На сцене – стол. На столе – портрет офицера в форме военного времени, вазочка с красными гвоздиками, подсвечник. Ведущая, одетая по моде 40-50-х годов (белое платьице, туфли с белыми носочками), выходит на сцену и зажигает возле портрета свечку, на мгновение замирает…
Ведущая: Все наши праздники люблю и
чту.
Но День Победы – это День Победы.
Душа летит в такую высоту –
Летит за невернувшимися следом… (Ю. Друнина)
“От советского информбюро…” (звучит голос Левитана).
Ведущая: Я родом не из детства – из
войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства – из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.
Я родом не из детства – из войны.
И может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя – шершавые ладони.
Я родом не из детства – из войны.
Прости меня – в том нет моей вины… (Ю. Друнина)
Ведущая (ученица): Та же дверь.
Те же стены.
Так же дети бегут гуртом.
Та же самая “тётя Лена”
Суетится возле пальто.
В класс вошла.
И за парту села,
Где училась я десять лет.
На доске написала мелом:
“Икс + Игрек равняется Зет”
… Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
Звучит песня Б. Окуджавы “До свидания, мальчики…” в исполнении ведущей и учителя музыки.
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры…
На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!...
Ах, война, что ты, подлая, сделала –
Вместо свадеб разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим,
Сапоги – ну куда ж от них денешься,
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом…
Звучит марш “Прощание Славянки”, с начала очень громко, который постепенно затихает.
Ведущая: На полянке разминаются
оркестры духовые
И играют марш известный неизвестно для чего.
Мы пока ещё все целы, мы покуда все живые,
А когда нагрянет утро – там посмотрим кто кого.
И ефрейтор одинокий шаг высокий отбивает,
У него глаза большие, у него победный вид…
Но глубоко, так глубоко, просто глубже не бывает,
Он за пазухою письма треугольные хранит.
Лейтенантик моложавый (он назначен к нам
комбатом)
Смотрит в карту полевую, верит в чудо и успех.
А солдат со мною рядом называет меня братом:
Кровь, кипящая по жилам, нынче общая для всех.
(Марш выключить совсем)
Смолкли гордые оркестры – это главная примета.
Наготове все запасы: крови, брани и свинца…
Сколько там минут осталось… три-четыре до
рассвета,
Три-четыре до победы… три-четыре до конца. (Б.
Окуджава)
Чтец-мальчик: Приходят к дедушке
друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять
Рассказов откровенных,
Ведь повторять –
Опять терять
Товарищей военных,
Которых ищут до сих пор
Награды боевые,
Один – сержант, другой – майор, а больше –
рядовые.
Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их…
Но верю я – они придут, приедут….
Исполняется песня “Вспомните, ребята…” В. Берковского – на сцену быстро выбегают дети, ученики 4-го класса в белых рубашках; строятся; вместе с ними учитель. Песня исполняется как диалог.
Ведущая: И когда над ними грянул
смертный гром,
Нам судьба иное начертала,
Нам – непризывному, нам – неприписному,
Воинству окрестного квартала…
Сирые метели след позамели, все календари
пооблетели,
Годы нашей жизни, как составы пролетели,
Как же мы давно осиротели….
Ученики: Вспомните, ребята,
вспомните ребята,
Это трудно вымолвить словами,
Как они стояли у военкомата,
С бритыми навечно головами…
Ведущая (ученица): Нет, это не
заслуга, а удача –
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии – потом…
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ. (Ю. Друнина)
Ведущая: Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа, одна,
Ты должна оторваться
И бруствер
Проскочить под обстрелом должна.
Ты должна. Хоть вернёшься едва ли,
Хоть “Не смей!” повторяем комбат
Даже танки (они же из стали!)
В трёх шагах от окопа горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притвориться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
“Сестрица!”
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит…
Исполняется песня “Сестра, ты помнишь как из боя…” - исполняют взрослые: ведущая, учитель музыки и двое мужчин, преподавателей школы.
Сестра, ты помнишь как из боя
Меня ты вынесла в санбат.
Остались живы мы с тобою
В тот раз, товарищ мой и брат.
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы,
Победы над врагом кровавым
На всю оставшуюся жизнь.
На всю оставшуюся жизнь.
Горели Днепр, Нева и Волга,
Горели небо и поля.
Одна беда, одна тревога,
Одна судьба, одна земля.
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит горя и печали,
Где те, кого мы потеряли
На всю оставшуюся жизнь.
На всю оставшуюся жизнь.
Сестра и брат, взаимной верой
Мы были сильными вдвойне.
Мы шли к любви и милосердью
В немилосердной той войне.
На всю оставшуюся жизнь
Запомним братство фронтовое,
Как завещание святое
На всю оставшуюся жизнь.
На всю оставшуюся жизнь…
Чтец (ученик): За утратою – утрата,
Гаснут сверстники мои.
Бьёт по нашему квадрату,
Хоть давно прошли бои.
Что же делать? Вжавшись в землю,
Тело бренное беречь?
Нет, такого не приемлю,
Не об этом вовсе речь.
Кто осилит сорок первый, будет драться до конца.
Ах, обугленные нервы, обожжённые сердца!...
Начинает звучать песня “В лесу прифронтовом”, исполняется 1-ый куплет, исполняет девочка-ученица далее под проигрыш музыки звучит стихотворение.
Ведущая: Где-то около Бреста вдруг
вошла к нам в вагон
Невесёлая песня военных времён.
Шла она по проходу и тиха, и грустна
Сколько было народу – всех смутила она.
Подняла с полок женщин, растревожила сны,
Вспомнив всех не пришедших с той, последней
войны.
Как беде своей давней мы вздыхали ей вслед.
И пылали слова в ней, как июньский рассвет.
Песня вновь воскрешала то, что было давно,
Что ни старым, ни малым позабыть не дано.
И прощалась поклоном, затихала вдали…
А сердца по вагонам всё за песнею шли… (А.
Дементьев)
Исполняется последний куплет “В лесу прифронтовом” - ведущая (учитель) и девочка (певица).
Чтец (мальчик): Его зарыли в шар земной,
а был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой, без званий и
наград.
Ему как мавзолей земля – на миллион веков,
И Млечные Пути пылят вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят, метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят, ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой… руками всех друзей
Положен парень в шар земной, как будто в мавзолей.
(С. Орлов)
Исполняется песня из к/ф “Офицеры” - “О героях былых времён…” - исполняют взрослые участники праздника.
О героях былых времён не осталось порой имён,
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землё, травой…
Только светлая доблесть их сохранилась в сердцах
живых,
Этот вечный огонь нам завещанный от них
Мы в сердцах храним.
Посмотри на моих бойцов – целый мир помнит их в
лицо,
И глаза молодых солдат с фотографий увядших
глядят,
Это взгляд словно высший суд для ребят, что
сейчас растут,
И мальчишкам нельзя не солгать, не обмануть, ни с
пути свернуть…
Ведущая (учитель): Старики умирать не
боятся.
Им геройски погибнуть не труд.
Только нечего зря распаляться:
Всё равно их на фронт не берут.
Умирают в боях молодые,
Хоть не хочется им умирать, --
Лишь надежды свои золотые
Оставляют меж нами витать.
И бесшумная их эскадрилья
Наводняем и полдень и мрак…
Тени чёрные, белые крылья,
И от глаз не укрыться никак. (Б. Окуджава)
Исполняется фрагмент песни “Я сегодня до зари встану…”(песня звучит в записи). В этот момент на экране демонстрируется слайд-шоу, составленное из снимков участников Великой Отечественной Войны, родственников тех, кто подготовил этот праздник, с подписями (и учащихся, и учителей)
1-ый чтец: Обращаюсь ко всем живущим,
Разных стран и наречий разных:
Ради жизни веков грядущих
Объявить повсеместный праздник – День без
выстрела на Земле!
2-й чтец: Если праздник удачным будет,
Можно силы свои утроить,
Сговориться надёжно людям,
И на радость людей устроить – Год без выстрела на
Земле!
3-й чтец: Год без выстрела дней
спокойных,
Год без пыток ночей осторожных,
Вот тогда позабыв о войнах,
Начинать уже будет можно – Век без выстрела на
Земле!
4-й чтец: И Земля зацветёт отменно,
Из кровавого выйдет круга.
Мы разучимся постепенно
На Земле убивать друг друга – Жизнь без выстрела
на Земле!
Все вместе: Жизнь без выстрела на Земле.
Исполняется песня учащимися 11-ых классов “Не отнимайте солнце у детей”.
1. Один рассвет для всех
Горстями дарит солнце.
Наш звонкий детский смех
О души взрослых бьется.
Луч солнца из окна,
Что утром мирно светит,
Ты защити, страна,
Чтоб улыбались дети!
Припев:
2. Мы вырастем и все
Поможем вам исправить.
И крест ваш понесём,
И не порушим память.
Луч солнца из окна,
Что утром мирно светит,
Ты защити, страна,
Чтоб жили твои дети!
Припев:
3. Не отнимайте солнце у детей!
И жизнь Земли вовеки не прервется!
Чтоб над Землей звучало каждый день:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет солнце!
Исполняется песня И. Резника “Против Третьей мировой” - хор учеников 4-х кл.
Опять возвращается прошлое –
Бомбежки и плач матерей.
Безумно летит в невозможное
Земля миллионов смертей.
Стоят над страной тучи грозные.
От боли кричит тишина.
Дай мира нам, Господи!
Будь проклята эта война!
Припев:
Войны незаживающая рана
Тебе и мне опять грозит бедой.
У той войны не будет ветеранов,
Не будет их у Третьей мировой.
Пускай не услышит Отечество
Сирены пронзительный вой.
Россия, мое человечество,
Останься, Россия, живой!
И разве случайные гости мы
И этой земле не нужны?...
Дай мира нам, Господи, Господи!
Спаси нас от новой войны!
Припев:
Войны незаживающая рана
Тебе и мне опять грозит бедой.
У той войны не будет ветеранов,
Не будет их у Третьей мировой.