Конспект интегрированного логопедического занятия по теме "Солнечная система. Звуки [т]–[т']"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • Учебная. Дифференцировать звуки Т-ТЬ в слогах и словах. Активизировать и обогащать словарь детей по теме «Космос».
  • Коррекционно-развивающая. Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез (деление слов на слоги)
  • Воспитательная. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: предметные картинки со звуками Т и Ть, синий и зеленый домики с кармашками, мяч, игрушечный микрофон, разрезная ракета, картинки с большими предметами и аналогичными маленькими.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

– Сегодня мы отправимся в дальний путь, а на чем вы узнаете, если отгадаете загадку.

Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)

2. Введение в тему

– Прежде чем отправиться в полет нужно ракету собрать. У каждого из вас есть 1 часть разрезной картинки. Соберите из них целую картину.
– Что у вас получилось? (Ракета)
– Из каких частей состоит ракета? (Нос, крылья, хвост, кабина)
– Куда можно отправиться на ракете? (В космос, к звездам, на другие планеты)

Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим.
Самым дружным будет наш
Развеселый … (экипаж).

3. Беседа по теме и словарная работа.

Цель: выяснить имеющиеся у детей знания, уточнить значение новых слов.

– Что значит слово экипаж?

Объяснение учителя-логопеда: Это команда, или группа людей. Например, экипаж корабля, экипаж самолета, экипаж танка.
– Кто составляет экипаж ракеты? (Космонавты)
– Вы уже знаете, кто был первым космонавтом?
– Каких ещё космонавтов вы знаете?
– Какими должны быть космонавты? (Храбрыми, сильными, смелыми, умными, бесстрашными, спортивными, любознательными, целеустремленными и др.)
– Что нужно делать, чтобы быть сильным, здоровым?  (Закаляться, делать гимнастику, заниматься спортом, соблюдать режим дня, много учиться и т.д.)
– Чего нельзя делать, чтобы не навредить своему здоровью?

4. Дифференциация звуков на уровне слога

Цель: развивать фонематическое восприятие, четкость артикуляции звуков.

– А мы с вами готовы стать космонавтами? Проверим, какие вы внимательные! Надо изучить язык инопланетян (повторяем слоговые цепочки в игрушечный микрофон)

ТА-ТА-ТЯ                   ТО-ТО-ТЕ           ТИ-ТИ-ТЫ
ТЮ-ТЮ-ТУ                 ТЫ-ТЫ-ТИ         ТУ-ТУ-ТЮ
АТ-АТ-АТЬ                 ОТ-ОТ-ОТЬ        УТЬ-УТЬ-УТ

– Какие согласные звуки повторялись? (Т и ТЬ).
– Молодцы, вы справились с этим заданием.

5. Дифференциация звуков на уровне слова

Цель: развивать фонематический анализ и синтез.

– А теперь проверим вашу сообразительность!
– Из трех картинок на столе нужно выбрать 1 со звуком Т, и 1 со звуком ТЬ и вставить каждую в свой домик (на столах – по 2 домика синего и зеленого цвета). Приступить к выполнению задания!

После выполнения проверка:

– Назовите картинки в синем домике. (Самолет, трактор, лопата, робот, ракета, зонт).
– А теперь назовите картинки в зеленом домике. (Телефон, телевизор, тигр, дятел, платье, утюг).
– С какими звуками выбирали картинки? (Т и ТЬ).
– И с этим заданием вы справились. Молодцы!

6. Деление слов на слоги

Цель: развивать фонематическое восприятие, слоговой анализ.

– Чтобы открылся люк и мы попали в ракету нужно назвать пароль  (разделить слова на слоги хлопками в ладоши)
Ра-ке-та, кос-мо-нав-ты, кос - мос, старт.

– Начинаем отсчет до 5, повышая силу голоса: 1, 2, 3, 4, 5, и прыгаем в ракету (запрыгиваем в круг, ограниченный веревкой). У-У-Уух! Теперь мы в ракете!

7. – Чтобы запустить двигатель ракеты, нужно быстро повторить слова со звуками Т и Ть. (Для этого упражнения используется мяч)

Цель: развивать фонематическое восприятие, четкую артикуляцию твердых и мягких  звуков Т-Ть.

тапки – тяпки                      брат – брать                           шест – шесть
торты – терка                      ветка – ветер                          ток – тек   
хруст – грусть                      стоп – степь                           Тома – Тема

– С какими звуками повторяли слова? (Т-ТЬ) 
– Молодцы, ребята, двигатели запустили и полетели!!!

ФИЗПАУЗА

8. Пальчиковая гимнастика

Цель: развивать координацию и подвижность мелкой моторики, слухового внимания, словаря по теме «Космос»

– Лететь нам долго. А чтобы мы не скучали, давайте поиграем!

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел отсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон…
Кто не видит – выйди вон!

9. Д/игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: развивать слуховое внимания, снять эмоциональное и физическое напряжения.

– Ребята, пора подкрепиться. Поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». Если я назову съедобное – погладьте свой животик и скажите: «Ням-ням!», если назову несъедобное – скажите: «Фу!».

Каша, шуба, ложка, котлета, конфета, кошка, торт, компот, кружка, подушка, бутерброд

10. Упражнение «Большой – маленький»

Цель: учить образованию слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

– Ребята, посмотрите в иллюминаторы: чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы.
– Подойдите к столу и возьмите карточки с предметами. Какими станут эти предметы, если мы посмотрим на них из космоса? (Дети подбирают к картинке с большим предметом картинку с маленьким предметом и озвучивают)
– Дом превратился в домик, цветок – в цветочек, пень –, кот –, дерево –, елка –, коляска –, птица –, собака – и т д.

11. Подвижная игра «Звезды, созвездия, метеориты»

Цель: развивать слуховое внимания, снять эмоциональное и физическое напряжения

– Что вы увидели в космосе? (Звезды, планеты, метеориты, луну, созвездия)

– Поиграем в игру «Звезды, созвездия, метеориты». Если я скажу: «Звезда» – вы застываете в любой позе, если «Созвездие» – взяться с кем-нибудь за руки, если «Метеорит» – вы свободно двигаетесь.

– Пора возвращаться. Давайте подумаем, о чем вы сегодня расскажете дома маме, папе, сестре или брату. (Самостоятельные высказывания детей)

13. Составление рассказа «Как я в космос летал»

– А сейчас помогите мне, пожалуйста, составить рассказ. Я начну, а вы добавляйте.

Сегодня мы с ребятами построили (что?)… . На ракете мы полетели (куда?) … . Мы были (кем?)… . Команда космонавтов называется … . Во время полета мы …(играли, смотрели в иллюминаторы, ели).  В космосе мы видели (что?)… . Земля из космоса похожа на … (шарик, мячик).

– Спасибо, ребята. Вот какой интересный рассказ у нас получился!

14. Итог занятия

– Наше занятие подошло к концу.
– Что вам понравилось сегодня на занятии? (Высказывания детей)