещественный состав земной коры.
Слайд 19. Искусственные минералы.
Слайд 20.
Полезные ископаемые – это природные минеральные вещества земной коры, которые при современном уровне развития техники могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде или после предварительной обработки. Количество минералов и горных пород, которые люди причисляют к полезным ископаемым, увеличивается с каждым годом.
Классификация полезных ископаемых по агрегатному состоянию:
- Твердые
Слайд 21.
Классификация полезных ископаемых по составу и особенностям их использования:
- Топливные (горючие)
Слайд 22–24. Геологические(тектонические) закономерности залегания горных пород.
Слайд 25.
Способы добычи полезных ископаемых:
- Открытым способом в карьерах.
- Сооружение шахт.
- Бурение скважин.
Слайд 26, 27.
Использование полезных ископаемых:
- Производство строительных материалов.
- Производство металлов.
- Добыча минерального топлива.
- Производство минеральных удобрений.
- Производство ювелирных изделий.
- Производство посуды, предметов обихода.
- Создание произведений искусства.
- Производство предметов декоративного искусства, сувениров.
- Медицина.
Бывают ли ископаемые бесполезными?
Да, бывают – до тех пор, пока человек не знает, как их использовать. Но знания о свойствах разных пород накапливаются, и бесполезные ранее породы становятся полезными. Например, еще сто лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают квартиры на всем земном шаре. Уже два века назад был открыт уран, но породы с этим минералом считались пустыми, а сейчас – это ценное сырье для атомной энергетики.
Слайд 28.
На Южном Урале в знаменитых Ильменских горах находится “минералогический рай”, единственный в своем роде по богатству и разнообразию ископаемых недр. В 1920 г. здесь был создан первый в мире заповедник минералов. Разнообразные богатства Ильменских гор насчитывают около 200 минералов, из которых около 20 впервые найдены именно здесь.
Слайд 29.
Когда любишь камни, хочется видеть их в полном блеске возможного совершенства, а где же, как не в музее, собраны известные шедевры минералогии. Это Московский минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.
Слайд 30–39.
Мир камня удивителен. Вот уже много веков он не оставляет людей равнодушными.
III. Обобщение и закрепление знаний.
Мы с вами познакомились с многообразием горных пород и минералов. Теперь мы можем проверить заполнение таблицы №1: учащийся зачитывает магматические глубинные горные породы, другой – магматические излившиеся горные породы и т.д., а остальные ученики сверяют свои записи.
Практическая работа № 5:
“Изучение свойств горных пород”.
Итак, перед вами горные породы, с которыми вы сейчас будете работать по группам:
Группа № 1 – поваренная соль.
Группа № 2 – мрамор.
Группа № 3 – песок.
Группа № 4 – известняк.
Вы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства.
Задание № 1.
Опишите горную породу, которая у вас имеется, по этому плану (может совпадать 2–3 признака).
План описания горной породы:
- Рыхлая, сыпучая.
- Слабо связанная, легко ломается руками.
- Прочно связанная, руками не разламывается.
- Вся порода или отдельные слои (полосы) состоят из основной массы и каких-либо включений.
- Полосчатая, слоистая. Отдельные слои имеют однородное строение.
- Однородная.
Задание № 2.
I. Охарактеризуйте горную породу и определите, к какой группе она относится.
План характеристики.
1. Плотная или рыхлая горная порода?
2. Кристаллическая или зернистая?
3. Структура(размеры слагающих породу обломков или минеральных зерен). Выбери подходящее:
- Крупнозернистая – более 2 мм;
- Среднезернистая – 1-2 мм;
- Мелкозернистая – 1 мм(пыль).
4. Текстура(строение породы).Выбери подходящее:
- Массивная;
- Слоистая;
- Со следами течения;
- Волокнистая.
5. Твердость: твердая или мягкая?
6. Масса: легкая или тяжелая.
7. Наблюдаются ли остатки организмов?
II. С помощью определителя выявите, к какой группе относится ваша горная порода.
IV. Итог урока.
Давайте подведем итог урока. Что нового вы узнали сегодня? С какими горными породами и полезными ископаемыми познакомились?
Горные породы.
Hу, вот и остыла земная кора,
Ее разделять научиться пора.
По свойствам: по твеpдости, массе, кpисталлам,
По цвету, его забывать не пpистало,
Все это, скажу с уважением,
Зависит от пpоисхождения.
В начале, возникли поpоды из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.
Hо пpочность – не вечность,
И вот что случается:
Поpоды выветpиванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.)
Hо вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся ,вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий , вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма специфические,
Зовутся геологами метамоpфические.
V. Домашнее задание:
§ 17; выучить новые понятия; нанести на контурную карту России основные месторождения полезных ископаемых.
Литература:
- Учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой “География. Начальный курс . 6класс”, – М.: Дрофа, 2005.
- Учебник А.А.Лобжанидзе “Планета Земля”, – М.:Просвещение,2008.
- Минералогическая энциклопедия.– Ленинград: Недра, 1985.
- Энциклопедия для детей: Геология.– М.: Аванта +, 1995.
- Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова – М.: Аванта+, 2003.
- Энциклопедия для детей: Что есть что?: Земля.– М.: Слово, 2001.
- Максимов Н.А. “За страницами учебника географии”. – М.: Просвещение, 1981.
- Ферсман А.Е. “Занимательная минералогия”. – Ленинград, 1975.
- Муталов М.Г. “Волшебные минералы”. – Уфа, 1988.
- Филатова Е.В. “Минералы и горные породы” слайд-альбом серии “Географическая картина мира”. – М.: Центр ПЛАНЕТАРИУМ, 2006.
- Интернет.