Цель урока. Активизация активного закрепления.
Задачи урока.
- Обучение применению правил при письме изученных орфограмм (Правописание суффиксов -ек-, -ик-; правописание -цы-,– ци-,)
- Развитие орфографической зоркости и фонематического слуха.
- Отработка умений работать в паре, группе.
- Формирование здоровьесберегающих навыков (физкультминутка Приложение 3)
Оборудование: презентация, бланки с образцами росчерков для минутки чистописания (автор неизвестен) (Рисунок 1), карточки для работы групп (Рисунок 2), карточки с домашним заданием (Рисунок 3), круг-сигналы для обратной связи, анимированный плакат русского алфавита (автор неизвестен) (Приложение 1), отрывок мульфильма (Приложение 2), физкультминутка (автор Писаревская Т. П. Баган БСОШ № 1) (Приложение 3) муз. файл “Звучание цимбал”. (Приложение 4)
Ход урока
I. Организация класса.
Слайд 1. Введение в урок.
Начнем урок со слов писателя К. Г. Паустовского “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”.
Открывая все новые и новые тайны нашего языка, мы убеждаемся в этом каждый урок.
Слайд 2.
Эмоциональный настрой и разогрев рук.
– Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.
II. Минутка чистописания. Слайд 3.
Анимированный плакат и росчерки из карточек с образцом письменных букв в узорах.
Внимание, внимание – минутка чистописания!
Ручки правильно возьмем,
Буквы повторять начнем.
Без нажима, но с наклоном,
Пишем письменно, красиво
Не мельчим, не укрупняем.
Золотую высоту выбираем.
По ссылке переход на анимированный плакат “Письменные буквы” Приложение 1.
Прописываем следующие буквы ЦЦЦ ццц (из анимированного плаката)
и росчерки на ту же букву (бланки с образцом росчерков на партах) Рисунок 1
III. Объявление темы и целей урока. Слайд 4.
Чтобы тему нам узнать
Нужно постараться
Быть внимательным друзьям
И не отвлекаться.
1-е слово из названия нашей темы нужно собрать из частей других слов.
- Приставку возьмите из слова: подъем;
кликнуть в 4-м слайде Подводим…..
2-е слово получим, если вы ответите на вопрос: В какие классы поступают дети после детского сада?
кликнуть в 4-м слайде первые
3-е слова получим, если назовем следующую фразу одним словом “завершение работы”
кликнуть в 4-м слайде итоги
Тема урока: “Подводим первые итоги”.
кликнуть в 4-м слайде Цель: развивать умения пользоваться правилами по алгоритму для грамотного правописания слов, учиться работать в группах, в парах, давать полные правильные ответы, быть внимательными.
IV. Актуализация знаний. Слайд 5.
1. Словарная работа.
Даны звуковые схемы словарных слов – запишите их правильно обозначив буквами, назвать орфограммы (буквы б\гл. непроверяемые и буква парн. согл по зв/гл.)
[карман] – клик карма΄н [гарох] – клик горо΄х [гараш] – клик гара΄ж
2. Слайд 6. Правописание суффиксов -ек-, -ик-.
Измените слова карман, горох, гараж – назвав их уменьшительно. (Устно.)
Карманч.к –
Горош.к –
Гараж.к –
? Какая орфограмма появилась? (Буквы е-и в суффиксах -ек-, -ик-)
? Что помним про орфограммы? (Их всегда следует проверять, используя правило. А чтобы не ошибиться при письме, нужно оставлять “окошко” на месте орфограммы.)
Итак, работаем по алгоритму:
1. клик в 6-м сл. Запишу слово с “окошком” на месте орфограмм. (появляются слова)
2. клик в 6-м сл. Вспомню правило и подберу проверочные слова.
переход по ссылке “правило” на 7-й слайд, затем возврат на 6-й слайд.
3. клик в 6-м сл. Запишу букву орфограммы и выделю ее.
Дети произносят правило на 7-м слайде:
Чтобы из суффиксов -ек-, -ик– выбрать правильный, нужно изменить слово по команде вопроса : нет кого? (чего?) или назвать слово во мн. ч. Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать -ек-, если остался, – – ик-
Нет чего? во мн. ч.
Карманчик – карманчика, карманчики – и
Горошек – нет горошка, горошки – е
Гаражик – нет гаражика, гаражики – и
клик на 6-м сл. Вывод: нужно всегда проверять букву гласного в суффиксах -ек, – ик по правилу.
Переход в 6-м слайде по ссылке “видео” Мультипликационный ролик “Суффиксы –ек, -ик” Приложение 2.
Переход в 6 слайде по ссылке “физминутка” Физминутка (автор физминутки Писаревская Т. П. Баган БСОШ № 1) Приложение 3
Слайд 8. Прочтите стихотворенье из бланка по чистописанию или на экране:
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Назовите слова на изученные в этом году орфограммы.
– Это интересно! Цимбалы – музыкальный струнный инструмент. Играют на цимбалах деревянными палочками. Звук получается нежный, звенящий, напоминающий гусли.
На 8 слайде включить ссылку со звучанием цимбал. Приложение 4.
Вспомним правило.
Слайд 9. Правописание сочетаний -цы-, -ци-. Вспомним правило:
На конце слов в сочетаниях цы пишется ы, также в словах – исключениях: цыпленок, цыкнуть, цып-цып, цыган, цыц.
В середине слов пишется ци с буквой и
Работа в группах. Задание для групп:
Прочитайте слова. Определите орфограммы. Вспомните правило. Выберите те слова, которые требует задание для каждой группы.
Слова для 1, 2, 3 гр: Умельц., ц.ферблат, ц.ганенок, уральц., ц.трус, ц.плята,
Слова для 4, 5, 6 гр Удальц, ц.клон, ц.кнуть, панц.рь, скворц., на ц.почках.
1 гр. 4 гр. Выбрать слова с цы на конце слов(поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву)
2 гр. 5 гр. Выбрать слова с ци в середине слов. (поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву)
3 гр. 6 гр. Выбрать слова с цы в словах-исключениях. (поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву)
Выходят представители групп, встают в группу, где прикреплены карточки с сочетаниями – на доске. Выступающие от групп называют слова, а учащиеся в классе показывают на круг-сигналах буквы ы или и.
Образец карточки для групп 1гр, 4 гр.
- Выбрать слова с сочетанием -цы- на конце слов
- Вспомните правило.
- Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова.
- Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву
1 гр | 4 гр. | ||
Слова на -цы-, в конце | … | Слова на -цы-,в конце | … |
умельц_ | удальц_ | ||
ц_феблат | ц_клон | ||
ц_ганенок | ц_кнуть | ||
уральц_ | панц_рь | ||
ц_трус | скворц_ | ||
ц_плята | на ц_почках |
Образец карточки для групп 2 гр., 5 гр.
- Выбрать слова с сочетанием -ци- в середине слов
- Вспомните правило.
- Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова.
- Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву
2 гр | 5 гр. | ||
Слова на -ци- в середине | … | Слова на -ци- в середине | … |
умельц_ | удальц_ | ||
ц_ферблат | ц_клон | ||
ц_ганенок | ц_кнуть | ||
уральц_ | панц_рь | ||
ц_трус | скворц_ | ||
ц_плята | на ц _почках |
Образец карточки для групп 3 гр., 6 гр.
- Выбрать слова с сочетанием -цы- в словах-исключениях
- Вспомните правило.
- Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова.
- Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву
3 гр | 6 гр. | ||
Слова на -цы- искл | … | Слова на -цы- искл | … |
умельц_ | удальц_ | ||
ц_ферблат | ц_клон | ||
ц_ганенок | ц_кнуть | ||
уральц_ | панц_рь | ||
ц_трус | скворц_ | ||
ц_плята | на ц _почках |
Диктовка.
Запись слова выборочно под диктовку в 3 столбика.
Умельцы, скворцы, циркуль, цыганенок, цивилизация, цыкнуть.
Проверка на 10-м слайде
цы в конце умельцы скворцы |
ци – в середине циркуль цивилизация |
цы – искл цыганенок цыкнуть |
Взаимопроверка.
Слайд 10. Вывод: нужно всегда помнить правило правописания -цы, -ци.
V Домашнее задание: Слайд 11.
Рисунок 3 (выдается на индивидуальных карточках), составить словарный диктант из слов на правописание суффиксов -ек, -ик и слов с сочетаниями -цы,-ци.
VI Итог урока. Рефлексия. Слайд 12.
Ребята, ответьте каждый для себя на 3 вопроса по теме урока.
Что я знаю? Что умею? Что могу?
Я знаю… правила правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци- .
Я умею… проверять, подбирать проверочные слова на изученные правила правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци- .
Я могу … записывать слова, пользуясь правилами правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци- .
Работа на компьютере онлайн на сайте http://uchit.rastu.ru/ Задания по теме урока с проверкой и оценкой результата
Класс работает с круг сигналами, а отдельные ученики по-очереди работают на компьютере (вывод заданий на большом экране).