Достойный труд в XXI в.

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: Дать представление о социально-экономической и этической природе понятия “достойный труд” и его связи с качеством жизни.

Задачи:

  • определить качественные характеристики труда, с применением норм международного и российского трудового права;
  • рассмотреть тенденции молодежного рынка труда в Москве в непосредственной связи с интересами и профессиональными предпочтениями учащихся;
  • выявить участие профсоюзов в представительстве интересов трудящихся и их требования в области обеспечения достойного труда;
  • формировать у учащихся понимание социально-экономической природы трудовых отношений, готовность выстраивать траекторию профессионального роста с учетом тенденций социально-экономического развития города Москвы.

Оборудование: презентация хода урока; Конституция РФ; Трудовой гражданский кодекс;

Ход урока

1. Введение.

1.1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1: Тема нашего урока “Достойный труд в 21 веке”.

Сегодня мы должны обсудить, что же такое достойный труд, как связаны понятия достойный труд и достойная жизнь. Как профсоюзы участвуют в представительстве интересов трудящихся и их требования в области обеспечения достойного труда.

2. Обсуждение темы урока.

2.1. Прежде чем перейти к обсуждению понятия “достойный труд”, необходимо дать определение труду как таковому.

Из множества определений понятия “труд” предложим три:

Слайд 2: ТРУД:

  1. это процесс целесообразной деятельности человека, совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они используют в производстве материальных и духовных ценностей.
  2. средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека.
  3. любая интеллектуальная или физическая деятельность человека.

Вопрос учащимся: В чем, согласно предложенным определениям, видятся цель и предмет трудовой деятельности?

Вариант ответа: Труд – понятие многогранное, существующее с момента возникновения человека как вида и отличающее его от других живых существ. Труд существовал во все времена и при различных общественных формациях, меняя свое предназначение, цели и мотивацию для трудящегося человека.

Вопрос учащимся: Что такое труд для вас и ваших сверстников в современной России? Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим:

Слайд 3: Труд – это средство для поддержания жизненных потребностей человека;
– средство для развития творческого потенциала человека;
– способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса;
– участие в развитии общества;
– потребность и способ самореализации;
– право, предоставленное мне обществом (могу им воспользоваться, если есть необходимость);
– обязанность, возлагаемая на меня государством, семьей.

Вывод:

Слайд 4: Из высказываний учащихся можно сказать, что ключевыми понятиями в определении “труд” являются: средство, способ, потребность, право, обязанность, человеческие ресурсы.

Слайд5: Вы знаете, что право на труд закреплено в Конституции РФ.

2.2. Слайд 6: Достойный труд.

Вопрос учащимся: Мы разобрали с вами понятие “труд”, а что же такое достойный труд?

Слайд 7: Определим критерии достойного труда:

– для общества/государства: реализация конституционного права на труд, высокая производительность труда, количество и качество производимого продукта (ВВП и ВНП), нормативно-правовая база трудовых отношений, социальная ответственность государства (создание условий и развитие социальных гарантий, распределение бюджета, минимальный уровень оплаты труда, пенсионное и социальное обеспечение);

– для работодателя: уровень развития производства и его рентабельность, качество продукции, безопасные условия труда, режим рабочего времени, социальная ответственность работодателя (уровень оплаты труда и социальных гарантий), повышение квалификации работников;

для работника: уровень оплаты труда и установленных социальных гарантий, качество (производительность) труда, безопасные условия и режим рабочего времени и отдыха, полная занятость и бессрочный контракт, рентабельность производства, участие в его развитии, отсутствие дискриминации по возрасту, полу, национальному или другому признаку, представленность интересов, производственная демократия, повышение квалификации.

Вопрос учителя: В чем мы наблюдаем пересечение интересов? Являются ли они тождественными для сторон?

Например:

В чем проявляется интерес государства, работодателя и работника в установлении уровня оплаты труда?

Вариант ответа: Государство заинтересовано:

  1. в определении минимального размера оплаты труда;
  2. в определении тарифно-квалификационных групп и систем оплаты труда для учета качества труда;
  3. в установлении порядка индексации заработной платы в зависимости от инфляции;
  4. в формировании законодательных рамок трудовых отношений.

Зона ответственности работодателя в области оплаты труда заключается:

  1. в соблюдении законодательных норм;
  2. в сохранении (увеличении) и перераспределении прибыли;
  3. в установлении такого размера заработка, который обеспечит предприятию конкурентоспособность и предотвратит текучесть квалифицированных кадров.

Для работника уровень заработной платы – это уровень его прямого дохода, который влияет на качество жизни и главный мотивационный фактор, удерживающий его на предприятии, стимулирующий повышать квалификации и наращивать производительность труда.

В основе согласованных интересов государства, работодателя и работника лежат международные и государственные социальные стандарты, в том числе в сфере труда – Конституция РФ, Трудовой и Гражданский кодексы, другие законодательные и нормативные акты, социально-трудовые стандарты Международной организации труда.

В концепции достойного труда, разработанной МОТ, реализуются положения, позволяющие обеспечивать социальные права работника:

Слайд 8:
– процесс труда должен проходить в безопасной здоровой производственной среде;
– условия труда должны быть совместимыми с благосостоянием и человеческим достоинством трудящихся;
– труд должен открывать реальные возможности для саморазвития личности и служения общества.

Другими словами, достойный труд – понятие многогранное. Он охватывает безопасность и гигиену труда, гарантия дохода и доступность социальных услуг, надлежащие доходы в старости и в случае болезни, а также право организовываться и защищать свои права, право быть свободным от насилия и угнетения.

3. Профсоюзы и их функции.

Профессиональные союзы помогают трудящимся добиваться социальных и экономических прав.

Вопрос учащимся: Слайд 9: Что такое профсоюзы?

Вариант ответа: Профсоюзы – добровольные профессиональные объединения трудящихся, созданные с целью защиты экономических интересов работников (прежде всего, улучшения условий труда и повышения заработной платы).

Вопрос учащимся: Когда возникло профсоюзное движение?

Слайд 10: Каковы функции профсоюзов?

Как развивалось профсоюзное движение в России?

В России около 15 млн. (более 30%) работающих объединены профсоюзами. В Москве около 2 млн. человек являются членами профсоюзов. Профсоюз работников образования и науки, в который входят преподаватели и студенты вузов, учителя, воспитатели детских садов и другие работники образования – самый мощный в России (около 5.5 млн. человек) и Москве (около 500 тыс. человек).

За что же борются профсоюзы?

Слайд 11:
– экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда;
– достойную заработную плату;
– развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;
– безопасное рабочее место;
– соблюдение трудовых прав работников, уважение их интересов.

4. Обсуждение понятия качества жизни и минимальных социальных стандартов.

Как мы уже сказали, профсоюзы борются за достойную заработную плату. А на основе чего рассчитывается заработная плата трудящихся?

Вопрос учащимся: Слайд 12: Что такое потребительская корзина?

Прожиточный минимум?

Слайд 13: Минимальная заработная плата?

Прожиточный минимум в России на июнь 2010 года составил 5562 рубля для трудоспособного гражданина, что примерно – 185 руб. на день. Может ли эта сумма обеспечить вам качественное питание?

Какой должна быть, на ваш взгляд, достойная зарплата?

 

5. Слайд 14: Московский рынок труда: его отличительные черты.

Для того чтобы получать достойную зарплату необходимо правильно ориентироваться на рынке труда. Специальности, востребованные на рынке труда, обеспечивают высокий уровень оплаты труда, возможность карьерного роста и самореализации.

Слайд 15: На Московском рынке труда востребованы такие специальности, как водитель, строитель, медицинский работник, инженер, рабочие специальности.

Вопрос учащимся: Почему, несмотря на отсутствие спроса на рынке труда и сложность с трудоустройством, профессии экономиста и юриста популярны у выпускников школ, а востребованные городом, страной профессии учителя и медсестры не вызывают интереса?

Что для вас является определяющим в профессиональной ориентации – общественная целесообразность профессии, желание сделать карьеру, желание самореализоваться или стремление достигнуть определенного социального статуса?

Слайд 16: Проанализировать таблицу “Мотивации выбора варианта профессионального развития”.

6. Заключение.

Сегодня на уроке мы дали определение понятию “достойный труд”. Вы поняли, что достойная жизнь невозможна без достойного труда.

Совсем скоро каждый из вас встанет перед выбором своего жизненного пути. От вашей позиции, знаний своих прав, способности защитить свои интересы, умения участвовать в социальном диалоге зависит будущее ваше, и будущее всего нашего государства.