Краснодарский край – многонациональный край

Разделы: География


Цели урока:

  1. Обучающая – познакомить с особенностями национального состава населения Краснодарского края.
  2. Развивающая – развивать умение работать с Интернетом (требуемыми сайтами).
  3. Воспитывающая – воспитание культуры межнационального общения в современном мире.

Тип урока: комбинированный урок.

Научно-методическое содержание урока. Краснодарский край – многонациональный край. Формирование современного национального состава края. Многообразие культур и народов Кубани. Межэтнический мир и согласие.

Ведущие понятия: народ (этнос), толерантность, ассимиляция.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Кубани как многонациональном крае.

Богат наш край садами и хлебами.
Цемент и нефть он Родине дает…
Но самый ценный капитал Кубани –
Простой и скромный труженик – народ.

(В. Подкопаев.)

- О чем это стихотворение? (Ответы учеников.)

- Какие особенности имеет национальный состав населения Краснодарского края, как он сформировался? На эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Краснодарский край – многонациональный край.

- Общая численность населения края составляет 5,2 млн. человек (по данным на 1 января 2010 года). Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей – после Москвы и Московской области. Удельный вес городского населения составляет 52,5%, сельского – 47,5%. Плотность населения – 67,9 чел/км2 (данные 2010 года).

- На территории Краснодарского края проживают представители более ста народов. Основную часть населения составляют русские. Для нашего региона характерно компактное расселение групп различной национальности, как проживающих с древних времен – греки, армяне, украинцы, адыги, так и появившихся сравнительно недавно – немцы, турки-месхетинцы, крымские татары. С конца 1980-х годов в регион усилился приток мигрантов, как русских, в основном из республик Закавказья, так и других национальностей. В крае проживает:

  • 4300 тыс. русских,
  • 246 тыс. армян,
  • 193 тыс. украинцев,
  • 38 тыс. белорусов,
  • 30 тыс. греков,
  • 20,2 тыс. немцев,
  • 19,3 тыс. адыгейцев.

- Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов. А наш класс – многонациональная семья. Ребята, какие национальности представлены в нашем классе? (Ответы учеников.)

  Мир Россия Краснодарский край
Количество народов 4000 130 120
Крупнейшие по численности народы. Китайцы – 20%
Хиндустанцы – 7,2%
Англичане – 6,1%
Бенгальцы – 4,1%
Русские – 3,6%
Русские – 43%
Татары – 3,7%
Украинцы – 3%
Народы Дагестана – 1,5%
Русские – 82,3%
Армяне – 5,4%
Украинцы – 2,6%
Греки – 0,5%
Адыгейцы – 0,2%

- Какова причина многонационального состава населения Краснодарского края? Как шло формирование современного национального состава Кубани?

Учитель: Близость к Черному морю и Кавказу определила историю края. Несмотря на благоприятные природные условия, он был мало освоен до присоединения к России, так как земледельцы все время подвергались набегам воинственных горцев. Первые поселения здесь появились не позднее, чем 10 тысяч лет назад. От эпохи каменного века остались многочисленные дольмены. В античное время здесь основывали колонии древние греки. Адыгейские племена расселились здесь в середине второго тысячелетия до нашей эры. В Средние века были основаны колонии генуэзских купцов, поддерживавших тесные связи с различными адыгейскими племенами. Впервые славяне появились здесь в 10 веке. Русский город Тмутаракань на Северном Кавказе просуществовал до монголо-татарского нашествия. В начале 18 века на Кубани оседают старообрядцы-некрасовцы – сторонники казацкого вождя Игната Некрасова. Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после побед России в войнах с Турцией во второй половине 18 века. Екатерина II переселила на Кубань Запорожское казачье войско. В 19 веке между Турцией и Россией был произведен обмен населением – из Турции были выселены православные (греки и болгары), с Северного Кавказа – черкесы, исповедующие ислам.

- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы учеников.)

Учитель: Правильно, процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Многие из русских, особенно на западе и севере края, в быту «балакают», то есть употребляют в речи много украинизмов. Армяне Краснодарского края проживают в основном на юге края. Греков, немцев и турок в крае снизилось после репрессивных переселений 1930-1940-х годов; адыги (шапсуги, натухайцы и др.), сейчас немногочисленные, являются аборигенными обитателями края.

- Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.)

- Мы с вами выяснили, что Краснодарский край – многонациональный край. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)

- Что необходимо делать, чтобы избежать межнациональных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов (Конституция РФ), формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами. Толерантность.)

Интересные факты.

- В VI веке до нашей эры на Таманском полуострове и Черноморском побережье располагались древнегреческие колонии: Фанагория, Кепа, Гермонасса, Горгиппия.

- В I веке нашей эры реку Кубань греки называли Гипанис.

- В 944 году князь Игорь заключил с Византией договор, свидетельствующий о ранней эпохе владычества русских на крайнем юге.

- После войны с Турцией (1787-1791) река Кубань стала границей, и вся правобережная часть Кубанского края вошла в состав России.

III. Итог урока.

Рефлексия.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что было для вас непонятным?
  3. Что особенно запомнилось?

Учитель: Кубань – многонациональный край. Наша малая родина является составной частью российской гражданской нации. И вам, ребята, необходимо научиться понимать и принимать культуру и духовные традиции многонационального народа России. Освоение культуры межнационального общения в современном мире – это залог межэтнического мира и согласия в стране, крае, городе и у нас: в школе.

- Спасибо за работу, урок окончен.

Домашнее задание. С помощью Интернета найти интересные сведения о культурных традициях народов, проживающих на территории Краснодарского края.