Развитие фонематических представлений, связной речи, обогащение активного словаря фразеологизмами

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • Развитие фонематических процессов, закрепление навыков звукослогового анализа слов.
  • Развитие грамматического строя речи (учимся подбирать однокоренные слова).
  • Развитие связной речи, обогащение активного словаря пословицами и фразеологизмами через игру и сказку, умение их понимать и объяснять.
  • Обогащение речи сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
  • Закрепление навыков чтения.

Оборудование: Кукла Буратино, стилизованные буквы, мяч, набор слов для каждого ребенка для составления предложений-пословиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Логопед. Ребята, давайте повторим правило, которое мы соблюдаем на наших занятиях. (Дети повторяют стихотворение хором)

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим. [1]

2. Развитие фонематического анализа. Профилактика оптической дисграфии

– Сегодня к нам в гости пришел сказочный персонаж, а кто это вам нужно отгадать.

Что за странный человечек
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)

– Сосчитаем сколько слогов в слове Буратино (4 слога).
– Давайте выложим слово Буратино буквами, но не простыми.
– Каждая буква спряталась в рисунке – это стилизованные буквы.

(Выложили слово, прочитали слово, выложили звуковую схему слова)

3. Отработка навыка подбора однокоренных слов

– У Буратино в сказке были друзья, давайте вспомним их имена. А как вы думаете, для чего нужны друзья? (Ответы детей)

Игра с мячом:

– Я предлагаю вам встать в круг, мы будем бросать мячик и придумывать близкие, родственные слова к слову Дружба.

Называем ласково – дружок
Большой друг – дружище
Девочка – подружка
Мальчик – друг
Группа наша – дружная

4. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза

– Буратино принес цветок. Сейчас каждый возьмет лепесток и напишет на нем свое имя. Давайте заново сложим цветок.
– А теперь мы поиграем в такую игру: один из вас загадывает имя своего друга (ребенка, который находится среди нас, можно подглядывать на наш цветок с именами) Загадав слово, нужно выложить его кружками-звуками, а остальные ребята отгадывают загаданное имя.

5. Развитие навыка чтения. Работа с разорванным текстом

– Буратино для вас принес посылку. Что же в ней?
Каждый найдет пакетик со своим именем. Вам нужно из слов составить предложение.

  • Кто людям добра желает, тот его сам добывает.
  • Доброе дело делай смело.
  • Нет друга – ищи, нашел – береги.
  • Вместе тесно, а врозь скучно.
  • Один за всех и все за одного.
  • Грамоте учиться всегда пригодится. [2]

– Прочитаем предложение, сосчитаем количество слов в предложении.

6. – Вы замечательно справились со всеми моими заданиями. Но Буратино ни как не может понять, что означают предложения, которые у вас получились.
Я хочу пригласить наших воспитателей  и вы вместе постараетесь объяснить Буратино значение  предложений.

Воспитатель обращается к Буратино: Дорогой Буратино, все эти пословицы про тебя и твоих друзей, и ребята сейчас тебе это докажут.

7. Развитие связной речи. Обогащение активного словаря. Развитие навыка понимать и объяснять фразеологизмы

а) Жанна, читай свою пословицу: «Кто людям добра желает, тот сам его добывает».
– Как ты понимаешь эту пословицу?

Жанна: Я понимаю так, если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, надо самому быть добрым, хорошим, помогать другим.

– Буратино не бросил в беде Мальвину, Пьеро, помог им убежать от злого Карабаса Барабаса. У них было много разных приключений, они помогали друг другу и победили.

б) Ваня, читай свою пословицу: «Доброе дело делай смело».
– Как ты понимаешь эту пословицу?

Ваня: Я понимаю так, надо помогать не только, когда тебя просят об этом, но и самому делать добрые дела: игрушки на место поставить, бумажки с пола подобрать, кому-то помочь пуговицы застегнуть, если умеешь, кровать застелить…

– Буратино смело сражался с Карабасом и Дуремаром, не боялся их, защищал деревянных человечков от них.
Буратино не побоялся с Котом и Лисой идти в страну Дураков, закапать ночью в землю деньги, чтобы потом Папе Карло купить новую куртку.

в) Лиза, читай пословицу: «Нет друга – ищи, нашел – береги».
–  Как ты понимаешь эту пословицу?

Лиза: Одному плохо без друзей, скучно, не интересно, а с другом весело играть, заниматься, ходить в сад, в школу. Друзей обижать нельзя останешься один, опять будет плохо.

– Буратино не любил учиться, умываться, чистить зубы, но чтобы не сердить Мальвину, он это делал. И защищал ее от Карабаса Барабаса вместе с пуделем Артемоном.

г) Глеб, прочитай свою пословицу: «Вместе тесно, а врозь скучно».
– Как ты ее понимаешь?

Глеб:Нас четыре друга: Я, Илья Г., Гоша, Ваня. Мы иногда ссоримся, не всегда можем договориться в игре, кто с кем будет играть, обижаемся, друг на друга, но друг без друга скучаем, не знаем,  во что и с кем играть.

– Так и Буратино: то обижается на Пьеро и Мальвину, то без них он тоже не может открыть тайну золотого ключика. Буратино не может их оставить одних, когда им плохо.

д) Гоша, читай свою пословицу: «Один за всех и все за одного».
– Как ты ее понимаешь?

Гоша:Я так понимаю: Когда мы во что-то играем, командой, например, от каждого из нас зависит победа, если я буду хорошо играть, то команда выиграет. Если у меня что-то не получится, мне помогут мои друзья.

– И Буратино тоже помогали и Папа Карло, и Черепаха Тортила, и деревянные человечки, и пудель Артемон, а одному ему было бы не справиться с Карабасом, Лисой,  Котом и полицейскими бульдогами.

е) Полина, читай свою пословицу: «Грамоте учиться, всегда пригодиться».
– Как ты понимаешь эту пословицу?

Полина: Я буду знать буквы, научусь читать слова и книги буду сама читать без мамы. И в школе мне будет легче учится, чем Еве, которая кричит и прячется под стулом…

– А Буратино Папа Карло отправил в школу, купил ему Азбуку с чудесными картинками. А Мальвина даже в лесу пыталась учить его буквам, письму и задачам.

– Молодцы ребята, правильно все объяснили, ведь пословицы всегда чему-то учат и твоя история, Буратино, научила нас и дружбе, и грамоте, и взаимопомощи, и папу с мамой слушаться надо не то в беду можно попасть, но все хорошо, что хорошо заканчивается.

– Но прежде, чем Буратино уйдет, он тоже хочет вас спросить. Про кого из его друзей можно сказать:

«Бедовая голова» – про самого Буратино, с ним происходили  всякие  опасные приключения, он никого не боялся, если нужно было дрался, как с полицейскими собаками чуть в пруду не утонул, в огне не сгорел…
«Глаза на мокром месте», «Повесил голову» – это про Пьеро. Он часто грустил, плакал, что сбежала Мальвина, его невеста, он читал грустные стихи…
«Как картинка» – так можно сказать о Мальвине. Она красивая, аккуратная, чистая всегда, даже в лесу, в пещере…
«Ветреная голова» – тоже про Буратино. Он продал азбуку, ничего не сказал Папе Карло, поверил Коту и Лисе и пошел вместе с ними в страну Дураков.
«Их водой не разольешь» – все друзья Буратино и Мальвана, и Пьеро, и Артемон, и Папа Карло и другие деревянные человечки.

8. Итог занятия

– Молодцы и дети, и Буратино. Всем – «5»! До свидания.

Список использованной литературы:

1. Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Речевые развлечения в детском саду». Изд. Мозайка-синтез Москва 2008.
2. Перова О. «Слова – волшебники» серия «Академия дошколят». Изд. «Махаон» Москва 2007.