Задачи:
- создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции в ходе расширения и закрепления знаний о лекарственных растениях, способах их применения, правилах поведения в природе;
- способствовать формированию навыков работы в группе, работы по алгоритму с текстовой информацией.
Оборудование:
- интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook (приложение 5);
- Учебник Природоведение.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.М. Пакулова, Н.В.Иванова.
- презентация Microsoft Power (приложение 4);
- карточки-задания (приложение 1–3);
- гербарии или открытки лекарственных растений.
Ход урока
I. Мотивация | |
*Английская писательница Джоан Роулинг является автором целой серии книг о волшебной школе и детях-волшебниках. Кто главный герой этой серии книг? В книгах есть описание удивительных растений, например гремучая ива и мандрагора. *Как используют эти растения не волшебники? |
|
II. Определение темы и целей урока | |
Тема урока : Лекарственные растения *Попробуйте перефразировать тему урока. Составьте новые словосочетания по данной теме (зеленая аптека, аптека на лугу и т.д.) Творческое домашнее задание – составить кроссворд с любым из этих словосочетаний |
интерактивная доска слайд 1 |
III. Изучение и закрепление нового материала | |
Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Сколько лекарственных растений знаете вы? Игра «Зеленый клубок» Учащиеся передают друг другу зеленый клубок (мячик) называя лекарственные растения, последнее растение называет учитель – женьшень. |
|
Женьшень — многолетнее травянистое реликтовое растение, произраставшее еще в неогене и палеогене, свыше миллиона лет назад, но к настоящему времени сохранившееся лишь в глухой горной тайге. Размножается растение исключительно семенами, прорастающими через 20—22 месяца. Встречается в тайге одиночно или небольшими группами, причем, вокруг одного взрослого растения можно видеть несколько молодых. При повреждении верхушечной почки растение способно впадать в спячку, длящуюся иногда по нескольку десятков лет. Встречается очень редко в Уссурийской тайге, на северо-востоке Китая и Кореи. Корень женьшеня похож на человечка, а в старину считали, на какую, часть тела похоже растение, ту часть оно и лечит. Самый крупный из известных корней был обнаружен в 1905 г. при строительстве железной дороги в Маньчжурии. Масса его равнялась 600 г, а возраст растения, по мнению ученых, был около 200 лет. Этот корень продали за 5 тыс. долларов, что, по мнению маньчжурских купцов, не составляло и половины его стоимости. Как же оценивает женьшень современная медицина? Его относят к средствам неспецифического действия, т.е. к средствам, оказывающим влияние на весь организм. Применяют настойку, порошок, пилюли. Настой при истощении, хронической усталости, пониженной работоспособности, быстрой утомляемости, анемии, общем ослаблении организма, наступающем при различных хронических заболеваниях (диабете, туберкулезе и др.). Употребляют его и при заболеваниях сердечнососудистой системы. Он способен повышать артериальное давление. Собирая лекарственные растения необходимо соблюдать ряд правил. Чтобы не нанести природе непоправимый вред. Сформулируйте правила сбора лекарственных растений. Работа в группе по карточка (приложение 1) |
интерактивная доска слайд 2 |
Практическая работа «Знакомство с лекарственными растениями» Работа в группе – заполнить таблицу «Лекарственные растения» (приложение 2) Обсуждение результатов. |
интерактивная доска слайд 3 |
*Обменяться растениями, собрав, следующую группу растений: 1 группа – растения, которые применяются при лечении желудочно-кишечных заболеваний; 2 группа – ранозаживляющие и кровеостанавливающие; 3 группа – растения, с помощью которых можно лечить кашель. * Какие части растений используются в лечебных целях? *Как называются эти органы растений? * Какие еще органы цветкового растения может использовать человек в лечебных целях? |
интерактивная доска слайд 4 |
Игра «Варенье» «Шкатулка вопросов» Загадки о растениях (приложение 3) Не только дикорастущие, но и культурные растения, в том числе и комнатные, могут помочь при лечении различных заболеваний. |
презентация Microsoft Power |
IV. Подведение итогов урока, рефлексия | |
Я не степью хожу, Я хожу по аптеке, Разбираясь в ее Травяной картотеке. Беспредельная степь, Бесконечная степь, Ты, природой написанный, мудрый рецепт. * Как вы понимаете эти строки поэта С. Кирсанова? Подводя итог всему выше сказанному, хочется, чтобы стало всем понятно насколько важны и ценны для нас, людей, растения. Растения – это не только эстетика, это еще и наше здоровье. Предки передали нам в наследство знания о многих лекарственных растениях, наша задача – не растерять эти знания, приумножить их и передать потомкам. Рефлексия «Земляника» Розовая – за что я себя могу похвалить Желтая – над, чем предстоит поработать |
интерактивная доска слайд 5 |