Образовательная цель: Расширение экологически значимого опыта взаимодействия учащихся с природой, знаний о взаимосвязях в природе, между природой и обществом.
Коррекционно-развивающая цель: Развитие интереса к изучению природы, коррекция монологической речи, расширение кругозора учащихся.
Воспитательная цель: Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя.
Был, говорят, где-то случай такой
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуется, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: “Где наш гараж?”
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое, лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
- Как называется город, в котором мы живем?
- В какой стране находится наш дом?
- На каком материке расположена Россия.
- Где находится материк Евразия? На какой планете? (Вывешивается контур России на карту полушарий, на карте России обозначен г. Усть-Илимск)
- Мы живем на планете Земля, у нас над головой общая крыша – голубое небо; под ногами общий пол – земная поверхность; у нас одна на всех лампочка и печка – ласковое солнце; у нас общий водопровод – дождевые тучи; и вентилятор у нас тоже один на всех – это ветер.
И сегодня мы будем учиться хорошо, знать, любить и беречь – (открывается тема на доске) “Дом, в котором мы живем”.
- Попробуем раскрутить глобус, какого цвета будет вертящийся глобус? (Синего). 2/3 земной поверхности занимает вода.
Загадка:
Я и туча и туман
Я река и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)
- Приглашаю вас в I тур, который будет посвящен воде. (Открывается название I тура на доске). “Реки, речки и моря по Земле текут не зря”. Предлагаю вам ребята ответить на вопросы (самые активные участники получают призы).
Вопросы:
- Сколько океанов на Земле?
- Как называется начало реки?
- В роднике вода всегда. А откуда в нем она? (Подземные воды)
- Какое озеро самое глубокое на Земле? (Байкал)
- Как называются волны, вызванные подводным землетрясением? (Цунами)
- Перечислить моря, названия которых обозначают цвет. (Красное, Черное, Желтое, Белое)
- Без воды жить на Земле невозможно. Как люди используют воду?
- Конечно, людям нужна не любая вода, а только чистая, пресная. Но с водой люди обходятся плохо: загрязняют водоемы, не экономно используют, вырубают леса вокруг водоемов, водоемы мелеют.
- Воду нужно охранять. Как это правильно сделать мы узнаем, выслушав сообщение об охране водоемов от загрязнения. (Доклад)
- Чтобы узнать, как называется II тур, предлагаю отгадать загадку:
Есть у ребят зеленый друг
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек! (Лес)
- Этому зеленому другу и будет посвящен II тур “Про зеленые леса и лесные чудеса”
1 задание. Я буду называть деревья и кустарники, а вы отметьте, которые растут в нашей местности: (да, нет) береза, ель, саксаул, каштан, баобаб, кедр, липа, сосна, клен, верба, рябина.
2 задание. Лес дарит нам здоровье. Это легкие планеты. Это тот завод, что выпускает кислород. Всегда ли мы платим ему благодарностью за это? Знаете ли вы как вести себя в лесу? (Предлагаются карточки с ситуациями)
- Находясь в лесу ты пойдешь по тропинке или по траве, или пробираясь через кусты и ломая ветви? Почему?
- Если в лесу тебе встретится цветочная поляна. Как ты поступишь: нарвешь букет или нет? Почему?
- Как поступить если на пути обнаружишь птичье гнездо?
- Стоит ли брать с собой собаку? Почему?
Стихотворение:
Лес очень любит пеших
Для них совсем он свой
Здесь где-то бродит леший
С земной бородой
Жизнь кажется иною
И сердце не болит, когда над головою
Как вечность лес шумит …
- Бегут по Земле реки и речки, плещутся моря и океаны, шумит листвой зеленые леса, а над морями и горами над зелеными лесами раскинулось огромное голубое … небо. III тур так и называется “Какое небо голубое”.
Стихотворение:
Льется с неба синий цвет
И конца у неба нет,
Кто мне сможет дать ответ:
Почему оно такое?
Голубое, голубое?
Сообщение “Почему небо голубое”.
- В небе живут разные слова. Попробуйте их найти (на доске плакат, дети угадывают слова) солнце, метеорит, звезды, радуга, орбита, планета.
сол | метео | звез | ра | |||
рит | дуга | нета | бита | |||
ор | пла | нце | ды |
Рисунок 1
- Небо, атмосфера, воздух – это единое целое. Поговорим о воздухе. Какое значение имеет воздух в жизни человека, животных, растений? (Ответы детей)
- К сожалению, в больших городах воздух сильно загрязнен. Доклад “Охрана воздуха”.
- Подводя итоги, хочу сказать: Человек живет на Земле. Сеет хлеб, строит дома, строит дымящие заводы и вредит природе.
Каждый организм – это частичка окружающего мира. Человек – тоже частичка окружающего мира. Зная это, мы должны понимать, что с природой надо обращаться бережно, любить и беречь: “Дом, в котором мы живем”.
Награждение самых активных участников. Призы.
- Зря страницы не листайте, где закладка там читайте! (Закладка)
- Вам линейка. Прямота – главная ее черта.
- Вам ластик иль резинка - чумазенькая спинка.
Но совесть у нее чиста! Помарки вытерла с листа. - Вы возьмите карандашик
Он испишет сто бумажек
Школьник пишет и растет, а карандаш на оборот. - Ты фломастеры возьми, пригодятся всем они.
- Цветную бумагу в умелые ручки, пусть эти ручки не знают скуки.