Цели:
- познакомить с согласными звуками (д), (д), буквой «д»;
- формировать навык чтения, обогащать словарный запас детей;
- развивать интерес к чтению и желание читать;
- сформировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать во всём, быть воспитанными.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Посмотрите на гостей, подарите им свои улыбки. Желаю вам приятного урока.
II. Сообщение темы и цели.
– Сегодня на уроке мы отправимся на полянку волшебного леса. На ней нас встречает Дед-Буквовед, мудрейший старец. Он приглашает нас в гости и хочет познакомить с новой буквой, научить читать слоги, слова с этой буквой.
III. Изучение нового материала.
– Отгадайте-ка, ребятки, вы, весёлые загадки.
-
Всего две ноты и предлог
Поставить я на даче смог (домик) -
Много рук, а нога одна (дерево)
– Назвать первый звук в слове домик (д) твёрдый
– Какой звук слышим в начале слова?
– Назвать первый звук в слове дерево (д) мягкий
– Что общего в звуках (д) и (д) ? (согласные, произносим с преградой, звонкие)
– Как доказать, что это звонкие звуки ? (ставим пальцы на горло, чувствуем дрожь. когда произносим «д», значит звук – звонкий)
– Кто знает какая буква обозначает звуки (д) и (д)? (Буква «д»)
– На что похожа буква «д» ?
Вот стоит, дымок пуская,
Буква «д» – труба печная
«Д» – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
– Есть у Деда-Буквоведа дружок – звуковичок. Давайте оденем его и расскажем ему о букве «д» и звуках, которые она обозначает Буква «д» звонкий согласный звук, поэтому рисуем жёлтый колпачок – звоночек. Она обозначает твердый согласный звук (д) – ботинок синий, мягкий согласный звук (д) – ботинок зелёный.
(печатаем букву «Д»), звуко-буквенный анализ слова ДОМИК.
В этом слове 5 звуков, чертим 5 клеточек, Два слога:
- 1 слог ударный – ДО, слышим два звука
1 звук – д – согласный, звонкий, твёрдый, обознечаем синей точкой (буква ДЭ)
2 звук – о – он гласный, обозначаем красной точкой (буква О) - 2 слог – мик, слышим 3 звука:
1 звук – м – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зелёной точкой (буква ЭМ)
2 звук – и – он гласный, обозначаем красной точкой (буква И)
3 звук – к – согласный, твердый, глухой, обозначаем синей точкой (буква КА)
Физ-ка:
Хорошо гулять по лесу! (шагаем)
Вот высокая сосна.
К солнцу тянется она (протягиваем руки вверх)
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раздвинул (руки в стороны)
Хорошо гулять по лесу! (шагаем)
Но учиться интересней! (хлопаем)
IV. Чтение слогов, столбиков слов. Индивидуальная работа.
(красные квадратики – читают текст на стр. 95, Синие и зелёные квадраты – читаем слоги, слова)
1. чтение слогов по строчкам
– Прочитать слог, где (д) произносится мягко (ди)
– Прочитать слоги, где гласная буква показывает, что согласный произносится твёрдо (да, до, ду, ды)
– Сравните первую и вторую строчки. Что заметили? (в первой строчке слоги начинаются на «Д», Во второй строчке слоги начинаются на «Т», Буквы «д» и «т» – парные звонкие и глухие согласные)
– Прочитать 3 строчку (ад, од, уд, ид, уд)Что заметили? (на конце – д)
– Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
– Прочитать 4 строчку. Чем оканчиваются эти слоги? (глухим согласным звуком)
2. Чтение столбиков слов.
1 столбик
- Прочитать слова, где согласные звуки все звонкие (дама, дума)
- Слова, где есть ошибкоопасное место (дышит)
2 столбик
- Прочитать слова, меняя интонацию
Дом – таинственно
Домик – грустно - Прочитать слово с небольшим количеством букв, но обозначает большой предмет (дом)
- Прочитать слово, в котором букв больше, а предмет меньше. (домик)
- Подчеркните часть, которой нет в слове ДОМ. (ИК)
3 столбик
- Прочитать слова с корнем -ДЫМ-, с корнем -ДЫР-
- Как называются эти слова? (однокоренные)
4 столбик
- Прочитать слова с радостью, восторгом. Что заметили? (слова однокоренные, корень –ДАР-)
5 столбик
- Прочитать слова с теплотой в сердце, вспоминая маму.
Ладони – большие Ладошки – маленькие Ладушки – действие, хлопанье в ладоши Оладушки – плоские изделия из муки |
исторически когда-то это были родств. сл. сходство по форме оладушки плоские, как ладошки Когда у нас всё ладно, хорошо – мы хлопаем в ладоши (лад – согласие, любовь) |
У Деда-Буквоведа выросло Чудо-дерево. На нём растут разные слоги, из которых Дед-Буквовед предлагает составить слова. (дети, родители, дочка, дедушка)
– Что напоминают эти слова? (семью, родной дом) Слова, где (д) – мягкий, (д) – твёрдый
Дом – начало всех начал. В семье вы получаете ласку, тепло, радость, поддержку, любовь ваших родных)
Если в семье лад, то и не нужен клад. Вы должны проявлять заботу о своих родных, уважать старших, помогать по хозяйству, делать приятное. до стараться, чтобы огонёк в вашем доме никогда не погас. Чтобы вы гордились своей семьёй. И тогда родовое дерево вашей семьи будет с мощными корнями и вечно зеленеть.
V. Работа в парах.
(Дед-Буквовед придумал для вас ещё задание)
- Дом
- Домик
- Домики
- Домишко
- Дымок
– Какое слово лишнее? Почему? (другой смысл)
Сейчас зима, поэтому если не топить печь дровами, будет холодно в доме. Поэтому «дымок» в доме будет не лишний. (хоть и другого корня)
Ча-ча-ча, ча-ча-ча (3 хлопка в ладоши)
Печка очень горяча (4 полуприседа)
Чи-чи-чи, чи-чи-чи (3 хлопка над головой)
Печёт печка калачи (4 прыжка на месте)
VI. Работа с текстом В. Хмельницкого «Дымок».
Прогнозирование содержания текста.
Иллюстрация на доске, слова: Дымок, труба, всё-всё увидеть, растаял, огорчённо вздохнула, послушные.
– Попробуйте по опорным словам, иллюстрации, названию, определить о чём будет текст?
Инсценирование произведения:
– Куда же плывут послушные дети? (куда скажет мама, их дорога совпадает с маминой, по ветру)
– Мог бы быть с ними наш дымок?
Чтение 1 предложения:
– Какой был дымок? (белый)
– Автор пишет не дым, а дымок. Значит он маленький, возможно только родился.
Прочитать второе предложение:
– Автор оживил его. Заметили, как? (осмотрелся, помчался)
Прочитать 3 предложение:
– Почему труба стала его учить? (Она мудрая, давно живёт на крыше)
Прочитать 4 предложение:
– Каким был дымок? (любознательным)
Прочитать 5 предложение:
– Почему так думает труба? (из неё уже вылетело много дымков, она знает)
– А что ответил дымок? (выпалил-сказал очень громко, быстро)
– Что же с ним произойдёт дальше?
– Почему дымок растаял? (не успела его предупредить труба)
– Что сказала труба про дымок? (горячий)
– Как это? (очень торопливый)
– За какие важные мысли можно сказать тексту «спасибо»? (Он учит прислушиваться к мнению более опытных и мудрых)
Творческое задание:
Мы не узнали, какие путешествия и приключения встретил дымок.
Пофантазируйте, нарисуйте.
- 1 гр. (зелёные) – зачёркивает букву «Д»
- 2 гр. (синие) – подчёркивает слова с буквой «Д»
- 3 гр. (красные) – выразит. чтение
VII. Итог урока.
– Пора прощаться с мудрым Дедом-Буквоведом. Давайте ему расскажем чему мы научились с его помощью. Украсим полянку цветами.
- Жёлтый – работал очень хорошо, хочет знать ещё больше;
- Синий – работал хорошо, но мог ещё лучше;
- Красный – пока испытывал трудности на уроке.