Задачи:
- Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.
- Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно-двигательного восприятия. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности.
- Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
- Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т. д.).
- Воспитывать гуманные чувства.
Оборудование: Магнитная доска с магнитными буквами, коробочки с кусочками фруктов, овощей, мешочек с различными предметами, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия
1. Педагог предлагает детям сходить в гости в город веселых человечков.
(Слайд 2)
По щелчку кнопки мыши появляются человечки
– Ребята, какое настроение у человечков?
– Можно, ли их назвать веселыми?
– Если нет, то почему?
Они грустные, плачут, сердитые, печальные. (Дети разбираются в мимике человечков.)
По щелчку кнопки мыши мигает сигнал “SOS”.
– Дети, что это за слово-сигнал “SOS!!!”, в каких случаях люди им пользуются.
Дети отвечают.
Педагог читает письмо веселых человечков
(Слайд 3) По щелчку кнопки мыши появляется текст письма.
Дети решают помочь человечкам.
2. Загадки об органах чувств:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам... (глаза) (Слайд 4)
По щелчку кнопки мыши на слайде появляются изображения– отгадки (органы чувств).
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет ... (нос). (Слайд 4)Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши... (ушки). (Слайд 4)Чтоб попробовать компот,
Есть у человека ... (рот). (Слайд 4)Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое...
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша ... (кожа). (Слайд 4)
Дети перечисляют органы чувств (рот, нос, глаза, уши, кожа).
3. Путешествие по городу.
Первая остановка у дома художника. (Слайд 5)
– Ребята, обратите внимание на художника, что это за профессия?
– Какое у него настроение?
По щелчку кнопки мыши картинка меняет настроение
Затем говорит: “Художник разучился пользоваться глазами, и теперь его картины никому не нравятся”. Педагог предлагает детям заглянуть в альбом художника и найти ошибки, а затем их исправить.
Дидактическая игра “Что художник нарисовал неправильно?”
Педагог предлагает детям рассмотреть то, что нарисовал художник, и найти ошибки в его рисунках.
– Ребята, каким цветом он раскрасил, морковь? Какая она должна быть?
(Слайд 6) Морковь.
По щелчку кнопки мыши на слайде появляются изображения нужного цвета.
(Слайд 7) Яблоко.
(Слайд 8) Репа.
(Слайд 9) Лук.
(Слайд 10) Это груша.
Дидактическая игра “Найди исправный светофор”. (Слайд 11)
Педагог предлагает детям рассмотреть светофоры, найти исправный светофор, объяснить, какие ошибки допущены при раскрашивании остальных светофоров.
По щелчку кнопки мыши на слайде появляются разноцветные светофоры.
После выполнения заданий педагог вместе с детьми обобщает, для чего людям нужны глаза. (Слайд 12)
По щелчку кнопки мыши на слайде появляются рисунки, помогающие сделать обобщение.
Предлагает одному из детей выложить на магнитной доске слово “ГЛАЗА”.
Дети продолжают путешествие по городу и подходят к домику девочки-садовода. (Слайд 13)
Педагог предлагает детям определить, чем занимается эта девочка, сказать о ее настроении: “Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, овощи, цветы. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?”
(Его нужно понюхать, для этого у человека есть НОС.)
По щелчку кнопки мыши на слайде появляются девочка с радостным выражением лица.
“Ура! Дети мне помогут!” – думает девочка-садовод.
Дидактическая игра “Узнай по запаху”. (Слайд 14)
Педагог предлагает детям определить по запаху, что в какой коробочке лежит, и обозначить соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания.
После выполнения задания педагог совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос.
По щелчку кнопки мыши на слайде появляются рисунки, помогающие сделать обобщение.
Ребенок на магнитной доске выкладывает слово “НОС”.
Дети подходят к домику музыканта. (Слайд 15)
Определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение.
По щелчку кнопки мыши на слайде появляется музыкант с радостным выражением лица.
– Музыкант разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных
инструментах.
– Что нам помогает слышать?” (Уши.)
Дидактическая игра “Найди музыкальные инструменты”. (Слайд 16)
Педагог предлагает выбрать картинки только с музыкальными инструментами.
Скрипка, музыкальный инструмент.
Ножницы, канцелярский инструмент.
Металлофон, музыкальный инструмент.
Лопата, садово-огородный инструмент.
Гитара, музыкальный инструмент.
Молоток, строительный инструмент.
Рояль, музыкальный инструмент.
Грабли, садово-огородный инструмент.
Дидактическая игра “Какой инструмент звучит?”. (Слайд 17)
По щелчку кнопки мыши на слайде слышится музыка.
- Барабан.
- Баян.
- Гитара.
- Скрипка.
- Флейта.
Физкультминутка. Игра малой подвижности “Четыре стихии”.
Дети стоят полукругом. По команде воспитателя выполняют то или иное движение.
Команда – Движения.
“Земля” – Опускают руки вниз.
“Вода” – Вытягивают руки вперед.
“Воздух” – Поднимают руки вверх.
“Огонь” – Прячут руки за спину.
Дети подходят к домику повара. (Слайд 18)
Определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение.
По щелчку кнопки мыши на слайде появляется повар с радостным выражением лица.
– Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот соленый... Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? Какой орган чувств есть для этого у человека?
Какие 4 вкуса вы знаете?” (Сладкий, соленый, кислый, горький.) (Слайд 19)
По щелчку кнопки мыши на слайде появляются картинки со вкусами.
Дидактическая игра “Узнай на вкус”.
После выполнения задания педагог с детьми делает вывод о том, для чего человеку нужен рот. Предлагает детям вспомнить, что они знают о строении языка.
Ребенок выкладывает на магнитной доске слово “РОТ”.
Дети подходят к магнитной доске и читают составленные слова:
РОТ, НОС, ГЛАЗА, УШИ.
Педагог предлагает определить, о каком органе чувств еще не вспомнили.
Дети называют КОЖУ. (Слайд 20)
Педагог предлагает детям вспомнить, для чего человеку нужна кожа. (С помощью кожи человек определяет качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое и т.д.) Кожа выполняет защитную функцию организма. Педагог предлагает детям определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.
Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.
Детям предлагается определить на ощупь предмет, лежащий в мешочке, и зарисовать его. После выполнения задания дети сравнивают рисунки с предметами.
В заключение педагог предлагает детям рассказать об органах чувств, используя опорный слайд.
Какой орган чувств нам поможет узнать. (Слайд 21)
Ребенок начинает свой рассказ, например, со слов: “Рот нам нужен для того, чтобы...”
(Слайд 22) По щелчку кнопки мыши на слайде появляются веселые человечки.
– Ребята, обратите внимание на лица человечков, они веселые, улыбающиеся.
Дети читают слово “Спасибо!” По щелчку кнопки мыши на слайде выделяется слово.
Рассказывают о настроении человечков.
Список литературы.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2007. – 496 с, ил. – Прил.: 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв.; 12 см. – С.317, 329, 337, 350, 354, 370, 395, 400, 424.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. лед. учеб, заведений. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 224 с.
- Рыжова Н.А, ПРОГРАММА “НАШ ДОМ – ПРИРОДА”: Блок занятий “Л и Природа”/Текст публикуется в авторской редакции. – М.: “КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА”, 2005.– 192 с: ил.
- Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006.– 160 с.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу “Мир природы”, утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 286 с.