Программное содержание:
Углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, подвести детей к пониманию вероятных последствий детских шалостей; продолжать знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных; развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
- экскурсия в пожарную часть,
- сюжетно-ролевая игра «Мы – пожарные»,
- проведение опыта «Опасная свеча»,
- дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Горит – не горит», «Раньше и теперь», «Если возникает пожар…»,
- беседа на тему: «Профессия – побеждать огонь»;
- беседа с медсестрой детского сада на тему «Оказание первой медицинской помощи при ожогах и других травмах»; ознакомление с научно – популярной и художественной литературой, чтение и обсуждение произведений для детей по противопожарной тематике (С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница», С. Михалков «Дядя Стёпа»), отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок;
- тестирование родителей по теме «Откуда опасность»;
- конкурс рисунков «Хочу быть пожарным».
Материал и оборудование: иллюстрации с пожароопасными предметами, карточки о правилах поведения при пожаре.
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем игру – викторину «Слабое звено» на тему : «Пожарным можешь ты не быть». Позвольте представить вашему вниманию членов жюри. (представление)
А сейчас разрешите вас познакомить с игроками, которые прошли отборочный тур:
- весёлый, находчивый – Александр Сдобников.
- любознательный, внимательный – Кирилл Мороз.
- усидчивая, терпеливая – Полина Шишкина.
- ласковый, добрый – Дмитрий Сдобников.
- рассудительный, ответственный – Егор Мороз.
- самый замечательный рассказчик – Даниил Ларченко.
Прослушайте правила для зрителей: не шуметь и не подсказывать. Уважаемые игроки ваша задача слушать внимательно вопрос, который будет задаваться каждому из вас и отвечать. У кого будет больше неправильных ответов, тот выбывает после каждого тура из игры. А остальные продолжают игру. Итак, мы начинаем игру, первый конкурс «Отгадайте загадку».
-
Прилетела, загудела, и взялась скорей за дело.
Поливала, поливала, всё – опасность миновала. (пож. маш.) -
С огнём бороться мы должны
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны
Так кто же мы ?.... (пожарники) -
Вьётся, извивается, в небо устремляется,
К тучам тянется чудак, не дотянется никак. (дым) -
в избе изба, на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ.
А тушить не идёт. (печь) -
Чёрный конь прыгает в огонь,
По огню гуляет искры выбивает. (кочерга) -
Голова огнём пылает
Тело тает и сгорает.
Таять может , а не лёд,
Не фонарь, а свет даёт (свеча) -
На привале нам помог, суп сварить, картошку спёк.
Для похода он хорош, а с собою не возьмёшь (костёр) -
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (огонь) -
Накормишь – живёт, напоишь – умрёт.(огонь)
-
В деревянном домике проживают гномики.
Уж какие добряки – раздают всем огоньки.(спички) -
Попало наше тесто, в горячее место,
Попало – не пропало, румяной булкой стало.
Какое это место? Куда попало тесто? (печь) -
Вот так мошки! Осиновые ножки.
На стог села, всё съела.(спички) -
Я мохнатый, я кудрявый, я зимой над каждой хатой,
Над пожаром, над заводом,
Но нигде, нигде меня
Не бывает без огня.(дым ) -
Это тесный – тесный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр может вспыхнуть как костёр.(спички) -
Головка золотая, слеза восковая,
Как солнце горит, как снег тает. (свеча) -
Что дотронувшись едва,
Превращает пыль дрова(огонь) -
Из темницы сто сестёр выпускают на простор,
Осторожно их берут, головой о стенку трут.
Чиркнут ловко раз и два – загорится голова. (спички) -
То назад , то вперёд , ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявит море. (утюг) -
Без рук, без ног, к небу ползёт (дым)
-
Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди ,не стой, а залей его……(водой)
Ведущий. Молодцы ребята, справились с заданием. Пока жюри оценивает конкурс, прослушайте стихотворение «Мы – пожарные». Расскажет нам его Кирилл.
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный нас, пожарных ждёт.
Вой пронзительной сирены может оглушить.
Будем и водой и пеной мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям сможем мы помочь.
С пламенем бороться будем мы и день и ночь.
Ведущий. Слово жюри – кто, по его мнению «Самое слабое звено?»
(Игрок уходит к зрителям). Спасибо жюри, а мы продолжаем викторину. Второй конкурс «Опасная сказка», из каких произведений взяты следующие строки:
-
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит.
Эй , пожарные , бегите!
Помогите, помогите! (К. Чуковский «Путаница») -
Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дым пылает за углом,
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом. (С. Михалков «Дядя стёпа») -
Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати. (С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое») -
С треском, щёлканьем и громом
Встал огонь над новым домом
Озирается кругом, машет красным рукавом. (С. Маршак. «Кошкин дом») -
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка не тронь,
Жжётся, Леночка, огонь!» (С. Маршак «Пожар») -
А лисички взяли спички
К морю синему пошли,
Море синее зажгли. (К. Чуковский «Путаница»)
Ведущий.
Жюри подводит итоги конкурса, а мы с вами поиграем.
Игра называется «Если возникает пожар».
(Ведущий объясняет правила игры: встаём все в круг. В центре круга я - с воздушным шариком в руках. Я произношу строки стихотворения и не договаривая последнее слово, передаю шар одному из вас, поймавший шар должен быстро досказать строку.)
Этот шар в руках недаром,
если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар,
звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Где взовьётся в небо шар,
Там везде грозить нам будет
Злой безжалостный … пожар
Раз, два, три, четыре,
У кого пожар в ... квартире?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил ... утюг?
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над ... газом?
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг ... листву?
Дым увидел не зевай
И пожарных … вызывай.
Помни каждый гражданин
Этот номер ... 01.
Ведущий. Молодцы, ребята! Ваши оценки жюри, кто, по вашему мнению «Самое слабое звено».
Викторина продолжается. Следующий конкурс. Перед вами карточки с предметами. Вы должны быстро и без ошибок разложить фишки на пожароопасные предметы.
(Дети выполняют задание в течение 1 минуты)
Ведущий. Жюри, проверьте, пожалуйста, выполнение задания. А мы в это время вспомним пословицы и поговорки на тему игры.
- Не шути с огнём - можешь сгореть.
- Спички не тронь в них огонь.
- Не имей привычки носить в кармане спички.
- Маленькая спичка сжигает большой лес
- Спичка – невеличка. Огонь – великан.
- Всё прошло, как огнём сожгло.
- Дорого при пожаре и ведро воды.
- И малая искра сжигает города.
- Каждый человек думает о пожаре.
- Лучше костёр маленький, чем пожар большой.
- Один на пожаре не боец.
- От искр пожар рождается.
- В руках спичка была, да изба сплыла.
- В избе искра проказлива.
- Водой пожар тушить, а умом предотвратят.
Ведущий. Итак слушаем жюри, скажите нам кто по вашему мнению «Самое слабое звено».
А теперь самый трудный конкурс «Вопросы на засыпку».
- Кто такие пожарные?
- Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?
- Какие огнеопасные предметы вы знаете?
- Какого цвета пожарная машина и почему?
- Что такое «рукав»?
- Чем пожарные тушат бушующее пламя?
- Как называется болон красного цвета, который висит у нас в раздевалке?
- Для чего предназначены противогазы?
- Для чего при пожаре нужен песок?
- Почему телефон пожарной службы 01?
- Для чего служит одежда пожарного ?
- Зачем пожарному широкий пояс?
Дополнительные вопросы:
- Какой враг у пожарного, кроме огня?
- Что такое ствол и как им пользоваться?
- Можно ли добиться , чтобы не было пожаров?
Ведущий. Пока жюри подводит итог конкурса, мы с вами поиграем в игру «Есть у нас огород». Надевайте шапочки – маски, становитесь в круг. Ходим по кругу, держась за руки, и говорим:
«Есть у нас огород,
Там капуста растёт,
Ты капуста, выходи
Да, немножко попляши».
У кого на голове шапочка – маска капусты тот выходит в середину круга и танцует, остальные хлопают в ладоши.
Ведущий. Жюри, кто, по вашему мнению – «Самое слабое звено?»
Итак , у нас осталось два игрока, начинается настоящая борьба. Следующий конкурс. Перед вами карточки о правилах поведения при пожаре. Берёте по одной карточке и объясняете правило, о котором рассказывает картинка. А мы все внимательно слушаем. (карточки перевёрнуты)
(Дети выполняют задание)
Пока жюри работает, нас ждёт игра под названием «Горит – не горит».
Я буду называть названия предметов и веществ, если они горят – вы хлопаете, а если не горят вы – топаете. (Бумага, деревянный стул, вода, камень, картон, брюки, шифоньер, металл, тетрадь, альбом, вилка, песок.)
Итак, что же нам скажет жюри? Кто, по его мнению «Самое слабое жюри».
Подведение итогов, награждение.