Цели урока:
- Обучающая – познакомить с особенностями национального состава населения Краснодарского края.
- Развивающая – развивать умение работать с Интернетом (требуемыми сайтами).
- Воспитывающая – воспитание культуры межнационального общения в современном мире.
Тип урока: комбинированный урок.
Научно-методическое содержание урока. Краснодарский край – многонациональный край. Формирование современного национального состава края. Многообразие культур и народов Кубани. Межэтнический мир и согласие.
Ведущие понятия: народ (этнос), толерантность, ассимиляция.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Кубани как многонациональном крае.
Богат наш край садами и хлебами.
Цемент и нефть он Родине дает…
Но самый ценный капитал Кубани –
Простой и скромный труженик – народ.
(В. Подкопаев.)
- О чем это стихотворение? (Ответы учеников.)
- Какие особенности имеет национальный состав населения Краснодарского края, как он сформировался? На эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Краснодарский край – многонациональный край.
- Общая численность населения края составляет 5,2 млн. человек (по данным на 1 января 2010 года). Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей – после Москвы и Московской области. Удельный вес городского населения составляет 52,5%, сельского – 47,5%. Плотность населения – 67,9 чел/км2 (данные 2010 года).
- На территории Краснодарского края проживают представители более ста народов. Основную часть населения составляют русские. Для нашего региона характерно компактное расселение групп различной национальности, как проживающих с древних времен – греки, армяне, украинцы, адыги, так и появившихся сравнительно недавно – немцы, турки-месхетинцы, крымские татары. С конца 1980-х годов в регион усилился приток мигрантов, как русских, в основном из республик Закавказья, так и других национальностей. В крае проживает:
- 4300 тыс. русских,
- 246 тыс. армян,
- 193 тыс. украинцев,
- 38 тыс. белорусов,
- 30 тыс. греков,
- 20,2 тыс. немцев,
- 19,3 тыс. адыгейцев.
- Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов. А наш класс – многонациональная семья. Ребята, какие национальности представлены в нашем классе? (Ответы учеников.)
Мир | Россия | Краснодарский край | |
Количество народов | 4000 | 130 | 120 |
Крупнейшие по численности народы. | Китайцы – 20% Хиндустанцы – 7,2% Англичане – 6,1% Бенгальцы – 4,1% Русские – 3,6% |
Русские – 43% Татары – 3,7% Украинцы – 3% Народы Дагестана – 1,5% |
Русские – 82,3% Армяне – 5,4% Украинцы – 2,6% Греки – 0,5% Адыгейцы – 0,2% |
- Какова причина многонационального состава населения Краснодарского края? Как шло формирование современного национального состава Кубани?
Учитель: Близость к Черному морю и Кавказу определила историю края. Несмотря на благоприятные природные условия, он был мало освоен до присоединения к России, так как земледельцы все время подвергались набегам воинственных горцев. Первые поселения здесь появились не позднее, чем 10 тысяч лет назад. От эпохи каменного века остались многочисленные дольмены. В античное время здесь основывали колонии древние греки. Адыгейские племена расселились здесь в середине второго тысячелетия до нашей эры. В Средние века были основаны колонии генуэзских купцов, поддерживавших тесные связи с различными адыгейскими племенами. Впервые славяне появились здесь в 10 веке. Русский город Тмутаракань на Северном Кавказе просуществовал до монголо-татарского нашествия. В начале 18 века на Кубани оседают старообрядцы-некрасовцы – сторонники казацкого вождя Игната Некрасова. Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после побед России в войнах с Турцией во второй половине 18 века. Екатерина II переселила на Кубань Запорожское казачье войско. В 19 веке между Турцией и Россией был произведен обмен населением – из Турции были выселены православные (греки и болгары), с Северного Кавказа – черкесы, исповедующие ислам.
- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы учеников.)
Учитель: Правильно, процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Многие из русских, особенно на западе и севере края, в быту «балакают», то есть употребляют в речи много украинизмов. Армяне Краснодарского края проживают в основном на юге края. Греков, немцев и турок в крае снизилось после репрессивных переселений 1930-1940-х годов; адыги (шапсуги, натухайцы и др.), сейчас немногочисленные, являются аборигенными обитателями края.
- Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.)
- Мы с вами выяснили, что Краснодарский край – многонациональный край. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)
- Что необходимо делать, чтобы избежать межнациональных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов (Конституция РФ), формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами. Толерантность.)
Интересные факты.
- В VI веке до нашей эры на Таманском полуострове и Черноморском побережье располагались древнегреческие колонии: Фанагория, Кепа, Гермонасса, Горгиппия.
- В I веке нашей эры реку Кубань греки называли Гипанис.
- В 944 году князь Игорь заключил с Византией договор, свидетельствующий о ранней эпохе владычества русских на крайнем юге.
- После войны с Турцией (1787-1791) река Кубань стала границей, и вся правобережная часть Кубанского края вошла в состав России.
III. Итог урока.
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что было для вас непонятным?
- Что особенно запомнилось?
Учитель: Кубань – многонациональный край. Наша малая родина является составной частью российской гражданской нации. И вам, ребята, необходимо научиться понимать и принимать культуру и духовные традиции многонационального народа России. Освоение культуры межнационального общения в современном мире – это залог межэтнического мира и согласия в стране, крае, городе и у нас: в школе.
- Спасибо за работу, урок окончен.
Домашнее задание. С помощью Интернета найти интересные сведения о культурных традициях народов, проживающих на территории Краснодарского края.