Цели:
- Научить группу учащихся добывать информацию на заданную тему урока и донести её до своих одноклассников так, чтобы у них возник интерес на дальнейшее изучение этой темы самостоятельно.
- Рассказать о мощи нашей Армии на примере военно-воздушного флота России.
- Развивать речь, мышление.
- Воспитать чувство гордости за нашу Армию.
- Развивать чувство ответственности за судьбу страны.
- Растить патриотов России.
Оформление и оборудование класса:
- иллюстрации на военную тематику, фото защитников Отечества;
- подборка книг о защитниках Родины;
- книга о палубной авиации России,
- мультимедийный проектор, ПК;
- DVD-фильм о кораблях Северного флота.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
Учитель: Приближается праздник «День защитников Отечества» и тема нашего классного часа посвящена этому празднику.
Учащиеся читают стихотворение.
1-й учащийся:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
2-й учащийся:
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье:
Учитель: Ребята, в прошлом году мы праздновали 65-годовщину Победы в великой Отечественной войне. Мы вместе с вами провели много уроков по этой теме. Давайте вспомним, о чём мы говорили.
(Великая Отечественная война стала великим испытанием для нашего народа. Первые дни были самыми сложными. 10 октября 1941 года, через 3,5 месяца после начала войны фашистские войска вплотную подошли к Москве. Их солдаты шли по разорённой земле, распевая песню: «Сегодня нам принадлежит Германия, а завтра будем миром всем повелевать».)
- Да, ребята, фашистская армия была во много раз больше и сильнее нашей. Гитлер разработал план по уничтожению Москвы, который назывался «Тайфун» Гитлер приказал, что бы ни один русский солдат, ни один его житель – будь то мужчина, женщина или ребёнок – не мог его покинуть…Там, где стоит Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет столицу русского народа. И тогда все, от мала до велика, поднялись на защиту своей Родины. Девизом обороны столицы стали слова Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Оборону Москвы возглавил К.Г.Жуков. В армии говорили «Где Жуков – там наступление, где Жуков – там победа!» Отважно сражались наши солдаты! Днём и ночью трудились в тылу. «Всё для фронта! Всё для Победы!»
Мы гордимся не только победами прошлого, но и достижениями настоящего. Наша Россия – великая Держава! Наша Армия могуча и сильна! Сегодня у нас урок-сюрприз. Его подготовили группа учеников под моим руководством.
3. Рассказ учеников творческой группы.
1-й ученик:
На мачте наш трёхцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днём, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!
Кто это? (Моряк.)
2-й ученик:
Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надёжна и крепка!
Кто это? (Лётчик.)
- Правильно. А чем управляет лётчик? (Самолётом и вертолётом.)
3-й ученик:
Вот дивная картина-
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!
Кто это? (Подводник.)
- Кто догадался, о каких войсках пойдёт сегодня речь? (О военно-морском флоте.)
- Какие корабли Северного флота вы знаете? (Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий», «Гремящий», «Устинов», «Пётр Великий».)
1-й ученик: Я хочу рассказать вам про самый мощный атомный крейсер во всём мире. Это корабль «Пётр Великий». (Через проектор рассказ ученика сопровождается видеофильмом.)
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» в составе Северного флота 18 апреля 1998 г. под Андреевским флагом приступил к службе по охране рубежей России. Крейсер действительно стал кораблем XXI века: такого мощного и современного комплекса вооружения, утверждают специалисты, нет больше ни на одном другом корабле мира.
Его ядерные противокорабельные крылатые ракеты «Гранит», расположенные под углом 60 градусов к горизонту, способны поражать противника на дальности свыше 500 км. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищенность и предназначены наносить удары по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелятся над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера ее место автоматически занимает одна из ведомых ракет.
96 зенитных ракет комплекса «Форт» на крутящихся барабанах тоже размещены под палубой. Они стартуют вертикально и могут уничтожить любую воздушную цель на высотах от 25 м до 30 км на расстоянии до 90 км. А 128 зенитных ракет «Кинжал» добьют эти цели на дальности 1,5-12 км, если они все же сумеют прорваться. С его палубы взлетают вертолёты.
2-й ученик: (Через проектор рассказ ученика сопровождается видеофильмом.) Да, с этого корабля взлетают вертолёты, а меня интересуют самолёты ещё с раннего детства. Я мечтаю стать палубным лётчиком. Я тоже хочу рассказать о мощи нашей армии, а именно об авианосце «Адмирал Кузнецов».
Мы с мамой купили собирающую модель этого авианосца. Когда я его собрал, увидел, что нет катапульты для взлёта самолётов. Как же они взлетают с палубы корабля?
Наталья Евгеньевна дала мне книгу Андрея Фомина « Корабельная эпопея». Из неё я узнал, что самолёты взлетают с трамплина. Это очень опасно и требует от лётчиков огромного мужества и тренировок. Но как же тренироваться с корабля? Прочитав её полностью, узнал, что наши лётчики тренируются на специальной базе в Крыму. Аэродром полностью повторяет палубу корабля и называется «Нитка».
А знаете, почему НИТКА? При посадке на палубу самолёт должен зацепиться гаком (железным крюком) за один из 4 тросов. Если не зацепится, т.е. пролетит дальше, тогда самолёт уходит на второй круг, это не страшно. Главное, чтоб самолёт не «сел» до палубы корабля, иначе будет взрыв.
Это говорит о том, что лётчики – мужественный народ.
Самолёты не всегда стоят на палубе. Они «Прячутся» в ангаре, а заезжают туда, сложив крылья.
Перед полётом самолёты осматривают техники. В рубке сидят люди, который следят за полётом по приборам, а капитан корабля и его команда тоже должны быть начеку. Вдруг авария самолёта и лётчику придётся катапультироваться, тогда за считанные секунды нужно отвернуть корабль, чтоб лётчика не затянуло винтами под корабль.
Все как одна команда! В 2008-2009 году авианосец Адмирал Кузнецов в сопровождении кораблей Северного флота ходил на службу в Средиземное море. Наша страна всему миру показала мощь нашей Армии. Мы гордимся нашей страной и хотим, чтобы все гордились, от мала до велика.
Наша Армия могуча и сильна!
Учитель: А зачем нужна нам такая мощная Армия? (Охранять рубежи нашей Родины, чтобы не было страшной войны!)
- Молодцы! На следующем уроке мы поговорим о подводных лодках! А сейчас из бумаги мы смастерим кораблики и отправим морякам Северного флота, на эскадренный эсминец «Гремящий»
4. «Кораблик из бумаги» – метод оригами.
5. Итог урока.
Кораблики переданы на эскадренный эсминец «Гремящий» командиру корабля Андрею Набока лично мной во время экспедиции на Северный флот. Ответным подарком для наших ребят стали фотографии корабля, фильм с боевой службы, вымпелы, значки. Заместитель командира дивизии Северного флота Березин Александр Иванович передал ребятам фотографию Крейсера «Пётр Великий» с пожеланиями вырасти настоящим людьми! Из этого внеклассного мероприятия получился проект «Наша Армия могуча и сильна!» Ребята стали Лауреатами городского конкурса «Ярмарка идей» .
Именно такие моменты остаются в памяти у детей. «Мы за Мир на всей Земле!» – говорят они и гордятся своей Родиной.