Экологическая игра "Дом, в котором мы живем"

Разделы: Внеклассная работа


Образовательная цель: Расширение экологически значимого опыта взаимодействия учащихся с природой, знаний о взаимосвязях в природе, между природой и обществом.

Коррекционно-развивающая цель: Развитие интереса к изучению природы, коррекция монологической речи, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная цель: Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя.

Был, говорят, где-то случай такой
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуется, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: “Где наш гараж?”
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое, лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

- Как называется город, в котором мы живем?

- В какой стране находится наш дом?

- На каком материке расположена Россия.

- Где находится материк Евразия? На какой планете? (Вывешивается контур России на карту полушарий, на карте России обозначен г. Усть-Илимск)

- Мы живем на планете Земля, у нас над головой общая крыша – голубое небо; под ногами общий пол – земная поверхность; у нас одна на всех лампочка и печка – ласковое солнце; у нас общий водопровод – дождевые тучи; и вентилятор у нас тоже один на всех – это ветер.

И сегодня мы будем учиться хорошо, знать, любить и беречь – (открывается тема на доске) “Дом, в котором мы живем”.

- Попробуем раскрутить глобус, какого цвета будет вертящийся глобус? (Синего). 2/3 земной поверхности занимает вода.

Загадка:

Я и туча и туман
Я река и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)

- Приглашаю вас в I тур, который будет посвящен воде. (Открывается название I тура на доске). “Реки, речки и моря по Земле текут не зря”. Предлагаю вам ребята ответить на вопросы (самые активные участники получают призы).

Вопросы:

  1. Сколько океанов на Земле?
  2. Как называется начало реки?
  3. В роднике вода всегда. А откуда в нем она? (Подземные воды)
  4. Какое озеро самое глубокое на Земле? (Байкал)
  5. Как называются волны, вызванные подводным землетрясением? (Цунами)
  6. Перечислить моря, названия которых обозначают цвет. (Красное, Черное, Желтое, Белое)

- Без воды жить на Земле невозможно. Как люди используют воду?

- Конечно, людям нужна не любая вода, а только чистая, пресная. Но с водой люди обходятся плохо: загрязняют водоемы, не экономно используют, вырубают леса вокруг водоемов, водоемы мелеют.

- Воду нужно охранять. Как это правильно сделать мы узнаем, выслушав сообщение об охране водоемов от загрязнения. (Доклад)

- Чтобы узнать, как называется II тур, предлагаю отгадать загадку:

Есть у ребят зеленый друг
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек! (Лес)

- Этому зеленому другу и будет посвящен II тур “Про зеленые леса и лесные чудеса”

1 задание. Я буду называть деревья и кустарники, а вы отметьте, которые растут в нашей местности: (да, нет) береза, ель, саксаул, каштан, баобаб, кедр, липа, сосна, клен, верба, рябина.

2 задание. Лес дарит нам здоровье. Это легкие планеты. Это тот завод, что выпускает кислород. Всегда ли мы платим ему благодарностью за это? Знаете ли вы как вести себя в лесу? (Предлагаются карточки с ситуациями)

  1. Находясь в лесу ты пойдешь по тропинке или по траве, или пробираясь через кусты и ломая ветви? Почему?
  2. Если в лесу тебе встретится цветочная поляна. Как ты поступишь: нарвешь букет или нет? Почему?
  3. Как поступить если на пути обнаружишь птичье гнездо?
  4. Стоит ли брать с собой собаку? Почему?

Стихотворение:

Лес очень любит пеших
Для них совсем он свой
Здесь где-то бродит леший
С земной бородой
Жизнь кажется иною
И сердце не болит, когда над головою
Как вечность лес шумит …

- Бегут по Земле реки и речки, плещутся моря и океаны, шумит листвой зеленые леса, а над морями и горами над зелеными лесами раскинулось огромное голубое … небо. III тур так и называется “Какое небо голубое”.

Стихотворение:

Льется с неба синий цвет
И конца у неба нет,
Кто мне сможет дать ответ:
Почему оно такое?
Голубое, голубое?

Сообщение “Почему небо голубое”.

- В небе живут разные слова. Попробуйте их найти (на доске плакат, дети угадывают слова) солнце, метеорит, звезды, радуга, орбита, планета.

сол   метео   звез   ра
рит   дуга   нета   бита
ор   пла   нце   ды

Рисунок 1

- Небо, атмосфера, воздух – это единое целое. Поговорим о воздухе. Какое значение имеет воздух в жизни человека, животных, растений? (Ответы детей)

- К сожалению, в больших городах воздух сильно загрязнен. Доклад “Охрана воздуха”.

- Подводя итоги, хочу сказать: Человек живет на Земле. Сеет хлеб, строит дома, строит дымящие заводы и вредит природе.

Каждый организм – это частичка окружающего мира. Человек – тоже частичка окружающего мира. Зная это, мы должны понимать, что с природой надо обращаться бережно, любить и беречь: “Дом, в котором мы живем”.

Награждение самых активных участников. Призы.

  1. Зря страницы не листайте, где закладка там читайте! (Закладка)
  2. Вам линейка. Прямота – главная ее черта.
  3. Вам ластик иль резинка - чумазенькая спинка.
    Но совесть у нее чиста! Помарки вытерла с листа.
  4. Вы возьмите карандашик
    Он испишет сто бумажек
    Школьник пишет и растет, а карандаш на оборот.
  5. Ты фломастеры возьми, пригодятся всем они.
  6. Цветную бумагу в умелые ручки, пусть эти ручки не знают скуки.