В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.
В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.
Очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала детей я считаю главной и самой трудной задачей учителя. Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Исходя из актуальности и значимости выделенной проблемы, цель исследования состоит в развитии творческих способностей через развивающие занятия.
Объект исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
- Обеспечить диагностику развития творческих способностей.
- Определить формы и методы работы по развитию творческих способностей младших школьников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей.
Основным подходом в поиске юных дарований использую комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. На первом, анамнестическом, этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй этап – диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью, охотно и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные, прежде всего, на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, прогрессивные матрицы Д.Ж..Равена).
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты, могут быть, отдельные склонности – к языку, и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления.
Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, не конформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку, прежде всего, их творческих наклонностей (тест Торренса) и личностных характеристик (опросник Айзенка, Личко, тест Люшера и т. п.)
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко привлекать на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.
Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.
Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации.
Развитие творческих способностей.
На данном этапе работы с одаренными детьми проводится совместная работа: психолог – педагог – родитель. Основная задача – сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации и т.п.)
Для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка использую программу А.И.Савенкова. С точки зрения содержания, программа не имеет жестко заданной предметной направленности. Программа данного курса построена на основе «спирально-концентрического принципа». Характерной особенностью программы является то, что дети постоянно используют ранее сформированные методы и приемы умственной деятельности постепенно расширяют и углубляют круг собственных возможностей. Каждый виток данной воображаемой спирали включает семь условно выделяемых блоков, направленных на совершенствование умственных способностей ребенка. Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи коррекции и развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка.
Первый блок программы направлен на развитие конвергентного мышления (логическое, последовательное, однонаправленное). Данный вид мышления проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ, причем этот ответ, как правило, содержится в самих условиях. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов. Использование заданий такого рода должно привести к овладению детьми таких умений, как: умение анализировать, умение синтезировать, делать обобщения, классифицировать, давать определения понятиям.
Например:
1) Вербальные задачи.
Ответьте на вопросы:
- Сережа бегает лучше Вовы, Вова бегает лучше Коли. Кто из мальчиков бегает лучше всех?
- В четверг выпало больше снега, чем в среду, в пятницу выпало снега больше, чем в четверг. В какой день снега выпало больше всего?
- Ястреб летает быстрее воробья, ястреб летает медленнее сокола. Какая из этих птиц летает быстрее всех?
Назовите слово вместо точек.
Бидон | чайник | птица | рыба |
Молоко | ... | крылья | ... |
2) Невербальные задачи.
Найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте недостающую фигуру.
Второй блок – дивергентное мышление (альтернативное, отступающее от логики). Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей.
Например:
1) Невербальные дивергентные задачи:
- Нарисуйте цветы. Предлагается нарисовать букеты в каждой вазе. Все вазы разные по форме и букеты должны соответствовать им: в одной можно разместить полевые цветы, в другой - строгие гвоздики или торжественные розы.
- Составьте изображение. Из геометрических фигур надо составить как можно больше разных стилизованных изображений. (Обратить внимание ребенка на то, как может помочь в этой работе умение классифицировать. Если придумывать изображения хаотично, то результат будет скромным. Если же работать по общим стратегиям, то получается значительно продуктивнее).
2) Вербальные дивергентные задачи.
1) Подберите нужные слова.
Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла, холода (весны и зимы, утра и вечера и др). Например: тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой. Холод – айсберг, утро, расставание, полярный.
2) Найдите общие признаки.
Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Чашка – книга.
Гвоздь – кирпич.
Пол – потолок.
Шкаф – дом и т.д.
Следующий блок – воображение. Задания в этом блоке очень близки по содержанию дивергентному мышлению. Отличаются тем, что ориентированы на более широкий круг проблем, связанных с эффективным осуществлением творческой деятельности в самых разных областях.
Четвертый блок – восприятие. Задания, объединенные в данном блоке, ориентированы на формирование и развитие всех его видов: восприятие предметов; восприятие движений; восприятие пространства; восприятие времени и т.д.
Пятый блок – память. Здесь задания ориентированы на развитие произвольной и непроизвольной памяти, а также различных ее видов (моторная, эмоциональная, образная, словесно-логичсекая и др.)
Шестой блок – внимание. Задания, объединенные в данном блоке, ориентированы на развитие непроизвольного, произвольного и постпроизвольного внимания.
Седьмой блок – язык познания. Этот блок – интегрированный, он объединяет задания, направленные на формирование и развитие когнитивной (познавательной) сферы ребенка. Включенные в него задания направлены на формирование таких умений, как: умения добывать информацию; умения проводить самостоятельное исследование; умение делать сравнения; давать оценки и т.д.
Также в занятия включаются развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ как средство формирования творческого мышления младших школьников. Например: игра «Аукцион» или «Укрась слово».
Показываю какой-либо предмет (книгу, цветок, игрушку, др.) и предлагаю детям по цепочке называть признаки, отвечая на вопросы какой?, что делает?. Если ученик повторяет уже сказанное или затрудняется ответить, он садится. В конце игры остается один ученик-победитель.
Игра «Цепочка» (проводится в кругу). Бросаю мяч и называю любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему ученику и т.д. Пример: облако – белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно, они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.
Заключение. Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах занятия в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.
Результативность. Психолого-педагогический анализ развития творческих способностей учащихся показал, что учащиеся, посещающие развивающие занятия умеют применять свой творческий потенциал, как в урочное, так и внеурочное время. Сравнительный анализ результатов диагностических исследований учащихся, входящих в группу развивающего обучения (всего 28 человек, 2 группы) показали: 2008-2009 учебном году высокий и выше среднего уровень развития интеллектуальных способностей 19 человек. В 2009-2010 учебном году: высокий и выше среднего уровень интеллектуального развития показали уже 23 человека.
Данные учащиеся участвуют во всех интеллектуальных конкурсах: школьных, районных, региональных и международных, занимая призовые места.
Существует прямая зависимость динамики интеллектуального развития детей, с которыми я работаю с динамикой их образовательных достижений: качество обученности по основным предметам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение) повысилось в среднем у каждого ученика на 8-10%.
Среди учащихся среднего и старшего звена выступили с исследовательскими работами по психологии учащиеся четвертого класса Черненко В. («Эмоциональная тревожность младших школьников» и Мясникова А. («Типичные трудности младшего школьника, вызванные неуспеваемостью») на традиционной V школьная конференции юных исследователей «Мои первые шаги в исследовании», где были награждены сертификатами участника.