Проект имеет направление на развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса в области патриотического воспитания, социальных отношений между детьми и взрослыми, а именно: воспитание уважительного отношения к памяти предков – участников Великой отечественной войны. Совместное прикосновение родителей и детей к истории своей семьи позволяет привить ребёнку почитание памяти своих предков, отстоявших в тяжёлые военные годы нашу Родину. Ведь из истории отдельной семьи, слагается история всей России.
Проблема: В преддверии празднования Дня Победы, мы провели анкетирование среди родителей и опросили детей с целью определения степени осведомлённости о войне 1941-1945 годов и участии в ней старшего поколения их семей.
Анкета для родителей содержала вопросы:
- Есть ли (были) в Вашей семье участники Великой Отечественной войны (участники трудового фронта, бывшие узники концлагерей)?
- Знаете ли Вы, где они воевали (трудились, пребывали в заключении)?
- Есть ли у них награды?
Варианты ответов: да, нет, не знаю.
Результаты получили следующие, ответили: «да» – 42%, «нет» – 10%, «не знаю» – 48%.
Детям задали вопросы:
- Знаешь ли ты, что такое Великая отечественная война?
- Когда она была? (давно или недавно)
- Какие страны в ней участвовали?
- Кто одержал Победу?
- Кто-то из твоих родственников участвовал в этой войне?
- Какой праздник отмечается 9 мая?
Итоги опроса: знают – 17%, не знают – 83%.
В результате проведенной работы, выявили проблему:
- Ограниченные знания родителей об участии старшего поколения их семей в Великой Отечественной Войне;
- Отсутствие у детей представления о событиях войны 1941-45г. и судьбах своих прадедов участвовавших в ней;
Эта проблема и побудила нас разработать проект «Моя семья – участница Победы».
Цели проекта:
- Вовлечение родителей и детей в исследовательскую деятельность по сбору сведений о родственниках-участниках Великой Отечественной Войны;
- Воспитание у детей патриотических чувств и уважительного отношения к защитникам Родины.
Задачи:
- Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной Войны и участием в ней их семей;
- Организовать участие родителей в подборе информации о судьбах ветеранов своей семьи;
- Обобщить собранный родителями материал и оформить «Книгу памяти», стенд «Мы помним! Мы гордимся!».
Этапы работы
1 этап – подготовительный
№ | мероприятие | цели | участники | сроки |
1 | Анкетирование родителей | Выявить степень осведомлённости о своих родственниках-участниках ВОВ и их судьбе | Воспитатели Родители |
март |
2 | Опрос детей | Определить знания о событиях войны 1941-45г. и о государственном празднике дне Победы | Воспитатели Дети |
март |
3 | Составление плана работы | Вызвать интерес детей к событиям ВОВ и к участии в ней их предков | Воспитатели | апрель |
4 | Сбор информации о ветеранах своей семьи | Создать «Книгу памяти» группы и стенд «Мы помним! Мы гордимся!» | Родители Дети Воспитатели |
21 марта – 5 мая |
2 этап – основной
№ | мероприятие | цели | участники | сроки |
5 | Организация выставок: Книг о ВОВ, Репродукций картин о войне, Военной игрушки, Открыток с Днём Победы <Рисунок 1> |
Познакомить с творчеством художников и писателей создававшим свои произведения на военную тему | Воспитатели Родители Дети |
3-13мая |
6 | Изготовление альбомов «Агитационные плакаты времён ВОВ» «Документальные фото военных событий» «Песни военной поры» |
Дать наглядное представление о периоде ВОВ | Воспитатели | апрель |
7 | Рассматривание альбомов «Агитационные плакаты времён ВОВ» «Документальные фото военных событий» |
Рассказать о тяготах жизни детей и взрослых в годы ВОВ и несломленном патриотическом духе народа | Воспитатели Дети |
4 мая 6 мая |
8 | Участие в конкурсе рисунков «Память о войне» | Передавать свои впечатления о войне в рисунке | Воспитатели Дети Родители |
25 апреля – 9 мая |
9 | Чтение стихов и рассказов, заучивание стихов <Рисунок 2> |
Вызвать желание детей понимать содержание произведений, выразительно читать стихи | Воспитатели Дети Родители |
4–5 мая |
10 | Проведение бесед: «Священная война» «Дети – герои ВОВ» «Города-герои» <Рисунок 3> |
Дать представление о самоотверженном подвиге народа в тылу и на фронте, о том, что современники чтят память героев, их именами названы города и улицы, в их честь установлены памятники | Воспитатели Дети |
3 мая 4 мая 5 мая |
11 | Изготовление поделок и украшение ими группы «Георгиевские ленты» аппликация, <Рисунок 4 и 5> «Вечный огонь» коллективная пластилинография |
Вызвать желание внести свой вклад в создание праздничной атмосферы группы | ВоспитателиДети | 3 мая 4 мая |
3 этап – заключительный
№ | мероприятие | цели | участники | сроки |
12 | Проведение досуга военной песни «В лесу прифронтовом» <Рисунок 6 и 7> |
Познакомить с песнями военного времени, вызвать эмоциональный отклик | Воспитатели Музыкальный руководитель Дети Родители |
5 мая |
13 | Изготовление «Книги памяти» | Обобщить собранные родителями сведения | Воспитатели Родители |
3-5 мая |
14 | Оформление стенда «Мы помним! Мы гордимся!» <Рисунок 8 и 9> |
Ознакомить детей и других родителей группы с судьбами прадедов - участников ВОВ | Воспитатели | 5 мая |
15 | Экскурсия к «Памятнику погибшим в ВОВ» на набережнойг. Лесосибирска и возложение цветов | Побуждать детей личным примером чтить память павших в борьбе | Родители Дети |
9 мая |
16 | Подготовка презентации «Семья России – наследница Победы» | Ознакомить коллег с работой над проектом | Воспитатели | 5-6 мая |
17 | Повторное анкетирование и опрос детей. | Диагностировать знания детей о событиях ВОВ, государственном празднике 9 мая и степень осведомлённости родителями о своих родственниках участниках войны | Воспитатели Дети Родители |
10-12 мая |
Предполагаемый результат:
У родителей:
- Возрастёт интерес к истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны;
- Появится желание поделиться со своими детьми и окружающими сведениями о судьбе предков их заслугах и наградах;
- Укрепятся семейные узы в ходе исследовательской деятельности родителей и детей.
Результат анкетирования по тем же вопросам ожидается: «да» – 65%, «нет» – 15%, «не знаю» – 20%.
У детей:
- Дети познакомятся с историей семьи и судьбой своих прадедов – участников военных событий;
- Возникнет представление о мужестве воинов на фронтах и самоотверженном труде в тылу женщин, стариков и детей;
- Появится уважительное отношение к памяти павших и желание возложить цветы к Памятнику погибшим в годы войны на набережной г. Лесосибирска.
- У детей будут знания о государственном празднике Дне Победы;
Ожидаемые итоги опроса: знают – 65%, не знают – 35%.