Пояснительная записка.
Данный курс направлен на комплексное решение задач социокультурного развития учащихся, способствует формированию гражданской позиции, нравственных идеалов.
В процессе реализации учебного курса достигается взаимопонимание и единство действий всех субъектов образования – школы, семьи, церкви и государства в духовно-нравственном воспитании школьников и создаются благоприятные условия для предупреждения развития социальных зависимостей и пороков среди учащихся. Одновременно обеспечивается единство и целостность гуманитарного образования школьников, обеспечиваются возможности для противодействия стихийным разрушительным влияниям среды, средств массовой информации на процесс духовно-нравственного развития школьников.
В современном российском обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер бедствия в масштабах государства.
Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи и всего общества в целом занимаются как государственные, так и общественные институты. Ищется идея, которая способна дать ясные духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни.
Этой объединяющей идея может стать Православие, психология культуры взаимоотношений и семья России. Православная культура хранит смысл семейных ценностей, воспитывает почитание старших, учит созданию семьи, которая основана на христианских добродетелях: вере, надежде, любви.
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов и предполагается, что он поможет выстроить гармоничные взаимоотношения с собой и окружающим миром, а в дальнейшем поможет стать путеводителем по внутрисемейным отношениям для тех, кто желает построить свою семейную жизнь по законам чистой и светлой любви.
Изучение курса требует целостности процессов образования – единства обучения и воспитания.
Цель данного курса – воспитание духовно-нравственной личности подростка через обретение духовного опыта, основанного на традициях отечественной культуры, развитие терпимости, воспитание ответственности за совершаемые поступки.
Задачи:
- способствовать выработке целостного мировоззрения на основе интеграции гуманитарных знаний, систематизации взглядов, убеждений и идеалов личности, опыта восприятия и оценки ценностей отечественной культуры;
- инициировать процессы становления и сохранения культурной и гражданской идентичности личности школьников в условиях современной информационной цивилизации на основе участия их в качестве активных субъектов в сохранении, умножении и созидании ценностей Отечественной культуры;
- указать духовно-нравственные ориентиры в жизни России;
- познакомить обучающихся с традиционным семейным укладом;
- создать условия для приобретения школьниками внутреннего опыта духовно-нравственного самосовершенствования;
- способствовать развитию интереса к самостоятельному поиску; обогащение личностного опыта ребенка;
- создать условия для формирования способности к защите от духовно-нравственной агрессии и манипулирования сознанием со стороны различных сил.
КТП 8 класс ( 35 недель * 1 час = 35 час).
I. Кто «я»?
1. Вводное анкетирование.
2. Анализ анкет. Тренинг.
II. Я и другие.
3. Быть добрым – значит быть счастливым.
4. Обида. Как её преодолеть.
5. Терпимость и прощение.
6. Креативность. Что это?
7.8. Тайна пола. Индивидуальные беседы для мальчиков и девочек.
9. Совместный тренинг « Женственность и мужественность».
10. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития человека.
11. Требования совести и требования общества.
12. Свобода выбора и ответственность.
13.14. Дурные привычки и как их победить.
15. Быть или казаться.
16. Дружба истинная и дружба ложная.
17. Тренинг «Взаимопонимание и взаимовыручка».
18. Конфликт и пути его решения.
19. Тренинг.
20. «Пойми, прости, возлюби»- что это значит? (Просмотр и обсуждение фильма.)
21. Тренинг.
22. Любовь и влюблённость.
23. Диспут «Бывает ли любовь в 14 лет?».
24. Чистота и целомудрие отношений.
25. 10 заповедей христианства как основа нравственности.
26. «Не сотвори себе кумира».
III. Дом, в котором я живу.
27. Семь-я. Традиции в семье разных народов.
28. Счастье в доме. Родственные связи.
29. Родословная.
30. Брак – таинство любви. Сожительство, гражданский брак, венчание.
31. Пётр и Феврония Муромские – покровители семьи русской.
32. Царская семья как образец семейной святости.
33. Экскурсия в Храм-на-Крови .
34. Заключительное анкетирование.
35. Подведение итогов.
Данный элективный курс может проводиться через систему классных часов.