Цель урока: закрепление полученных знаний по приготовлению пряничного теста и изделий из него.
Задачи урока:
- Получить углубленные знания в области приготовления пряников старинным способом;
- Научиться калькулировать блюда, используя ПЭВМ;
- Отработать некоторые знания по истории возникновения и развития пряничного дела с помощью всемирной сети «Internet»;
- Научиться оформлению пряников благодаря слайдам в ПЭВМ, и тем самым развивать эстетический вкус;
- Оценить свои знания по пятибалльной системе, используя тестирование на ПЭВМ.
Межпредметная связь: тема урока: «Приготовление пряников и их оформление» тесно связана с такими дисциплинами, как информатика, экономика (калькуляция блюд), основы физиологии питания, история России, химия, рисование, физика, математика.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами есть возможность провести урок кулинарии в кабинете информатики, работая на персональных компьютерах. На предыдущем уроке-ярмарке пряничных изделий мы попробовали непосредственно окунуться в прошлое, при этом очень ясно представили, как наши предки устраивали праздники и в каких целях. А на этом уроке мы вместе вновь возвратимся в нашу современность и поговорим, как «может» компьютер помочь нам с вами в поварском деле? Как ПЭВМ используется в кулинарии и, конечно, продолжим тематику пряничного дела?
Знакомит с целью урока.
1 часть урока – теоретическая (10 мин.)
Итак, казалось бы - зачем повару-кондитеру ПЭВМ? На первый взгляд ему необходим лишь набор продуктов, инструментарий, специальное оборудование и, конечно, знания кулинарного искусства. Неужели высококвалифицированный специалист не сможет без компьютера вкусно, быстро и питательно приготовить еду или испечь пряники? Актуален ли ПЭВМ в нашей профессии?
Вопросы учителя | Примерные ответы учеников |
Актуален ли ПЭВМ в нашей профессии? | Безусловно, актуально и значимо в наше время использование ПЭВМ в кулинарии. Например, можно напечатать на ПЭВМ и распечатать на принтере технологические карточки приготовления блюд. |
Как можно использовать всемирную компьютерную сеть Интернет? | С помощью Интернет для обработки нужной информации по поварскому делу, вести связь с другими ПОП, искать интересные блюда и кондитерские новинки, а также находить исторические рецепты, например, пряничного искусства, и апробировать их на практике. |
Можно ли посчитать стоимость пряников с помощью ПЭВМ? | Да. Используя «калькулятор» или программу «Эксель» можно калькулировать блюда. |
Как пригодятся знания компьютерных технологий специалистам высокого уровня в общественном питании: например, директорам, зав. производством, зав. складом и т.д.? | Для составления плана-меню, отчетной документации, прогнозирования планов выпускаемой продукции, выполнения бухгалтерской отчетности. |
2 часть – практическая (30 мин.)
Учитель: Сейчас садимся за свои компьютеры.
Ребята располагаются около ПК.
Работа в Интернете (10 мин.)
Учитель: На рабочем столе находим «Интернет», левой кнопкой мыши 2 раза щелкаем и открываем его. Затем в «Избранном» ищем «Кулинария» и открываем папки. Ребята просматривают данные папки и отвечают на вопросы, находя ответы в предложенном тексте и слайдах. (Вопросы заранее подготовлены, размножены и лежат рядом с мониторами у каждого ученика).
– Как на Руси называли первые пряники?
– В каком веке они появились?
– Что в качестве пряностей-«сухих духов»
добавляли в пряничное тесто?
– С какими рисунками выпекались пряники для
торжественных случаев и для обыденного
употребления?
– Рассказать о пряниках с намеком.
– Из какого дерева вырезались печатные доски?
– Какие пряники выпекались хозяйками специально
к Новому году, весенним праздникам, свадьбе,
именинам?
– Почему при приготовлении пряничного теста
тульские пекари не пользовались
гирями-разновесами?
– Кто был прародителем Тульской пряничной
фабрики и в каком году?
– Какими призами награждался тульский пряник?
Учитель обсуждает вместе с детьми, комментируя ответы.
Учитель: Заканчиваем работу в Интернете и закрываем все папки, а в конце -выход во всемирную сеть.
Ребята выполняют рекомендации учителя.
Учитель: На рабочем столе находим папку «Кулинария», левой кнопкой мыши 2 раза щелкаем и открываем ее. Перед вами представлены фотографии приготовления пряников, а также готовые пряники. Давайте рассмотрим каждую из них, обращая внимание на оформление и подачу.
Просмотр фотографий (5 мин.)
Ребята просматривают каждый слайд по порядку, учитель комментирует их, одновременно, опрашивая учеников, в связи с увиденным на мониторе. Ученики заканчивают просмотр слайдов.
Калькуляция блюд (10 мин.)
Учитель: Ребята, открываем файл «Калькуляция». Ваша задача – с помощью калькулятора ПК произвести стоимость одной из представленных вам на мониторе калькуляции пряников.
Рассчитать стоимость пряника тульского
Наименование продуктов | Стоимость 1 кг, руб. | Норма продуктов на 150 г пряника | Сумма, руб. |
Мука | 25 | 120 | |
Яйца | 1 шт – 3 | 0,5 | |
Масло сливочное | 85 | 50 | |
Мед | ПО | 35 | |
Пряности | 150 | 5 | |
Итого |
Рассчитать стоимость пряника «Елочки»
Наименование продуктов |
Стоимость 1 кг, руб. |
Норма продуктовна 150 г пряника |
Сумма, руб. |
Мука | 25 | 120 | |
Яйца | 1 шт – 3 | 0,5 | |
Масло сливочное | 85 | 50 | |
Мед | ПО | 35 | |
Пряности | 150 | 5 | |
Сахар | 25 | 15 | |
Итого |
Рассчитать стоимость пряника шоколадного
Наименование продуктов | Стоимость 1 кг, руб. | Норма продуктов на 150 г пряника | Сумма, руб. |
Мука | 25 | 120 | |
Яйца | 1 шт – 3 | 0,5 | |
Масло сливочное | 85 | 50 | |
Мед | ПО | 35 | |
Пряности | 150 | 5 | |
Какао | 75 | 10 | |
Итого |
На доске обозначен процесс поиска КАЛЬКУЛЯТОРА:
ПУСК ––> ВСЕ ПРОГРАММЫ ––> СТАНДАРТНЫЕ ––> КАЛЬКУЛЯТОР
Учитель: С помощью него вы сможете посчитать стоимость одного пряника массой 150 г, то есть произвести калькуляцию кондитерского изделия.
Ребята работают. Учитель подходит, просматривает.
Учитель: Закрываем файл «Калькуляция».
Тесты (5 мин.)
Учитель: А сейчас попытаемся ответить на вопросы теста. ПК каждого из вас оценит по заслугам. Для этого открываем файл «Тесты», нажимаем левой кнопкой мыши «НЕ отключать макросы». В левом нижнем углу появляются:
ИНСТРУКЦИИ ВОПРОСЫ РЕЗУЛЬТАТЫ.
– Ребята, Вы должны прочитать инструкции к тесту, ответить на вопросы, и открыв РЕЗУЛЬТАТЫ ознакомиться с правильными ответами. Здесь же ваш ПК объявит заработанную оценку.
Ребята работают. Учитель просматривает и поочередно проставляет оценки в журнал.
Учитель: Дорогие ученики, как вы
думаете, мы добились цели, которую ставили перед
собой в начале урока?
Ученики: Да.
Учитель: Да, мы, действительно, с помощью
персональных компьютеров закрепили знания по
теме: «Приготовление пряников и их оформление».
Домашнее задание: используя свои ПК, дома
попробуйте сделать калькуляцию понравившегося
вам пряника, а затем приготовьте его.
– Благодарю всех за внимание. Всего доброго.