Эстетическое воспитание имеет большое значение в становлении личности ребенка. Приобретенные практические навыки и умения в области художественного творчества дают ребенку возможность реализовать желание создавать что-либо своими руками. Кроме того, в занятиях изобразительной деятельностью заложены большие возможности. Это и развитие внимания, усидчивости, мелкой моторики руки (а тем самым и развитие речевого аппарата), художественного вкуса детей и многих других качеств, связанных с процессами познания и эстетическим воспитанием.
Эстетическое воспитание – это питание души и сердца ребенка всем возвышенным, благородным и прекрасным. А красота – она повсюду. Все дело в нашем умении ее замечать, чувствовать. И важной задачей эстетического воспитания подрастающего поколения как раз и является воспитание умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное. При этом формируется эмоционально-эстетическое отношение ребенка не только к окружающей действительности, к произведениям искусства, происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Решая конкретные задачи эстетического образования можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию детей и подростков.
Эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства и в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность, становится более осознанным и глубоким по мере развития и обогащения представлений детей.
Агрессивная внешняя среда, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в ней, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования.
Важным разделом эстетического образования подрастающего поколения является также эстетика труда и быта.
В эстетическом образовании детей эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве.
В современном российском образовании в воспитании школьников происходят значительные перемены, связанные с развитием общественных явлений. Процесс гуманизации образования, возрастание роли духовного фактора в становлении личности выдвигают эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе.
В основном именно через искусство происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Уделяя большое внимание художественному развитию детей, А.С. Макаренко придавал огромное значение их эстетическому воспитанию. Он отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность “по законам красоты”, человек сам преображается, преображается его внутренний мир.
И, в свою очередь, внутренне прекрасный человек способен преобразить окружающий мир. Иначе говоря: мир в нас – это мир вокруг нас.