Цель данного материала – помочь учителю пробудить творческое начало в ребенке, организовать и провести интересные, запоминающиеся уроки по ознакомлению детей с истоками отечественной культуры(гжельской росписью).
Задачи:
- Познакомить детей с истоками, этапами производства и элементами гжельской росписи.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения гжельских мастеров, формировать основы эстетического восприятия.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении задач.
№ слайда | содержание |
3 | Начать знакомство или продолжение изучения гжельской росписи можно с любого раздела презентации. На этом слайде действуют гиперссылки. |
4 | Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а
чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь Известно всем в народе Ее названье Гжель. Город Гжель расположен недалеко от Москвы. Пришло это название из седой старины от слова “жечь, обжигать”. Какой промысел стал развиваться в деревне? Работали гжельцы посуду самую разнообразную и игрушки презабавные. |
5 | Не потерялось народное искусство во глубине столетий,
наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее.
В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т.е. до обжига. |
6 | Мы – на фабрике. Формочный цех. |
7 | Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы. |
8 | Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки. |
9 | Цех оправки. Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой. |
10 | Цех художественной росписи |
11 | Цех художественной росписи. Рабочее место мастера. |
12 | Каждое изделие мастер расписывает вручную.
|
13 | Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии. |
14 | Завершается процесс изготовления гжельской майолики обжигом. T= 1350 С. |
15 |
|
16 | Вазы |
17 |
|
18 | Кумганы похожи на птицу с округлым плоским туловам на
лапках-подставках с выгнутой шеей-носиком. Квасники . Таких нигде больше не делали. В их круглом тулове -– круглое отверстие – для льда. |
19 | Масленки Чудо с синими цветами, голубыми лепестками, Синими листочками, Нежными виточками. |
20 | Супницы и салатницы |
21 | Набор для специй |
22 |
|
23 |
|
24 |
|
25 |
|
26 | Основной цвет гжельской майолики – синий на белом фоне. Послушайте легенду о выборе синего цвета: Жили – были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше? Поскакала Дымка и нашла себе узоры. Какие? (Точки, мазки, круги и полоски.) Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной– красной от зари. А Гжелька долго искала: побегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине– белые чудеса. Гжельский узор – растительный. В авторских работах видим картины нашей Родины, сказочные сюжеты. |
27 | Линии и точки. Бордюры. Сначала дети на отдельном листе бумаги учатся получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. Затем учатся проводить прямые параллельные линии, точки и кружочки. Рисуют тонкой кистью. Бордюры рисуют сразу кистью. |
28 | Капельки.
Этот мазок лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю. |
29 | Агашка – гжельская роза
Самое трудное в гжельской росписи – это "мазок с тенями".
Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается
широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень
светлых и легких.
Синяя роза – один из главных мотивов росписи. Роспись самого цветка начинают с середины, затем наносят два мазка слева и два мазка справ. При работе лист можно вращать так, чтобы удобно было наносить мазки. |
30 | Памятка. Помни:
Самостоятельная роспись кувшина. |
31 | Образец для самостоятельной работы |
32 | Кроссворд. 1. Название промысла – Гжель |