Пояснительная записка.
Данный интегрированный (бинарный) урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. Урок соответствует требованиям Федерального компонента Государственного образовательного стандарта и примерных программ по дисциплинам история и английский язык.
При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Компетенция – это готовность студента к выполнению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресурсов.
Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении.
Исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке – главная цель урока. Целями интеграции являются следующие:
- лексические (пополнение словарного запаса и знание терминов);
- через погружение научить мыслить на английском языке, через знание исторических фактов и событий формировать историческое мышление.
По окончании урока студенты должны знать особенности становления абсолютизма в России и Англии; должны уметь сформулировать основные понятия.
Образовательные цели:
- Углубить знания студентов об истории Великобритании и России.
- Усвоить новые лексические единицы.
Развивающие цели:
- Осуществить нравственное воспитание студентов.
- Формировать интерес к иноязычной культуре.
- Через культуру родного народа формировать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы личности.
Воспитательные цели:
- Воспитать чувство уважения к другим странам, их народам, традициям и обычаям.
- Расширять кругозор студентов.
Для формирования модели понятий применялся индуктивный метод, алгоритм которого предполагает изучение фактов, создание представлений, формулирование понятий.
- Студенты участвуют в разработке целей (проблем) урока.
- В результате наблюдений и анализа (погружение в эпоху) студенты выявляют роль личности в истории, особенности внутренней и внешней политики монархов России и Англии.
- Используя сравнение, анализ, синтез, классификацию студенты определяют различные и общие признаки абсолютизма в России и Англии.
- Абстрагируясь, студенты обобщают признаки абсолютизма и дают название типам монархии в России (сословно-представительной), в Англии (конституционной).
- В результате анализа студенты производят обобщение, определяя, почему сословно-представительная монархия в России перешла в абсолютизм, который существовал до 1917 года. В Англии до сегодняшнего дня существует конституционная монархия под контролем парламента.
Оборудование урока:
- DVD плеер;
- проектор;
- компьютер;
- аудиомагнитофон.
Методические разработки преподавателей:
- Викторина (Приложение 1).
- Опорный конспект (Приложения 2, Приложение 3).
- Открытый урок.
- Презентация в PowerPoint (Приложение 4).
Предлагаемая методическая разработка бинарного урока предназначена для студентов первого курса колледжа.
Порядок проведения бинарного урока.
Вопросы преподавателей по презентации (см. Приложение 4):
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Каковы временные рамки рассмотренного периода?
- Какие монархи были в это время у власти?
- Что предлагали изменить монархи в России и Англии?
- В какой форме выстраивали отношения Россия и Англия с другими странами?
- Попробуйте сформулировать цели урока.
- Записать цели и задачи в рабочий лист.
Озвучить цели (проблемы) студентами:
- Почему абсолютизм в Англии в XVI веке перешел в конституционную монархию?
- Исследовать причины сохранения абсолютизма в России с XVI века до 3 марта 1917г. (до отречения Николая II)?
- Определить истоки демократии в английском и российском абсолютизме.
А) Осмыслить роль личности в истории.
Б) Дать характеристику внутренней политике в России и Англии в период монархии.
В) Выделить особенности внешней политики России и Англии в XVI в.
Алгоритм:
- Мотивация студентов (вопросы преподавателей).
- Погружение в эпоху XVI века – театральное представление.
- Блок 1. Работа над осмыслением роли личности в истории (синквейн).
- Блок 2. Выявление элементов демократии во внутренней политике Елизаветы I и Ивана IV; итоги.
- Блок 3. Определение особенностей внешней политики России и Англии в XVI веке; итоги.
- Рефлексия. Определить форму монархии в России и Англии в XVI веке.
Погружение в эпоху XVI века. Сценарий театрализованного представления.
Ведущий вводит аудиторию в среду XVI века.
Историк: Сейчас мы с вами будем свидетелями уникального события: 1553 год.
Неизвестный корабль подошел к берегам Белого моря (показывает на карте маршрут корабля) в устье реки Северной Двины. Капитан корабля Ричард Ченселлор сошел на берег и отправился в Москву как первый посол Англии.
Встреча в Кремле. Прислушаемся, о чем могла идти беседа…
Иван IV сидит на троне. Посол входит в покои и отдает портрет королевы Елизаветы I и письмо от нее.
Ambassador: On behalf of the Queen Elizabeth the I and People of England we greet the Tsar of the whole Russia Ivan the IV. We have come with peace.
Переводчик: От имени королевы Елизаветы I и народа Англии мы приветствуем государя Всея Руси Ивана IV. Мы пришли с миром.
Иван IV послу: Передайте королеве Елизавете I, что Великий князь Всея Руси и русский царь Иван IV уважает тех, кто приходит с миром. Русь готова торговать, а не воевать.
Переводчик: Give me kind regards to the Queen Elizabeth the I and tell her that the Russian tsar Ivan the Great has the greatest respect for those who comes with peace.
Russia is ready to trade with England. It’s ready to trade and doesn’t want to be at war with your country.
Иван IV, сидя и смотря на портрет королевы: Хороша... Предложу-ка я ей стать моей женой, моей княгиней.
...Пиши! (Дьяку.) ...Великий князь, Государь Всея Руси, Иван Васильевич, кланяется Вам, королеве Англии, Елизавете I. Предлагаю Вам руку и сердце и престол России.
Дьяк отдает послу письмо с поклоном.
Англия. Покои королевы Елизаветы I. Посол передает ей письмо.
- Your majesty...
Королева читает послание от Ивана IV: I have been deeply gratified to get your proposal but... I have already joined myself in Marriage to an Husband, namely, the Kingdom of England. And do not upbraid me with miserable lack of children, for every one of you, and as many as are Englishmen, are children and Kinsmen to me; If I continue in this kind of life I have begun... ye shall not need to doubt of a successour which may be more beneficial to the Commonwealth than he which may be born of me, considering that the Issue of the best Princes many times digenerateth. And to me it shall be a full satisfaction, both for the memorial of my Name, and for my Glory also, if when I shall let my last breath it be ingraven upon my Marble Tomb, «Here lieth Elizabeth, which Reigned a virgin and died a virgin».
Переводчик: Ваше предложение лестно, но... Я уже вышла замуж и имя моего мужа – Королевство Английское. И не упрекайте меня в отсутствии наследников, т.к. все вы и весь английский народ являетесь моими родными детьми. Если я буду продолжать жить как прежде, вам не нужно будет сомневаться в наследнике, который, возможно, будет более полезным государству (Англии), чем тот, который родился бы от меня. Я полагаю, что потомство даже самых лучших правителей постепенно вырождается. И для меня будет полным удовлетворением (чтобы прославить имя мое и почтить память о нем) мысль, что когда последний вздох замрет на моих губах, и я буду похоронена под мраморной плитой, на ней будет написано: «Здесь покоится Елизавета, которая правила и умерла девицей».
Историк: Позже между Иваном IV и Елизаветой I сложились дружеские отношения: в письмах они называли друг друга братом и сестрой. А торговые отношения между Россией и Англией продолжаются уже свыше 450 лет.
Что же было общего в личностях монархов, которые относились друг к другу с большой симпатией?
Давайте посмотрим фрагменты фильмов:
А) о личности Ивана IV – на русском языке;
Б) о личности Елизаветы I – на английском языке (с переводчиком)
В) одновременно идет презентация (Приложение 4) –
слайд: портреты Ивана IV и Елизаветы I.
План урока.
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
|
|
Рабочий лист.
Тема: "Формирование абсолютизма в XVI веке в России и Англии".
Студента группы 11МП_____________.
Задания для группы «Елизавета I», «Иван IV», «Историки».
Задание 1. Записать цель урока.
Задание 2. Заполнить таблицу.
Таблица «Личность».
Родители, семья, качества личности | Дать характеристику личности Елизаветы I |
Генрих VIII, отец; Анна Болейн, мать (через 3 года казнена за измену мужу). Отец отрекся от дочери. Отец умер, когда Елизавете исполнилось 15 лет. | |
Образование королевских детей: знала латынь, греческий, испанский языки; играла на лютне, прекрасно танцевала. В конце правления болела, боялась заговоров и убийц. | |
Родители, семья, качества личности | Дать характеристику личности Ивана IV |
Василий III, отец, умер, когда Ивану
исполнилось 3 года; Елена Глинская, мать, умерла, когда Ивану
исполнилось 8 лет. Воспитывали бояре, поощряли жестокость. На личность оказали влияние Великий пожар и Московское восстание 16 ноября 1581 года. |
|
Образование: Иван IV – один из самых
образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью,
богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в т.ч. к
Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской
Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации
книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на
Красной площади. В конце правления болел, приступы ярости, жестокости сменялись покаянием. |
Задание 3. Выполнить синквейн на английском и русском языке: для определения ключевой черты личности монарха написать одно существительное, одно прилагательное, один глагол на английском и русском языках; фраза, несущая смысл; резюме, вывод, обобщение. Примерный вариант ответа:
Русский язык, Иван IV | Английский язык, EлизаветаI |
1. Самодержец. | 1. Kingdom. |
2. Религиозный. | 2. Powerful. |
3. Казнить. | 3. Toreign. |
4. Иван Грозный. | 4. The Queen-Virgin. |
5. Сословно-представительная монархия. | 5. Constitutional monarchy. |
Задание 4. Заполнить таблицу «Внутренняя политика».
Внутренняя политика (реформы) | Внутренняя политика (реформы) |
Елизавета I:
Закрыты все монастыри, земли конфискованы и переданы короне. Жестокий террор против недовольных (старое дворянство живет за счет оброка, дохода с должностей); (новое дворянство за счет выращивания овец, продажи шерсти, отнимает земли у крестьян «огораживание земли»). Полное подчинение англиканской церкви. Церковь возглавлял король. С 16 в. английская промышленность перестраивается на капитализм. (Предпосылки: новое дворянство.) Технические изобретения, массовое производство товаров. Англия отставала от Голландии. При Елизавете – аграрная страна, единственный крупный город – Лондон. |
Иван IV: С конца 40-х гг. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550. Проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). В 1565 была введена опричнина. Церковь поддерживала царя. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно отнимал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. |
Задание 5. Ответить на вопросы:
- Какие элементы демократии просматриваются во внутренней политике Елизаветы I и Ивана IV?
- Какие группы населения поддерживали Елизавету I и Ивана IV?
Задание 6. Заполнить таблицу «Внешняя политика».
Внешняя политика, Елизавета I | Внешняя политика, Иван IV |
|
Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558-1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). Походы на Азов, походы против крымского хана. |
Задание 7. Ответить на вопросы:
- Определить тип монархии в Англии в XVI веке.
- Определить тип монархии в России в XVI веке; привести доказательства. (Ответить на русском языке.)
- Определить форму монархии в России и Англии к концу XVI века. (Ответить на английском языке.)
Записать определения:
- Абсолютизм – Absolute monarchy.
- Сословно-представительная монархия – class-representative monarchy.
- Конституционная монархия – constitutional monarchy.
Задание 8. Опорный сигнал на подтему: «Россия в правлении Иван IV. Опричнина».
Политические цели опричнины | Экономические цели опричнины | ||||
Исследователи | В.О.Ключевский С.Б. Веселовский |
С.М. Соловьев С.Ф. Платонов Р.Г. Скрынников |
А.А. Зимин В.Б. Кобрин |
Ф.И.О, студента | Заполняют студенты |
Основное содержание концепций. | «... цепь случайных, не связанных единой политической целью мероприятий.» | «Подрыв экономических и политических позиций боярства, церкви и других крупных вотчинников.» | «Последовательная борьба с удельным
сепаратизмом, призрак которого мерещился Грозному повсюду.»
Сепаратизм (в переводе с французского) – отдельный, стремление к отделению. |
Задание 9. Ответить на вопросы викторины.
Задание 10. Рефлексия.
- Какой вид работы был самым интересным на уроке?
- Какие задания были сложными или неинтересными?
Варианты ответов студентов на вопросы:
- Нам понравился спектакль: мы почувствовали себя в XVI веке. Царь и королева были как настоящие.
- Самое интересное задание – выполнение синквейна, так как мы высказали свои взгляды по отношению к личностям монархов.
- Когда я заполнял таблицу «Внешняя политика», я вспоминал сцену приема английского посла в России.
- Сложной была подготовка ответов на проблемные вопросы.
- Легким заданием было заполнение таблицы «Личность монархов».
- Студенты оценили свою работу на уроке и самостоятельно, и в группах, а
также получили оценки от преподавателей.
Подведение итогов урока, определение оценок.
Оценка студента на уроке.
Задание 1 – зачет.
Задание 2 – по пяти бальной шкале.
Задание 3 – по пяти бальной шкале.
Задание 4 – по пяти бальной шкале.
Задание 5 – зачет.
Задание 6 – зачет.
Задание 7 – зачет.
Задание 8 – по пяти бальной шкале.
Задание 9 – по пяти бальной шкале.
Задание 10 – зачет.
Общая оценка:
«5» – 4 зачета и 20 баллов.
«4» – 4 зачета и 16 баллов.
«3» – 3 зачета и 12 баллов.
Библиография:
- 1. В. В. Артемов. История. -М.: Академия, 2009 г.
- 2. О. В. Волобуев. Россия и мир. -М.: Веди-принт, 2004 г.
- 3. Б. Антонов. Русские цари (Рюриковичи, Романовы). Изд-во Иван Федоров, 2005 г.
- 4. М.Н. Зуев, История России. -М.: Дрофа, 2006 г.
- 5. Журнал «Первое сентября» (английский язык), № 20, октябрь. 2010 г.
- 6. G. Clemens. Великие английские монархи и их времена (Great English monarchs and their times. Изд-во Green Apple, 2000 г.).
- 7. Louise Jones. Короли и королевы Англии. Kings and Queens of England. Изд-во Ladybird, 2009 г.
- 8.DVD диск «Драматические события в жизни британских монархов» (The real dramas of Britain’s greatest monarchs).
- 9.DVD диск «Загадки истории. Кто убил Ивана Грозного?» (Who killed Ivan the Terrible?).