Цели:
- расширение кругозора студентов;
- развитие умений работать с дополнительными источниками информации, составлять презентации;
- воспитание уважения к таланту и труду выдающихся людей.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ведущий 1.
Ракета небо прочертила,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров…
И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей;
Над Падуном плотиной сжатым, –
Свет электрических огней!
Все это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук!
Ведущий 2. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы провели небольшой опрос среди студентов техникума: “Каких знаменитых людей они знают?” Им были показаны фотографии 6 талантливых людей. Необходимо было узнать их и рассказать в какой области человек прославился. Лучше всех с заданием справились студенты группы ТЭМ-1т. Они знают всех перечисленных великих людей. Студентки из группы ОП – 1т нашли среди портретов великих своих однокурсниц. Будем надеяться, что в будущем мы будем гордиться ими. Студенты группы ТАМ-1т узнали на фотографиях Ломоносова, Дарвина, Леонардо да Винчи.
Ведущий 3. Лихтенберг сказал: “Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас”. И наш устный журнал посвящен великим людям, которые посвятили свою жизнь благополучию будущих поколений. Слушайте внимательно, т. к. по окончании выступлений ведущих мы будем задавать вопросы викторины и вручать поощрительные призы. А затем подведем итог всех викторин, и наиболее эрудированный студент получит супер-приз.
Ведущий 4. Пифагор родился в Ионии. Так называлось освоенное греками в начале 1 тысячелетия до н. э. западное побережье Малой Азии вместе с примыкающими к нему островами. Точный год его рождения неизвестен. Отцом ученого чаще всего называются Мнесарх, житель Самоса, но, по многим версиям, родился Пифагор не на этом острове, а в Финикии – либо в Тире, либо в Сидоне.
Удивлявшие окружающих способности Пифагора раскрылись уже в раннем возрасте. Видя это, Зоил, дядя Пифагора, решил отдать племянника в школу Ферекида из Сароса, одного из семи тогдашних греческих мудрецов, автора “Теогонии”. Затем Пифагор поехал на учебу в Египет.
После долгих лет добровольного изгнания Пифагор возвратился на свой родной остров Самос. Точная дата его возвращения неизвестна, но, согласно Порфирию, Пифагору исполнилось тогда около сорока лет.
Он решил основать школу, надеясь передать юным согражданам накопленные знания, но желающих не оказалось. Тогда Пифагор предложил одному из юношей из гимнассии приходить к нему на занятия, пообещав платить ему за это. Молодой человек был беден и согласился. Через некоторое время учитель захотел прервать занятия под предлогом, что у него нет средств для пропитания, и тогда ученик выразил готовность платить за учебу.
В 525 году до н. э., отправившись на юг Италии – в город Кротон. Пифагор вскоре после приезда встретился со старейшинами Кротона и очаровал их. “Мы хотим, чтобы ты поделился своей мудростью с нашей молодежью”, – попросили они, и Пифагор выразил готовность немедленно выступить с речью. Публика не только поняла и приняла идеи Пифагора, но и выслушала его на одном дыхании, жадно ловя каждое его слово. Пифагор давал людям советы как им жить. Многие кротонцы прислушались к этим советам и стали вести более скромный образ жизни. Это помогло со временем найти деньги, необходимые для реконструкции города.
Успех проповеди позволил Пифагору открыть в Кротоне училище и начать обучение местной молодежи. Так возникло содружество пифагорейцев, просуществовавшее в течение многих веков. Желающие вступить в братство проходили необычное собеседование. По ходу разговора Пифагор проверял, насколько сильно они привязаны к своим родителям и друзьям. Посещать занятия кандидат мог только через три года и при этом попадал в разряд “слушателей” – получал право внимать Пифагору лишь через занавеску, не видя его. При этом слушатель обязан был молчать в течение пяти лет, пока длилась эта стадия обучения. Все это Пифагор делал, чтобы убедиться в твердом желании кандидата учиться и вместе с тем воспитать в нем чувство преклонения перед учителем. Лишь после этого “слушатель” мог оказаться по другую сторону занавеса и стать “учеником”, получившим право беседовать с учителем.
На основе училища возникло тайное общество, чем дальше, тем больше приобретавшее черты тоталитарной религиозной секты. Члены братства должны были бросить свои семьи, отдать свое имущество на благо общины посвятить жизнь учителю – Пифагору. Имущество полагалось отдавать уже на стадии “слушательства”. Если же кто-то желал покинуть училище, то ему возвращалось имущество в двойном размере, после чего пифагорейцы насыпали в его “честь” могильный холм и в дальнейшем, встречаясь с ним на улицах, не желали замечать отступника и говорили о нем как об умершем.
Практиковавшиеся в пифагорейском братстве строгие ограничения распространялись и на пищу. Пифагор, веривший в переселение душ, запретил употребление мяса: ведь человеческие души могли перевоплощаться и в животных. Завтракали они куском хлеба с медом или пчелиными сотами. Овощи предписывалось есть сырыми, и было строго-настрого запрещено крошить хлеб на кусочки. Бобы Пифагор не любил, и членам братства запрещалось не только, есть их, но даже притрагиваться к ним.
Исследования в братстве проводились коллективно и все приписывались Пифагору, и потому неизвестно кто именно сделал то или иное открытие. Аристотель признавал, что Пифагор и его ученики первыми начали изучать математику, что именно благодаря пифагорейцам произошло становление ее как науки. Пифагор видел числа везде и во всем и связывал с ними все вещи и явления внешнего мира. Так, например, нечетные числа, не делящиеся пополам без остатка, он считал “совершенными”, ибо они “конечны”, “правильны” и “неделимы”. Вещи, которые можно без остатка разделить пополам, и, следовательно, обладавшие противоположными качествами, он связывал с четными числами.
Число “1” традиционно считалось первоисточником всех чисел, или “монадой”. Двоичную основу четных чисел назвали “диадой”. Пифагор пришел к выводу, что первое нечетное число, “3”, связано с мужским началом. Женское начало, менее ценное с точки зрения Пифагора, получило число “2”. Число “5” символизировало брак, “4” – правосудие, “7” -счастье, “8” – покой, “9” – равенство, “10” – полноту или завершенность. Пифагор устанавливал связи между числами и использовал их для решения задач.
Пифагор был не только математиком и философом, но и теоретиком музыки. Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в то, что такая музыка необходима для очищения души и врачевания тела и способна помочь разгадать любую тайну. Однажды, проходя мимо кузнецы, Пифагор услышал, как удары молотов создают вполне определенное созвучие, и после этого занялся экспериментами, пытаясь найти соотношения между высотой тона и числами. С помощью чаши с водой и однострунной арфы он изучил взаимосвязь между уровнем воды и длиной струны и обнаружил, что половина длины струны поднимает ноту на одну октаву вверх. Восемь звуков – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до – древнейшая музыкальная гамма. В основе современной темперированной гаммы лежит изобретение, за которое мы должны благодарить Пифагора. Пифагорова теория музыки достигла даже небес. Пифагор разделял представление о сферическом мироздании и при этом первым назвал Вселенную “космосом”.
Пифагор женился, когда ему исполнилось 60 лет. Жена и дети являлись верными его последователями. Известно, что Феано – жена Пифагора была автором книги “О благочении”, а сын Телавг – “О тетракиде”. Другие дети также сочиняли пифагорейские сочинения, но никаких подробностей о них не сохранилось.
В дошедших до нас источниках Пифагор часто предстает человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Будто бы он умел разговаривать с животными и мог заранее сказать рыбакам, тянувшим сеть, сколько рыб они поймали. Ему принадлежали “верные предсказания землетрясений, быстрые прекращения чумы, мгновенные остановки шквальных ветров, градов и ливней”.
Точно неизвестно где и в каком возрасте умер Пифагор. Называются разные числа: 85, 90 или даже 150 лет.
Вопросы викторины:
- Где родился Пифагор? (В Ионии.)
- В каком городе было Пифагором открыто училище? (В Кротоне на юге Италии.)
- Какой овощ был запрещен для употребления в пифагорейском братстве? (Бобы.)
- Какое число Пифагор считал первоисточником чисел? (1)
Ведущий 5. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел с матерью. Вскоре его отец женился на богатой и знатной девушке. Но их брак оказался бездетным, и отец забрал своего трехлетнего сына на воспитание. В Италии в то время к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Сейчас трудно сказать, догадывался ли кто-то, что имеет дело с будущим гением.
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах, и вскоре отец женился повторно. Он прожил 78 лет, был четырежды женат, имел 12 детей. Младший брат отца, Франческо, воспитывал мальчика. Дядя был философом по складу мышления и бездельником по роду занятий. Дух свободы, с детства привитый Леонардо легкомысленным Франческо, возможно, побуждал впоследствии художника бросать незавершенные шедевры и устремляться к новым вершинам. Отец пытался приобщить сына к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Существует легенда о начале пути художника. К отцу Леонардо обратился крестьянин с просьбой найти художника, способного расписать щит из фигового дерева. Пьеро поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто “страшное”. Он принес в свою комнату змей и насекомых причудливого вида и написал на щите фантастического дракона. Ошеломленный отец отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо.
Мастерская Верроккьо находилась под покровительством известного мецената Лоренцо Медичи. Он заказывал картины, скульптуры и элементы интерьера для своих дворцов. Благодаря этим заказам родились первые творения Леонардо: медный шар и распятие для купола собора Санта Мария дель Фьоре. Верроккьо развивал художественный вкус своих подопечных. Мастер исследовал античные образцы и использовал современные достижения. Он изучал тригонометрию, занимался вскрытием трупов, чтобы точнее изображать человеческое тело. Учитель оказал огромное влияние на метод и творчество Леонардо.
Однажды Верроккьо получил заказ на картину “Крещение Христа” и поручил Леонардо написать одного из ангелов. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
Леонардо создал поистине шедевры живописи: фреску “Тайная вечеря”, картину “Мона Лиза”.
Самое удивительное свойство Леонардо – всеохватность его гения. Невероятно, но в числе его увлечений были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане он был распорядителем придворных пиров. Однажды Леонардо увидел, как миланский герцог вытирает нож об одежду своих соседей, пришел в ужас и … изобрел салфетки. Правда придворные стали их подстилать под себя, и идея Леонардо не прижилась. Современники подозревали мастера в колдовстве, а потомки пришли к мысли, что тут не обошлось без вмешательства внеземных цивилизаций. Среди прочих чудес Леонардо особое место занимают его механизмы. Леонардо пришел к открытию шарикового подшипника, нескольких вариантов зубчатых передач, роликовой цепи. Он создал эскизы подводной лодки, парашюта, дельтаплана, металлургических печей, печатного станка. Большая часть замыслов Леонардо не была реализована при жизни мастера. Основная причина – дефицит или отсутствие сырья. Поскольку рукописи мастера долгое время были утрачены, авторами его изобретений считаются совсем другие люди. Правда пришли они к идеям Леонардо с отставанием на века.
Вопросы викторины:
- Что написал на фиговом щите Леонардо да Винчи? (Фантастического дракона.)
- Почему учитель Леонардо Верроккьо забросил кисть и не возвращался больше к живописи? (Потому что ученик превзошел учителя.)
- Назовите шедевры живописи Леонардо. (Фреска “Тайная вечеря”, портрет “Мона Лиза”.)
- Какими конструкторскими изобретениями прославился Леонардо? (Изобрел шариковый подшипник, нескольких вариантов зубчатых передач, роликовую цепь. Он создал эскизы подводной лодки, парашюта, дельтаплана, металлургических печей, печатного станка.)
Ведущий 6. “В 1711 году, в эпоху, когда Петр I совершал свои великие преобразования и когда плод этих преобразований – Полтавская победа, – уже решила вопрос о будущности России, как могущественного европейского государства”, родился человек, который окончательно разделил науку и искусство, чудесным образом сочетая и объединив их в своем творчестве, “будущий славный русский ученый и поэт” – произошло это 19 ноября в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урожденной Сивковой) Ломоносовых.
О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но “в крайнем невежестве воспитанный”. Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз – на вдове Ирине Семеновне. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась “злой и завистливой мачехой”.
Лучшими моментами в детстве М. В. Ломоносова были, по-видимому, его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий ученый в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.
Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви Сабельников. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Страсть к знаниям, тяжелая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение – оставить родной дом и отправиться в Москву. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить.
В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом “Грамматику” Смотрицкого и “Арифметику” Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России – в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.
О своем поступлении в “Спасские школы”, то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию М. В. Ломоносов пишет: “В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день, а в седьмой 4 копейки на день”.
В письме И. И. Шувалову он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени: “...Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил… Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться”! Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведен из нижнего класса во второй, и в том же году – в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий.
В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии. В следующем, 1735 году, не дойдя еще до богословского класса, Ломоносов из философского был вызван в Академию Наук, и вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.
В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей для учебы в Европу. За границей Ломоносов пробыл пять лет. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения.
В 1741 году Ломоносов смог вернуться в Петербург.
В 1745 году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году – о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведет свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов.
В 1749 году, в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит “Слово похвальное императрице Елизавете Петровне”, имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создает ему массу завистников.
В 1753 году, Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики. Для этих целей 6 мая 1753 императрица Елизавета жалует Ломоносову мызу Усть-Рудица и четыре окрестных деревни.
В 1756 году Ломоносов отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1759 году он занят устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, причем опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование.
В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием его сочинения “О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном” в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь.
Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает, 4 апреля 1765 года.
В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.
Вопросы викторины:
- В каком году родился М.В. Ломоносов? (1711)
- С какого возраста Ломоносов начал ходить с отцом в море? (С 10 лет.)
- Кто обучал грамоте Михаила? (Дьячок местной Дмитровской церкви Сабельников.)
- Назови книги и авторов, которые Ломоносов взял с собой отправляясь на учебу в Москву? (Грамматика” Мелентия Смотрицкого и “Арифметика” Леонтия Магницкого.)
- Как называлась школа в которой учился Ломоносов? (Спасскими школами.)
- За сколько лет окончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию? (5 лет.)
Ведущий 7. Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт появился на свет 27 января 1756 года в маленьком доме в центре Зальцбурга. Из семерых детей Леопольда и Марии Анны Моцарт до совершеннолетия дожили только он и его старшая сестра Анна Мария. За мальчиком закрепилось другое имя “Амадей”, то есть по-латыни “любимый Богом”. В детстве Моцарт находился под огромным влиянием своего отца – Леопольда. Одаренный хорошо образованный скрипач, Леопольд занимался музыкальной теорией.
Мать Амадея Мария Анна – миловидная женщина, любящая жена и заботливая мать – очень любила шутки и всевозможные розыгрыши. Именно от нее Моцарт унаследовал свой легкий характер.
В доме Леопольда всегда звучала музыка. Однажды трехлетний Амадей, слушая, как его сестра разучивает мелодии, подошел к клавесину и точно воспроизвел их с начала до конца. Отец понял, что сын феноменально одарен от природы. С 4-х лет он начал обучать Амадея игре на клавире, а год спустя Моцарт сочинил свои первые произведения.
Довольно скоро Моцарт – старший, решив, что Амадей постиг основы музыки и композиции, отправился с ним и дочерью по королевским дворцам и замкам Европы. Отец надеялся, что гастроли помогут найти сыну влиятельного и богатого покровителя, тем самым обеспечив ему безбедное существование.
Амадей вместе с отцом и сестрой прибыл в Мюнхен, когда ему исполнилось 6 лет. Его пригласили выступить перед австрийской императрицей Марией Терезией. Леопольд научил Амадея не просто играть любые мелодии по заказу вельможных слушателей, но и исполнять их с завязанными глазами. Это привело в восхищение весь австрийский двор. Императрица посадила Амадея к себе на колени и даже позволила поцеловать себя в щеку.
В возрасте 7 лет Моцарт начал изучать сочинения современных ему композиторов. Он вместе с отцом продолжал колесить по Европе. Они побывали во Франкфурте, Париже, Лондоне, Амстердаме. На Рождество 1763 года Амадей с родителями побывал на торжественном обеде, а затем выступил перед королем Людовиком XV.
Репутация Амадея еще более укрепилась, но он так и не стал придворным музыкантом. Более того, он редко получал денежное вознаграждение за свои концерты. Причиной всех неудач был Моцарт – старший. Хотя вельможи восхищались талантом Амадея, но все они очень быстро уставали от настойчивых, бесцеремонных притязаний его отца.
В Болонье 14-летнего Амадея приняли в Филармоническую академию. Наконец, юноша написал для миланского карнавала оперу “Митридат, царь Понтийский”, имевшую огромный успех. В 1787 году император Иосиф II предложил Моцарту место придворного композитора. Поскольку у него были финансовые трудности, то Моцарт согласился.
Умер Моцарт в 35 лет. После смерти резко возросла его популярность в 1791 году. Во многих городах Германии стали ставить оперы Моцарта, включая “Волшебную флейту", “Свадьбу Фигаро”. Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества – музыкальный театр. После смерти по всему миру стали издавать его ноты, воздвигать памятники, организовывать музыкальные конкурсы и фестивали.
Вопросы викторины:
- В каком возрасте Моцарт сочинил свои первые произведения? (В 5 лет.)
- Как переводится с латинского языка имя “Амадей”? (“Любимый Богом”.)
- Чем покорил Моцарт двор австрийской императрицы Марии Терезии? (Исполнением музыкальных произведений с завязанными глазами.)
- Какая опера была написана Моцартом для миланского карнавала? (Опера “Митридат, царь Понтийский”, имевшая огромный успех.)
- Сколько лет прожил Моцарт? (35 лет.)
Ведущий 8. В Великобритании в городе Шрусбери 12 февраля 1809 года родился Чарльз Дарвин. У него были брат и четыре сестры. Его отец Роберт Дарвин, продолжая семейную традицию, был врачом. Его мать Сьюзен Веджвуд происходила из богатой семьи промышленников. Ей были свойственны либеральные умонастроения, а также интерес к науке и искусству.
Уже в 8 лет Чарльз лишился матери, и его воспитанием занялась старшая сестра Каролина. Через год его оправили в гимназию-пансион, где в свое время учились отец и дед. Учился мальчик посредственно, т.к. его не интересовали поэмы Гомера, древняя философия и история. Чарльза привлекали естественные науки, которые в школе не преподавались. Он сам стал наблюдать за птицами и животными и записывал самое интересное. Чарльз ходил на берег реки собирать насекомых и камни. Словом, главным его учителем стала сама природа.
Когда Чарльзу исполнилось 16 лет отец отправил его изучать медицину в Эдинбургский университет. Занятия по медицине и анатомии не привлекали Дарвина, и он потерял интерес к учебе. Как студент-медик он дважды присутствовал на проведении операций. Причем оба раза Чарльз сбегал из операционной – настолько тяжелое впечатление производило на него увиденное. Тогда обезболивание не применялось, и воспоминания об этих операциях преследовали его в течение многих лет. Тогда Дарвин понял, что никогда не станет врачом.
На втором году обучения Дарвин перестал посещать лекции, вступил в Плиниевское студенческое общество при университете, занимавшееся естественными науками. Здесь он задумался об идее эволюции.
Обеспокоенный отказом сына от карьеры врача, Роберт Дарвин посоветовал ему стать пастором. Тот поступил на богословский факультет Кембриджского университета. Помимо занятий Чарльз посещал лекции профессора ботаники Джона Хенслоу. Вскоре он подружился с этим ученым и многому научился от него.
Дарвин мечтал о путешествиях. В 1831 году его мечта сбылась – он отправился в кругосветное путешествие на корабле “Бигл”. Дарвин побывал в Южной Америке, на Галапагосских островах, в Австралии, на Таити. Во время путешествия он собирал окаменелости, изучал образцы местной флоры и фауны. В 1836 году судно вернулось в Англию.
Возвратившись из кругосветного путешествия, Дарвин стал записывать свои впечатления. Это положило начало его работе над теорией эволюции. 24 ноября 1859 года вышла в свет книга Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора”. Тираж в 1250 экземпляров был распродан в первый же день. Быстро разошлись и дополнительные 3000 экземпляров.
После выхода книги ученые, церковь и простые читатели разделились во взглядах на теорию. Газеты часто высмеивали эволюционную теорию Дарвина. Но, тем не менее, в 1864 году Дарвин получил медаль Копли – высшую награду лондонского Королевского общества.
Вопросы викторины:
- Кем был по профессии отец Чарльза Дарвина? (Врач.)
- Что изучал Дарвин в Эдинбургском университете? (Медицину.)
- На каком факультете Кембриджского университета учился Дарвин? (На богословском факультете.)
- На каком корабле Дарвин совершил кругосветное путешествие? (“Бигл”.)
- В каком году вышла в свет книга Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора”? (в 1859)
Ведущий 9. Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в южно-германском городе Ульме, в небогатой еврейской семье. Отец, Герман Эйнштейн был в это время совладельцем небольшого предприятия по производству перьевой набивки для матрасов и перин. Мать, Паулина Эйнштейн, происходила из семьи состоятельного торговца кукурузой Юлиуса Дерцбахера. Летом 1880 года семья переселилась в Мюнхен, где Герман Эйнштейн вместе с братом Якобом основал небольшую фирму по торговле электрическим оборудованием. В Мюнхене родилась младшая сестра Эйнштейна Мария.
Маленький Альберт не был вундеркиндом. Многие, напротив, сомневались в его полноценности. Младенец со слишком большой головой доставал немало огорчений матери, подозревавшей врожденное уродство. Трехлетний Альберт не мог произнести ни слова, и родители уже смерились с тем, что сын отстает в развитии. Каково же было их изумление, когда в один прекрасный день мальчик заговорил, демонстрируя словарный запас взрослого человека!
Начальное образование Альберт Эйнштейн получил в местной католической школе. Около 12 лет пережил состояние глубокой религиозности, однако вскоре чтение научно-популярных книг сделало его вольнодумцем и навсегда породило скептическое отношение к авторитетам. Кроме того, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни.
В гимназии он не был в числе первых учеников (исключение составляли математика и латынь). Укоренившаяся система механического заучивания материала учащимися (которая, как он считал, наносит вред самому духу учебы и творческому мышлению), а также авторитарное отношение учителей к ученикам вызывало у Альберта Эйнштейна неприятие, поэтому он часто вступал в споры со своими преподавателями.
В 1894 году Эйнштейны переехали из Мюнхена в итальянский город Павию, близ Милана, куда братья Герман и Якоб перевели свою фирму. Сам Альберт оставался с родственниками в Мюнхене еще некоторое время, чтобы окончить все шесть классов гимназии. Так и не получив аттестата зрелости, в 1895 году он присоединился к своей семье в Павии.
Осенью 1895 года Альберт Эйнштейн прибыл в Швейцарию, чтобы сдать вступительные экзамены в Высшее техническое училище (Политехникум) в Цюрихе и стать преподавателем физики. Блестяще проявив себя на экзамене по математике, он в то же время провалил экзамены по ботанике и французскому языку, что не позволило ему поступить в Цюрихский Политехникум. Однако директор училища посоветовал молодому человеку поступить в выпускной класс школы, чтобы получить аттестат и повторить поступление.
В кантональной школе Альберт Эйнштейн посвящал свое свободное время изучению электромагнитной теории Максвелла. В сентябре 1896 года он успешно сдал все выпускные экзамены в школе, за исключением экзамена по французскому языку, и получил аттестат, а в октябре 1896 года был принят в Политехникум на педагогический факультет.
В 1900 году Эйнштейн закончил Политехникум, получив диплом преподавателя математики и физики. Экзамены он сдал успешно, но неблестяще. Многие профессора высоко оценивали способности студента Эйнштейна, но никто не захотел помочь ему продолжить научную карьеру.
В 1901 году, Эйнштейн получил гражданство Швейцарии, но вплоть до весны 1902 года не мог найти постоянное место работы – даже школьным учителем. Вследствие отсутствия заработка он буквально голодал, не принимая пищу несколько дней подряд. Несмотря на лишения, преследовавшие его в 1900–1902 гг., Эйнштейн находил время для дальнейшего изучения физики. В 1901 г. берлинские “Анналы физики” опубликовали его первую статью “Следствия теории капиллярности”, посвященную анализу сил притяжения между атомами жидкостей на основании теории капиллярности. Эйнштейн работал в Бюро патентов с июля 1902 по октябрь 1909, занимаясь преимущественно экспертной оценкой заявок на изобретения. Характер работы позволял Эйнштейну посвящать свободное время исследованиям в области теоретической физики.
1905 год вошел в историю физики как “Год чудес” В этом году “Анналы физики” –
ведущий физический журнал Германии – опубликовал три выдающиеся статьи
Эйнштейна, положившие начало новой научной революции:
– “К электродинамике движущихся тел”. С этой статьи начинается теория
относительности.
– “Об одной эвристической точке зрения, касающейся возникновения и превращения
света”. Одна из работ, заложивших фундамент квантовой теории.
– “О движении взвешенных в покоящейся жидкости частиц, требуемом
молекулярно-кинетической теорией теплоты” – работа, посвященная броуновскому
движению и существенно продвинувшая статистическую физику.
В 1921 году Эйнштейн получил Нобелевскую премию. Любопытно, что высокой награды была удостоена не известная в широких кругах теория относительности, а открытие закона фотоэффекта. Ученый, довольно сдержанно встретивший это известие, денежную часть передал первой жене Милеве а память об их юношеской мечте завоевать престижную премию сообща.
В конце жизни Эйнштейн страдал серьезным заболеванием сердца. 18 апреля 1955 года, гениальный ученый-физик и гражданин мира скончался в палате пристанского госпиталя. Ученый запретил проводить траурные церемонии. Прах Альберта Эйнштейна был развеян по ветру.
Вопросы викторины:
- Какие предметы не смог сдать Эйнштейн при поступлении в Политехникум? (ботанику и французский язык)
- Какую профессию получил Эйнштейн в Политехникуме? (преподавателя физики и математики)
- За какое открытие Альберт Эйнштейн был удостоен Нобелевской премией? (открытие закона фотоэффекта)
Награждение самого эрудированного студента.
Ведущий 2. Френсис Бэкон сказал: “Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни”. Мы надеемся, что эти слова станут для вас девизом по жизни.