Приготовление пряников и их оформление

Разделы: Технология


Цель урока: закрепление полученных знаний по приготовлению пряничного теста и изделий из него.

Задачи урока:

  • Получить углубленные знания в области приготовления пряников старинным способом;
  • Научиться калькулировать блюда, используя ПЭВМ;
  • Отработать некоторые знания по истории возникновения и развития пряничного дела с помощью всемирной сети «Internet»;
  • Научиться оформлению пряников благодаря слайдам в ПЭВМ, и тем самым развивать эстетический вкус;
  • Оценить свои знания по пятибалльной системе, используя тестирование на ПЭВМ.

Межпредметная связь: тема урока: «Приготовление пряников и их оформление» тесно связана с такими дисциплинами, как информатика, экономика (калькуляция блюд), основы физиологии питания, история России, химия, рисование, физика, математика.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами есть возможность провести урок кулинарии в кабинете информатики, работая на персональных компьютерах. На предыдущем уроке-ярмарке пряничных изделий мы попробовали непосредственно окунуться в прошлое, при этом очень ясно представили, как наши предки устраивали праздники и в каких целях. А на этом уроке мы вместе вновь возвратимся в нашу современность и поговорим, как «может» компьютер помочь нам с вами в поварском деле? Как ПЭВМ используется в кулинарии и, конечно, продолжим тематику пряничного дела?

Знакомит с целью урока.

1 часть урока – теоретическая (10 мин.)

Итак, казалось бы - зачем повару-кондитеру ПЭВМ? На первый взгляд ему необходим лишь набор продуктов, инструментарий, специальное оборудование и, конечно, знания кулинарного искусства. Неужели высококвалифицированный специалист не сможет без компьютера вкусно, быстро и питательно приготовить еду или испечь пряники? Актуален ли ПЭВМ в нашей профессии?

Вопросы учителя Примерные ответы учеников
Актуален ли ПЭВМ в нашей профессии? Безусловно, актуально и значимо в наше время использование ПЭВМ в кулинарии. Например, можно напечатать на ПЭВМ и распечатать на принтере технологические карточки приготовления блюд.
Как можно использовать всемирную компьютерную сеть Интернет? С помощью Интернет для обработки нужной информации по поварскому делу, вести связь с другими ПОП, искать интересные блюда и кондитерские новинки, а также находить исторические рецепты, например, пряничного искусства, и апробировать их на практике.
Можно ли посчитать стоимость пряников с помощью ПЭВМ? Да. Используя «калькулятор» или программу «Эксель» можно калькулировать блюда.
Как пригодятся знания компьютерных технологий специалистам высокого уровня в общественном питании: например, директорам, зав. производством, зав. складом и т.д.? Для составления плана-меню, отчетной документации, прогнозирования планов выпускаемой продукции, выполнения бухгалтерской отчетности.

2 часть – практическая (30 мин.)

Учитель: Сейчас садимся за свои компьютеры.

Ребята располагаются около ПК.

Работа в Интернете (10 мин.)

Учитель: На рабочем столе находим «Интернет», левой кнопкой мыши 2 раза щелкаем и открываем его. Затем в «Избранном» ищем «Кулинария» и открываем папки. Ребята просматривают данные папки и отвечают на вопросы, находя ответы в предложенном тексте и слайдах. (Вопросы заранее подготовлены, размножены и лежат рядом с мониторами у каждого ученика).

– Как на Руси называли первые пряники?
– В каком веке они появились?
– Что в качестве пряностей-«сухих духов» добавляли в пряничное тесто?
– С какими рисунками выпекались пряники для торжественных случаев и для обыденного употребления?
– Рассказать о пряниках с намеком.
– Из какого дерева вырезались печатные доски?
– Какие пряники выпекались хозяйками специально к Новому году, весенним праздникам, свадьбе, именинам?
– Почему при приготовлении пряничного теста тульские пекари не пользовались гирями-разновесами?
– Кто был прародителем Тульской пряничной фабрики и в каком году?
– Какими призами награждался тульский пряник?

Учитель обсуждает вместе с детьми, комментируя ответы.

Учитель: Заканчиваем работу в Интернете и закрываем все папки, а в конце -выход во всемирную сеть.

Ребята выполняют рекомендации учителя.

Учитель: На рабочем столе находим папку «Кулинария», левой кнопкой мыши 2 раза щелкаем и открываем ее. Перед вами представлены фотографии приготовления пряников, а также готовые пряники. Давайте рассмотрим каждую из них, обращая внимание на оформление и подачу.

Просмотр фотографий (5 мин.)

Ребята просматривают каждый слайд по порядку, учитель комментирует их, одновременно, опрашивая учеников, в связи с увиденным на мониторе. Ученики заканчивают просмотр слайдов.

Калькуляция блюд (10 мин.)

Учитель: Ребята, открываем файл «Калькуляция». Ваша задача – с помощью калькулятора ПК произвести стоимость одной из представленных вам на мониторе калькуляции пряников.

Рассчитать стоимость пряника тульского

Наименование продуктов Стоимость 1 кг, руб. Норма продуктов на 150 г пряника Сумма, руб.
Мука 25 120  
Яйца 1 шт – 3 0,5  
Масло сливочное 85 50  
Мед ПО 35  
Пряности 150 5  
Итого      

Рассчитать стоимость пряника «Елочки»

Наименование продуктов

Стоимость 1 кг, руб.

Норма продуктовна 150 г пряника

Сумма, руб.

Мука 25 120  
Яйца 1 шт – 3 0,5  
Масло сливочное 85 50  
Мед ПО 35  
Пряности 150 5  
Сахар 25 15  
Итого      

Рассчитать стоимость пряника шоколадного

Наименование продуктов Стоимость 1 кг, руб. Норма продуктов на 150 г пряника Сумма, руб.
Мука 25 120  
Яйца 1 шт – 3 0,5  
Масло сливочное 85 50  
Мед ПО 35  
Пряности 150 5  
Какао 75 10  
Итого      

На доске обозначен процесс поиска КАЛЬКУЛЯТОРА:

ПУСК ––> ВСЕ ПРОГРАММЫ ––> СТАНДАРТНЫЕ ––> КАЛЬКУЛЯТОР

Учитель: С помощью него вы сможете посчитать стоимость одного пряника массой 150 г, то есть произвести калькуляцию кондитерского изделия.

Ребята работают. Учитель подходит, просматривает.

Учитель: Закрываем файл «Калькуляция».

Тесты (5 мин.)

Учитель: А сейчас попытаемся ответить на вопросы теста. ПК каждого из вас оценит по заслугам. Для этого открываем файл «Тесты», нажимаем левой кнопкой мыши «НЕ отключать макросы». В левом нижнем углу появляются:

ИНСТРУКЦИИ ВОПРОСЫ РЕЗУЛЬТАТЫ.

– Ребята, Вы должны прочитать инструкции к тесту, ответить на вопросы, и открыв РЕЗУЛЬТАТЫ ознакомиться с правильными ответами. Здесь же ваш ПК объявит заработанную оценку.

Ребята работают. Учитель просматривает и поочередно проставляет оценки в журнал.

Учитель: Дорогие ученики, как вы думаете, мы добились цели, которую ставили перед собой в начале урока?
Ученики: Да.
Учитель: Да, мы, действительно, с помощью персональных компьютеров закрепили знания по теме: «Приготовление пряников и их оформление». Домашнее задание: используя свои ПК, дома попробуйте сделать калькуляцию понравившегося вам пряника, а затем приготовьте его.
– Благодарю всех за внимание. Всего доброго.