Экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "По следам лесных животных"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Учить детей ориентироваться на местности, различать следы животных, соотносить отпечаток следа с картинкой животного.

Задачи: Закрепить представление о том, чем питаются зимующие птицы. Учить ориентироваться на местности при помощи компаса. Упражнять в отгадывании загадок. Развивать внимательность, ловкость, умение дружно делать одно дело, чувство коллективизма. Воспитывать бережное отношение к лесным обитателям, желание помочь им.

Материалы: конверт с «письмом», конверт с «подсказкой»: картинки с изображением лося, волка, зайца, снегиря, синицы, голубя. Конверт с загадками, компас в коробке, три тарелочки: с семечками, ягодами рябины, хлебными крошками. Знак «человеку путь закрыт», игрушка медведя, мешок с шишками, 3 корзинки, костюм белки, «следы» зайца, волка и лося [1], расположенные по территории детского сада. Стойка с баскетбольным кольцом, небольшой столик

Ведущий: ребята, мы сегодня пошли кормить птиц и нашли в кормушке письмо, на нем написан наш адрес: «Зеленоград, д/с № 1264, детям». Давайте его вместе прочтем.

«Мы, лесные жители, знаем вас, как добрых и заботливых детей: вы кормите птиц, защищаете елочки, убираете мусор в лесу…. мы просим вас о помощи! Наш медведь попал в беду! В город мы идти боимся, а чтобы вы нас нашли, дадим вам маленькие подсказки, которые и приведут вас к медведю».

Где же эти подсказки? что-то не видно… Может птицы нам помогут? Только и их не видно…. Давайте их покормим, может, они нам и подскажут! А вы знаете, какой корм нужен птицам? Вот я сейчас и проверю, давайте сыграем в игру «Какой птичке что по вкусу».

Игра «Какой птичке что по вкусу?» - на столе разные угощения для птиц и их портреты. Детям предлагается выбрать угощение для каждой птички. В это время из окна второго этажа вылетает конверт. В нем лежат «портреты» белки, лося, волка и зайца.

Ведуший:А вот и подсказка: надо снег прочесть как книгу, по следам зверей идти. Только как тут разобраться? Следов много очень разных, какие звери их тут оставили? Давайте внимательно рассмотрим портреты зверей, и, особенно, их лапы. Какая лапа у волка? (большая, похожая на собачью). А у зайца? (задние лапы длинные, как лыжи, а передние маленькие, след от них похож на ямки). Что на ногах у лося?(копыта, копыта словно разделены на двое).

Теперь мы разделимся на команды, и каждая команда пойдет по следу одного зверя, чей портрет вы возьмете. Подойдите ко мне по одному человеку от группы и возьмите один портрет.(«портреты» лежат изображением вниз).

Идти надо аккуратно, следы не затаптывать и не пропускать. ( «следы» расположены на всей спортплощадке и среди деревьев, выводят к ели, на которой висит еще один конверт).

Ведущий: Смотрите, звери нас проверяют, те ли мы дети: предлагают отгадать загадки, за каждый правильный ответ команде я дам шишку, которые складывайте в корзинку.

Вопросы – загадки:

  1. Кто полгода живет без обеда? (медведь, еж, барсук)
  2. Как лиса среди зверей,
    Эта птица всех хитрей.
    Прячется в зеленых кронах,
    А зовут ее… (ворона).
  3. Где зимой теплей: в еловом лесу или березовом? (в еловом).
  4. На дворе переполох:
    С неба сыплется горох,
    Съела шесть горошин Нина – у нее теперь ангина. ( град, снег).
  5. Кто летает, кто стрекочет? Рассказать нам новость хочет. ( сорока)
  6. Быстрый маленький зверек, по деревьям скок да скок. ( белка.)
  7. Летом серый, зимой белый. ( заяц)
  8. Почему клест зимой гнездо вьет? ( много пищи – семян ели).
  9. Кто летает темной ночью и схватить мышонка хочет? (сова).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали, только тут еще и записка и что-то лежит (ведущий достает вначале записку и читает ее): «Теперь шагайте смело на север». Только как мы узнаем - где север? А вот тут в коробочке еще и компас лежит! Кто знает, как пользоваться компасом? (выслушивает ответы детей и подводит итог): надо расположить компас на ровной поверхности и наблюдать за стрелкой компаса, когда она остановится, надо посмотреть куду указывает синий конец стрелки, там и будет север. (дети выясняют направление по компасу и идут до знака «Проход закрыт»)

Ведущий: Ребята, перед нами знак: в красном круге фигура человека и она зачеркнута красной линией. Дальше людям путь закрыт, перед нами лес стоит. Как нам быть? Как медведю нам помочь? Давайте попробуем изобразить зверей, которые живут в лесу.( звучит музыка, детям показывают того животного, которого им надо изобразить. Дети изображают животных и птиц,

постепенно продвигаясь вперед.) На пригорке, под елкой, лежит игрушечный медведь.

Ведущий: Ой, а вот и мишка. Это, наверное, с ним случилась беда, да он спит прямо на снегу…. Что же с ним случилось? Почему лежит на снегу? Где он должен спать зимой? (в берлоге). Почему же у него нет берлоги? Он, наверное, еще маленький, не умеет строить берлогу, все медведи заснули, вот и он уснул прямо на снегу. Жалко его, ведь он может простудиться и заболеть, как же ему помочь? Нас так много, мы сейчас быстро сможем построить берлогу. А из чего мы будем ее строить? (выслушать предположения детей, предложить построить берлогу из снега).Дети под музыку строят снежный дом медведю.

Ведущий: Вот как быстро вы построили мишке берлогу! Теперь наш мишка не замерзнет, проспит зиму в тепле! Как хорошо, что нас вовремя сюда позвали и мы смогли помочь медведю! Кто же такой молодец, собрал и привел нас сюда? Наверное. Это тот, кто живет высоко и все видит, давайте его поищем, посмотрите, может, увидите.

Выходит ребенок в костюме белки.

Здравствуй, белочка, это ты нас сюда привела?

Белка: Здравствуйте, это я. Я в лесу давно живу, по веткам скачу, все вижу, я от медведя, пока вы не пришли, ворон отгоняла, очень устала…. Не могли бы вы и мне помочь?

Ведущий: А что белочка нужно?

Белка: Я здесь шишки собирала, да все их растеряла, могли бы вы их все собрать и на дерево мне передать?

Ведущий: ребята как раз принесли с собой шишки, правда, их не много, но мы с удовольствием тебе, Белочка, поможем и соберем все шишки на полянке.

Игра «Передай шишку». (дети подбирают шишки, предварительно рассыпанные на площадке, по очереди подбрасывают шишки, стараясь попасть в «дупло», - баскетбольное кольцо на стойке).

Белка: Вот спасибо, вам друзья, в лес обратно поскачу я!

Ведущий: Ребята, белка в дупло к себе ускакала, мишка так и спит в своей новой берлоге. А у него ведь новоселье! А в новоселье положено веселье, будем мы хороводы водить, только мишку, чур, не будить!

Литература:

  1. Полевые справочники-определители «Звери и их следы. Карманный определитель млекопитающих средней полосы России» Ласуков Р.Ю., М., ООО «Лесная страна», 2009г.

Рисунки.