Психолог в дошкольном учреждении. Повышение компетентности родителей в вопросах психо-речевого развития детей

Разделы: Работа с родителями


С каждым годом увеличивается число детей имеющих ЗПР (задержку психического развития), т.е. развитие речи, память, внимание, мышление и эмоционально волевая сферы личности происходит с отставанием от нормы.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что способствует развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Специалисты нашего сада используют эти методы работы с детьми всех возрастных групп. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы и родители были увлечены вопросами воспитания, развития и образования детей. Тем более что без родительского участия это не возможно, или по крайней мере, не полноценно. Вот какие встречи специалистов с родителями проходят в нашем детском саду.

Занятие для родителей детей среднего возраста с использованием кинезиологических упражнений
«Заботливые родители – умные детки»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах психо-речевого развития детей среднего возраста через использование кинезиологических упражнений, способствующих профилактике психо-речевых проблем.

Оборудование:

  • буклеты, массажные мячи, корзинки;
  • магнитофон, музыкальное оформление, столы;
  • рисунок моря и фигурки улыбок для рефлексии;
  • мольберт, колокольчик, бейджики, маркеры;
  • картинки яблок, свечи, маски мишек, предметные картинки.

Ход занятия

Организационный момент.

Доброе утро, дорогие гости!

Взрослые – это повзрослевшие дети, а все дети любят играть. Вот мы сейчас с вами превратимся в детей, а для этого выберите бейджик, понравившегося Вам цвета и напишите маркерами свое имя, как Вас звали в детстве.

Приветствие.

А теперь …
Колокольчик зазвенит,
Нас играть всех пригласит.

Встаем в круг:

Будем мяч передавать,
Свое имя называть.

(Все встают в круг и передают друг другу колючий мячик со словами: «Здравствуй, Нина!», ему отвечают «Здравствуй, Света!» и т.д., пока все не поздороваются.)

Упражнение «С добрым утром».

А теперь поприветствуем друг друга разными частями своего тела. (Все встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, пятка с пяткой, спина со спиной.)

Рисунок 1

Основная часть.

1. Растяжка.

В детстве мы любили превращаться во что-нибудь, вот и мы сейчас будем деревьями.

«Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

А на дереве выросли яблоки, что это за дерево?

Конечно, это яблоня.

Попробуем сорвать яблоки, они уже поспели.

«Сорви яблоки»
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Рисунок 2

2. Дыхательные упражнения.

А умеете ли Вы правильно дышать?

Для выполнения дыхательных упражнений соблюдаются три основных правила:

Дышать животом, чтобы заставить двигаться диафрагму; выполнять упражнения в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 секунды; вдох животом – пауза 2-3 секунды; выполнять упражнения не более 2-3 минут за один прием. Чтобы увидеть и почувствовать дыхание положите руку на живот.

Упражнение 1. Вдох – пауза – выдох – пауза. Губы трубочкой при вдохе пьем воздух.

Упражнение 2. Дыхание через левую, а затем через правую ноздрю.

Упражнение 3. Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносим звуки:

ПФ-пф-пф-пф-пф. Паузу. Вдох. Пауза. На выдохе: рррррррр. Паузу. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з-з. Паузу. Вдох. Пауза. На выдохе: жжжжжж. Паузу. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

«Свеча»
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3. Телесные упражнения (формирование пространственных представлений).

Для того чтобы хорошо ориентироваться в пространстве, необходимо владеть своим телом. Попробуем?

«Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Паровозик»
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

«Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

4. Массаж.

Вы все знаете о важности массажа и любите, когда вам его делают.

Особенно эффективны массаж ушных раковин и пальцев рук, самомассаж лица. Специалисты считают, что 148 точек, расположенных на ушной раковине, соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове. Но не всегда есть возможность сделать массаж у специалиста, выручит самомассаж.

Колокольчик позвени,
В мишек плюшевых нас преврати.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь,
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
А теперь по кругу щечки
Дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьем.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу,
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Чтобы думали получше
Озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Колокольчик прозвенит,
В деток снова превратит.

Рисунок 3

А сейчас самомассаж рук.

  1. Пунктиром пальцами одной руки по тыльной стороне ладони другой руки – вперед-назад.
  2. «Пиление» тыльной стороны ладони.
  3. «Буравчик» по ладони.
  4. Растирание замерших рук.

Рисунок 4

5. Развитие движений мелкой моторики пальцев рук.

А про пальчики не забыли? Их тоже надо тренировать.

«Волна» – сначала правой рукой, затем левой рукой двигать волнообразно каждый пальчик.

«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Рисунок 5

«Птички»
На ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующим порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве, (Смена рук.)
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков.

6. Межполушарное взаимодействие.

А сейчас упражнения на внимание.

«Кулак – ребро – ладонь»
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут.

«Лезгинка»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

«Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

«Оладушки»
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – ладонью вверх, менять положение в такт стихотворения.

Мы играли в ладушки-
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.

«Рисующий слон»
Наклонить голову к правому плечу, вытянуть руку правую вперед и рисовать восьмерку «знак бесконечности» большими мазками. Затем левой рукой, двумя руками одновременно.

«Прыжки»
На месте, одновременно двигая ногами и руками: ноги вместе, руки врозь; ноги врозь, руки вместе; ноги руки вместе; ноги и руки врозь.

7. Развитие зрительного восприятия.

«Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой» (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется.

«Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Глаз-путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

8. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие).

Давайте сядем удобно, закроем глаза.

Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Колокольчик заливается, мы во взрослых превращаемся.

Заключительная часть.

Мы уверенны, что ваше время не было потрачено зря. Но мы думаем, что вы хотите спросить, для чего все это вам было предложено?

Все, что мы с вами делали, относится к кинезиологическим упражнениям, а кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Мы хотим предложить Вам буклеты, материал которых Вы можете использовать в домашних занятиях с вашим ребенком (см. Приложение).

Наступило время прощаться.
Все быстрее подходите
И в кружочек становитесь:
Мы для Вас на прощанье помашем, до свидание, и т. д.

Рефлексия.

Хочется на прощание узнать ваше мнение обо всем, что вы сегодня увидели.

Перед Вами огромное синее море, а в руках у Вас улыбки, если вам понравилось, приклейте эти улыбки и создайте море улыбок.

Рисунок 6

Спасибо за работу!