Цели:
- уточнить понятия «длина ломаной», «периметр многоугольника», научить их находить;
- развивать вычислительные навыки, внимание, мышление, математическую речь;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к птицам.
Оборудование: опорные плакаты, компьютерная презентация, карточки заданиями, проволока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный звонок
Начинается урок.
– Ребята, мы сегодня урок проведём в виде путешествия в лес.
Мы в лес за наукой пойдём
Внимание, смекалку с собой возьмём.
Во время путешествия нам предстоит выполнить интересные задания, познакомиться с новым материалом. В конце урока узнаем, какими знаниями мы вернулись.
2. Актуализация знаний
На опушке леса растут деревья,
А на деревьях задания.
Приложение 1, слайд 2. Дан ряд чисел: 198, 202, 206, 210,
– Что у них общего?
– Какое число лишнее?
– В каком порядке расположены числа?
– Какое число самое маленькое?
– Какое число самое большое?
– Установите закономерность и определите
следующее число.
– Выразите число 214 в различных единицах счёта.
– Выразите 214 см в различных единицах измерения.
Приложение 1, слайд 3
– Расскажите всё, что вы знаете об этих геометрических фигурах.
3. Постановка учебной задачи
– Посмотрите, что у меня в руках? (Проволока)
– Какую геометрическую фигуру она напоминает? (Прямую)
– Посмотрите, что я сделаю этой проволокой (сгибаю
в нескольких местах). Можно сказать, что это
прямая линия? (Нет)
– Вспомните, как называется такая
геометрическая фигура? (Ломаная линия).
– Как называют длину замкнутой ломаной линии? (Периметром)
– Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (О
длине ломаной, о периметре.)
– Тема нашего урока «Длина ломаной, периметр».
Цель урока: научиться находить длину ломаной и
периметр.
4. «Открытие» детьми нового знания
Но вот и попали
Мы в сказочный лес
Лес этот полон
Прекрасных чудес.
Приложение 1, слайд 4 Поляна «Открытий»
– Какая эта фигура?
– Назовите признаки ломаной линии. (Ломаная
состоит из отрезков, конец одного отрезка
является началом другого, 2 соседних отрезка не
лежат на одной прямой)
– Отрезки ломаной линии называют звеньями
ломаной, место, где соединяются 2 звена,
называется вершиной.
– Покажите звенья и вершины ломаной линии. (1
ученик выходит к доске и показывает)
Приложение 1, слайд 5
– Какие геометрические фигуры вы видите?
– Какая из ломаных имеет больше всего звеньев?
– Какая – меньше звеньев?
– Какая из ломаных самая длинная? (Ответы
детей)
– Как доказать? (Нужно измерить длину ломаной).
– Как измерить длину ломаной? (Измерить длину
каждого звена и результаты сложить).
– Ребята, у вас на партах карточки с рисунками
ломаных линий. Измерьте длину каждого звена и
найдите длину ломаной. Работаем в парах.
– Проверим. Какая длина 1 ломаной линии? 2?
– Какая самая длинная?
– Как вы нашли длину ломаной? Сделаем вывод.
Вывод. Чтобы найти длину ломаной нужно
длину её звеньев сложить.
– Значит, что называют длиной ломаной? (Длиной
ломаной называют сумму длин её звеньев.)
Приложение 1, слайд 6
– Можем ли мы эти линии назвать ломаными? (Да)
– Чем они отличаются от предыдущих? (Это
замкнутые ломаные линии).
– Можем найти длины этих ломаных?
– Что нужно для этого сделать? (Измерить длину
каждого звена и найти сумму длин всех звеньев
ломаной).
– Измерьте длину каждого звена и найдите длину
замкнутой ломаной лини. Продолжаем работу в
парах.
– Проверим: длина 1 замкнутой линии – …, 2 – ….
– Какие фигуры образуют замкнутые ломаные линии?
(Многоугольники)
– Находя длину замкнутой ломаной, вы находили
сумму длин всех сторон многоугольника.
– Вспомните, как называют сумму длин сторон
многоугольника? (Периметром)
Сумму длин всех сторон многоугольника
называют периметром.
– Как найти периметр многоугольника? (Чтобы
найти периметр многоугольника нужно длину всех
сторон сложить.)
5. Физминутка (под музыку Е. Железнова «Игровая гимнастика».)
Приложение 1, слайд 7
Поляна «Отдыхай-ка»
Утром на лесной опушке
Собираются зверюшки.
Все приучены к порядку
Дружно делают зарядку.
1-2-3 …
Привыкайте все к порядку:
Начинайте день с зарядки!
– Почему нужно делать зарядку?
6. Первичное закрепление.
Приложение 1, слайд 8
Поляна «Закрепляй-ка»
1) №2 с. 16
– Что вы знаете о сторонах прямоугольника? (Противоположные
стороны прямоугольника равны).
– Чтобы найти его периметр, длины каких сторон
достаточно знать? (Нужно измерить длину и
ширину).
– Измерьте длину и ширину прямоугольника и
найдите Р .
2) №1 с. 16.
– Прочитайте задачу.
– Что нужно сделать?
– Как найти длину ломаной?
– Эту задачу вы решите дома. Запишите в дневник.
Приложение 1, слайд 9
Поляна «Применяй-ка»
– Где в жизни могут понадобиться знания
находить Р? (Когда будем делать рамку для фото,
строить забор, прибивать плинтус…)
– А длину ломаной? (Когда будем вычислять путь
от дома до школы …)
– Мы с вами решили сделать кормушку, спилили
доску-основу длиной 6 дм шириной 4дм. По краям
нужно прибить узкую рейку. Какой длины рейка
понадобится? (20 см)
– Кормушку мы повесим во дворе Лесной школы. Птицы до нашей кормушки долетят в том случае, если мы поможем « ученикам» Лесной школы.
Приложение 1, слайд 10. Рисунок «Лесная школа», чертёж задачи.
1) составим задачу
2) составим схему к задаче
3) решим задачу (1 ученик решает у доски с
комментированием , он в роли учителя)
– Молодцы! Вы помогли и ученикам Лесной школы, и птицам.
Приложение 1, слайд 11. Рисунок кормушки.
Здесь на этом суку
Кормушку повесим
У птиц на виду .
Чтоб были сыты
Они лютой зимой
И с пользой ответили
Лесу весной.
– Какую пользу они приносят?
– Поэтому мы должны им помочь?
– В классе мы объявили операцию «Синица».
Поднимите руку, кто уже сделал кормушку?
7. Проверочная работа по вариантам
Приложение 1, слайд 12. Поляна «Проверяй-ка»
Приложение 1, слайд 13. Проверьте:
1 в . 2 в.
20 см 20 см
27 см 22 см
24 см 29 см
Самопроверка и самооценивание работ.
8. Включение в систему знаний и повторение
Приложение 1, слайд 14. Поляна «Объясняй-ка»
1) № 6, с.17 – с объяснением
– Что нужно знать, чтобы дополнить чертёж? (Что
здесь целое, что_– часть).
2) № 7, с.17 – самостоятельно. Проверка.
3) № 8, с.17 – «цепочкой»
9. Рефлекция деятельности (итог урока)
– Вот и вышли мы из леса. Какие новые знания мы
получили? (Мы научились находить длину ломаной
и периметр).
– Как найти длину ломаной? Периметр?
– Чем мы будем заниматься на следующих уроках? (Находить
длину стороны многоугольника).