Цели урока:
- Познакомить учащихся с проверкой слов с парными согласными в корне.
- Овладеть с последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.
- Развивать первоначальные умения проверять слова с парными согласными в корне.
- Формировать умение работать в паре, в группе.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты:
- Знать способы проверки слов с парным согласным на конце.
- Уметь подбирать проверочные слова к словам с парным согласным в корне слова.
- Научиться распознавать слова с парным согласным в корне слова, правильно писать слова с парными согласными в корне слова и на конце.
Оборудование:
- учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 3 класс;
- картинки, карточки со стихами;
- алгоритм проверки парного согласного в корне;
- перфокарты для проверки написания слов с парным согласным в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,
К нам без опоздания
Приходи старание,
Мы пришли сюда учиться,
Помоги нам потрудиться.
II. Актуализация знаний.
1. Чистописание.
- ЗСА.
- Какая буква лишняя? Почему? (Буква А, она гласная, ЗС – парные согласные.)
ЗС зс ссс ззз
- Сказка сказочка сказочник.
- Что общего у этих слов? (Они однокоренные, родственные, общий корень.)
- В написании какого слова мы могли ошибиться? (Сказка.)
- Какое из этих слов проверяемое? (Сказка.) А проверочное? (Сказочка, сказочник.)
- Сказка мёд – так и течёт.
- Как понять поговорку? (Сказка как мёд сладкая, любимая, так и течёт как речка.)
Как вы думаете, ребята, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О проверке слов с парными согласными в корне слов.)
2. Словарная работа.
- Я взмахну волшебной палочкой и мы окажемся в сказке.
Жили-были в Стране Русского Языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были весёлыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми. Чуть что сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.
Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там стоит красивая, стройная, кудрявая берёзка, только одной буквы в ней не хватает. Она просит: «Помогите мне! Буквы З и С начали громко спорить о том, кому быть в этом слове. Но тут их стал пробирать мороз, но в этом слове тоже нет последней буквы. Ещё пуще разругались буквы З и С. Неподалёку был зоопарк, парные согласные отправились посмотреть на животных. У входа им встретился медведь, ему нездоровилось так как не хватало последней буквы. Буквы Д и Т хотели ему помочь, но никак не могли договориться кому из них встать в это слово. А вылечить медведя можно было, дав ему ягодку, ведь он так любит их. Но в ней тоже не хватало буквы. А рядом зайцы никак не поделят морковь, потому что В и Ф хочется встать в это слово.
Шёл мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал на помощь гласные буквы и сказал: « В этих словах поставьте после согласной гласную букву, она и укажет, кто из вас будет стоять в слове».
Так и сделали: берёзка – берёза, мороз – морозы, медведь – медведи, ягодка – ягода, морковь – морковный (сок). Всё встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить слова.
- Запишите словарные слова, обозначьте ударение, подчеркните непроверяемые гласные. (Берёзка, мороз, медведь, ягодка, морковь.)
III. Изучение нового материала.
- Как проверить слова с парным согласным в конце слова? (Изменить слово, чтобы после согласной стояла гласная.)
- А как проверить слова с парным согласным в корне слова?
1. Игра «Один – много».
Играет весь класс. Учитель называет проверочное слово в единственном числе, учащиеся записывают проверочное слово и это же слово во множественном числе, подчёркивают проверяемую парную согласную в корне слова.
- Пловец …. (пловцы), молодец….(молодцы), кружок…..(кружки), пирожок….(пирожки), дружок…..(дружки), молоток …..(молотки), прыжок…..(прыжки), стишок…..(стишки), флажок….(флажки), снежок….(снежки), продавец….(продавцы).
Вывод: напиши проверочное слово, выдели корень, подчеркни букву, которую нужно было проверить.
Напиши проверяемое слово, выдели в нём корень, подчеркни букву, которую проверяли.
Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
2. Алгоритм проверки парного согласного в корне слова:
- Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук или звук [н].
- Выделю корень в словах.
- Сравню написание корней.
- Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово.
3. Отработка алгоритма проверки парного согласного в корне слова.
Выполнение упражнения 191 стр. 85 (с проговариванием алгоритма).
4. Вопрос Почемучки стр. 84. Работа с правилом по учебнику стр. 85.
5. Физкультурная минутка.
Лёгкие прыжки.
Мягкие шажки.
Вот и вся зарядка.
Тихая посадка.
- Какие слова из этой физкультминутки на нужную нам орфограмму вы услышали? Докажите.
- Лёгкие – лёгок, лёгенький.
- Прыжки – прыжок.
- Мягкие – мягок, мягенький.
- Шажки – шажок.
- Зарядка – зарядочка.
- Посадка – посадить.
6. Практическая работа в парах. Игра «Какие буквы убежали?»
Каждая пара получает стихотворный текст с пропущенными парными согласными:
Я и круглый, я и гла..кий,
И на вкус приятно-сла..кий,
Знает каждый карапу..,
Что зовут меня арбу.. .На ушах его серё..ки,
А на но..ках есть сапо..ки.
На голо..ке гребешок.
Вот какой наш петушок!Кто сидит на крепкой но..ке?
В бурых листьях у доро..ки?
Встала ша..ка из травы –
Нет под ша..кой головы!Сла..кие кро..ки
На короткой но..ке.
Кто проходит бли..ко,
Кланяется ни..ко.
Участники игры читают текст, говорят какая буква «убежала», доказывают проверочным словом свой ответ.
7. Я взмахну палочкой и вот мы опять в сказке.
- Жила-была девочка Мальвина. Умная, способная и любознательная. Она любила заниматься с Буратино. Мальвина говорит: «У домика парных согласных есть пруд». А Буратино ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!» - сказал Буратино.
- Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница? (Прежде чем написать слово нужно выяснить его смысл.)
Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это прутик,
И не путайте их люди!
- Как же нам проверить их? (Нужно чтобы рядом с парным согласным оказался гласный.)
Запишите эти слова с проверочными: пруд – пруды, прут – прутик.
IV. Закрепление изученного.
- Работа по учебнику стр. 86 упражнение 193 (самостоятельно).
- Работа с карточками для проверки написания слов с парными согласными.
б | п | в | ф | г | к | д | т | ж | ш | з | с | |
1 | + | |||||||||||
2 | + | |||||||||||
3 | + | |||||||||||
4 | + | |||||||||||
5 | + | |||||||||||
6 | + | |||||||||||
7 | + | |||||||||||
8 | + | |||||||||||
9 | + |
Учитель диктует слова, дети устно подбирают проверочное, определяют парную согласную в корне и ставят + в столбике с данной буквой (первое слово в первой строке, второе во второй и т.д.).
- Варежка, сапожки, головка, трубка, рыбка, лодка, мороз, пирог, ошибка.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Чему вы научились на уроке? знаю
Расскажите по схеме:
Не говори чему учился, а говори что узнал.
- Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо подбирать проверочные слова с парными согласными в кроне слова? (Практическая работа.)
- Назови ещё раз алгоритм проверки слов с парным согласным в корне слова.
VI. Домашнее задание.
Упражнение 194 стр. 86.